Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №26(2021 год) » Дистанционное обучение. Идеи и педагогическая практика

Тренихина И.Е., Казакова О.Ю. Дистанционная форма вовлечения родителей в образовательный процесс как новая реальность в дошкольном образовании


Автор: Тренихина Ирина Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №4 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.


Автор: Казакова Ольга Юрьевна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №4 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 17 лет, высшая квалификационная категория.


Заглядывая в завтрашний день образования, хочется поразмышлять об образе детского сада. Образование сегодня требует от педагога не только знаний и компетенций  в области психологии, педагогики, но и  владении цифровыми технологиями.

Цифровизация дошкольного образования сегодня стала реальностью и цифровая образовательная среда неотъемлемый элемент образовательного процесса сегодня.

Ситуация, сложившаяся в нашей стране из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции внесла свои коррективы и в работу ДОО. Педагогам пришлось осваивать дистанционные технологии, используя мессенджеры, создавать страницы, группы в социальной сети, для взаимодействия с родителями и детьми, чтобы реализовать дистанционно  образовательный процесс.

Был проведен анализ оценки качества организации и применения дистанционных форм взаимодействия в период самоизоляции, когда детский сад был закрыт.  По представленным результатам можно сделать вывод, что большинство родителей поддерживают данный формат дистанционного взаимодействия в период невозможности посещения ребенком детского сада.

Несмотря на то, что многие семьи устраивает такая форма взаимодействия, но их пугает дистанционное дошкольное образование навсегда, уход от привычного, реального и удобного детского сада.

Можно предположить, что востребованность дистанционного формата взаимодействия  будет возрастать. С каждым годом интерактивных способов коммуникации появляется все больше и мы, применив их в практике образовательной деятельности, выделили преимущества и недостатки дистанционного обучения дошкольников.

Преимущества:

  • Возможность охвата дошкольным образованием более широкого круга, это:

- часто болеющих детей;

- детей, долго не посещающих детский сад;

- детей на домашнем обучении, начиная с раннего возраста;

- детей в адаптационный период;

- консультирования специалистами родителей.

  • Появляется возможность установления оптимального режима занятий, родители сами определяют наиболее подходящее время, когда взаимодействие наиболее продуктивно.

- Удобно, что ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке, где есть доступ к интернету.

- Еще один из плюсов – это возможность смешанного обучения, реальный образовательный процесс дополняется цифровыми ресурсами (это могут быть виртуальные задания, экскурсии, обучающие видеоролики, использование интерактивного оборудования, что позволяет интересно преподнести информацию).

В ходе практического применения  мы столкнулись и с недостатками дистанционного обучения.

- Психологическая и деятельностная несостоятельность в силу возраста, невозможность ребенка самостоятельно без участия взрослого пользоваться цифровыми ресурсами.

- Необходима особая готовность и возможность взрослого к такому типу взаимодействия. Это отдельная мотивация родителя, так как в этом случае он будет нести ответственность за качество образования через условия, которые создает детский сад. Закономерен вопрос, а насколько к этому готов обычный среднестатистический родитель?

-  Требуется адаптирование к содержанию материалов для занятий взрослого с детьми в домашних условиях.

- Практика показала, что не все имеют возможность получения дистанционного обучения в силу сложных материальных условий, так как необходимо оборудование.

- Отсутствие нормативных документов, регламентирующих механизмы дошкольного дистанционного образования, существуют только методические рекомендации. Этого, на наш взгляд, недостаточно, нужен четкий алгоритм и регламент.

Несмотря на недостатки, хочется поделиться позитивным опытом дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников в нашем детском саду.

В рамках реализации образовательных проектов - родители активные участники мастер-классов, партнеры по подготовке в проведении досуговых мероприятий, праздников.

Примеры: Семья воспитанника старшей группы провела для ребят мастер-класс: «Новогоднее украшение на елку». К празднованию Дня защитника Отечества, активно подключились папы воспитанников и приняли участие в создании видеороликов: «Военная зарядка с папами».

С 1 января 2020 года в рамках работы региональной инновационной площадки продолжилась работа по инновационной деятельности по теме: Создание и апробация механизмов внедрения педагогических инноваций информационно-образовательного ресурса ДАКС в практику образовательных учреждений».

Был проведен опрос педагогов, родителей, социальных партнеров: какими социальными сетями они пользуются наиболее активно, с целью продвижения ресурса ДАКС в этой сети.

Выяснилось, что сеть ВК наиболее популярна. Была создана группа  ВК: Дошкольная Академия «Солнышко» - ДАКС. Он адресован тем, кто заинтересован в гармоничном, всестороннем развитии ребенка.

Конечно, сегодня существует много популярных образовательных социальных сетей,

которые могут стать помощниками для образования, публикаций, подготовки занятий и не только.

Но, проделанный анализ позволил выделить некоторые механизмы продвижения нашей инновации (информационно-образовательного ресурса «ДАКС») через социально популярную сеть ВК:

  • Полезный и качественный контент;
  • Профессионализм и авторитет авторов контента;
  • Команда единомышленников группы ВК;
  • Оригинальный, авторский материал, опыт работы, инновации, интересные идеи;
  • Реально реализуемый материал в условиях ДОО;
  • Структура и логика размещения материалов, их эстетическая привлекательность;
  • Тематический принцип, цикличность;
  • Консультации и обратная связь;
  • Возможность диалога, чатов профессионального общения, обмена опытом;
  • Возможность публикации;
  • Наличие конкурсов, фестивалей, викторин, розыгрыш призов;
  • Помощь в аттестации;
  • Наличие фото и видеоматериалов.

 Возможность скачивать материалы и использовать в работе.

В перспективе работы мы планируем создать рабочую базу материалов, которые наработаны за последние несколько лет и у педагогов, и у специалистов, и у сетевых партнеров, в том числе и новых, подумать над новыми структурными разделами, что еще может быть интересно педагогам или родителям, продумать актуальный материал проведения серии вебинаров, идеи для конкурсов. Планируется рубрика актуальных вопросов, а именно модуль для методистов и старших воспитателей.

Впереди у нас много интересных возможностей и открытий, задач, которых предстоит решать вместе.

И в завершении:

Что никогда не отменит цифровизация в жизни дошкольников, живое эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка, высочайшую ситуативность и нелинейность (незапрограммированность) детского развития, позитивную социализацию, здоровьесозидание и полноценность физического развития – то, роль педагога только возрастает!

Наша профессия навсегда останется востребованной, потому что относится к группе профессий «Человек-человек». Даже если цифровизация всех сфер жизни – наше будущее, то все равно это будет выглядеть как «Человек – цифра – человек».