СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Бараношникова Светлана Владимировна, ГБОУ начальная школа - детский сад №662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель, стаж работы 10 лет, первая квалификационная категория. |
Цифровизация проникла во все сферы жизни нашего современного общества, но образовательные учреждения только делают первые шаги, чтобы стать цифровыми. Да, во всех школах сейчас есть и компьютеры, и планшеты или интерактивные доски. Но все это только средства цифровой трансформации образовательного учреждения.
Можно просто использовать Интернет-ресурсы при построении урока, можно заменить обычные ручки электронным пером смарт-доски, но это не будет называться цифровой трансформацией образовательного процесса. Нужно создавать такие процессы в области информационных технологий, которые обогащают методы преподавания и увеличивают его методическое разнообразие. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.
Какие же цифровые инструменты в обучении может использовать современный учитель:
1. Медиа – информационные материалы
Информационные технологии действуют как средство обучения, например, для распространения учебного материала, который может быть создан учителем или доступен в интернете. В своей работе я предпочитаю использование таких платформ, которые позволяют проявить ученику какие-то индивидуальные способности, или материалы, позволяющие скорректировать дополнительно недостающие знания. Среди прочих такие как, например,
http://www.wordhelp.ru - ресурс, который повышает знания по русскому языку и корректирует трудности в работе со словами для учащихся, испытывающими трудности в обучении русскому языку. Здесь же и анаграммы русских слов для успешных в обучении детей. Этот ресурс позволяет объединить сильных и слабых учеников. Работа с русским словом-это и поучительно, и занимательно.
Еще один онлайн-ресурс для непрерывного процесса обучения первоклассника, который может использовать учитель:
www.tobemum.ru - на этой страничке представлен онлайн-сервис по генерированию прописей, которые можно составить самостоятельно с учетом всех проблем и потребностей ученика. Особенно это актуально для первоклассников, многим из которых не хватает времени для овладения каллиграфическим письмом.
Генератор прописей преобразует введенный текст в рукописные прописи, применяя специально созданный каллиграфический шрифт с пунктирной и сплошной линией, поэтому учителю останется только ввести тот набор букв или словосочетаний, который нужен конкретному ученику и вывести его на бумагу.
Приложение «Фильмоскоп» используется мной в работе непрерывно и всегда может являеться дополнением к любому уроку. Здесь присутствует и наглядный и занимательный контент.
Приложение «Фильмоскоп» – это «всемирная библиотека» различных диафильмов, сказок, иллюстраций от советских писателей и художников, собранных в одном приложении. Безумно интересное, затягивающее приложение не оставит никого равнодушным! Оно абсолютно бесплатное.
2. Связь
Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда. Видеоконференции, педсоветы, обмен письмами, обмен сообщениями с родителями и учениками позволяют вести более тесное общение. Во время болезни ученика его связь с учителем в режиме онлайн позволяет ему почувствовать свою причастность к классу.
3. Инструмент для создания контента
Информационно-коммуникационные технологии даже более полезны для ученика, чем для учителя. Наши учащиеся легко создают музыку, команды, клипы на своих мобильных телефонах. Недавно в одном из классов проходила выставка работ из конструктора Лего, которая называлась «Техника будущего». Участники создавали свои лего-проекты, представляли их классу и одна работа, представленная в виде автомобиля будущего, управлялась с мобильного телефона командами, созданными учеником самостоятельно.
5. Цифровые каналы представлений и публикаций
Даже в начальной школе нормой стали представления работ учащихся в виде презентаций, клипов, онлайн-журналов. Такие публикации используются регулярно, особенно на уроках окружающего мира и технологии. Представления и публикации, созданные учащимися, самостоятельно имеют еще и хороший мотивирующий эффект для остальных учеников класса.
Основная цель цифрового обучения не в технологии, а в том, что информационные технологии как метод делают возможным использовать новое в обучении и преподавании. В центре внимания цифрового обучения находятся совместные формы работы, как в контактных, так и в дистанционных ситуациях. Цифровое обучение может состоять, например, из онлайн-обучения и систематической работы с учебными заданиями
Задачи обучения определяют, как учащиеся наблюдают и обрабатывают информацию, как они учатся. Поэтому цель учебных заданий всегда состоит в том, чтобы узнать что-то новое, а не проверить то, что уже изучено. Ещё одним ключевым элементом цифрового обучения является создание знаний. Учащиеся объединяют и конструируют новые для себя знания, используя разные источники: веб-страницы, книги, журналы или личный опыт и наблюдения.
Таким образом, «Онлайн-образование» — это как набор конструктора «Лего». А чтобы создать знания, нужно построить из этого конструктора что-то вполне определенное и полезное, обсуждать это построенное вместе с учителем и другими учениками, получать рекомендации и развиваться. Этот процесс должен идти непрерывно в течение учебного года, только тогда информационные ресурсы будут эффективными в обучении и развитии учащихся.