Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 » Дополнительное образование

Ничипор О.В. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по оригами

Автор: Ничипор Оксана Васильевна, ГБУ ДО ДДТ Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес», педагог дополнительного образования, стаж работы 37 лет, высшая квалификационная категория.

Оригами – это творческое занятие, в процессе которого дети создают полезные и эстетически значимые фигурки, открытки, картины, изделия для украшения квартиры и в подарок родным, друзьям, учителям. Занятия оригами позволяют удовлетворить познавательные интересы учащихся, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия оригами превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные поделки из простого листа бумаги. Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное - ребенок должен постоянно решать проблемы. Каждая проблема - это ступенька лестницы, ведущей вверх. В оригами огромный диапазон сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до сложных фигур. В оригами есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.

Рисунок 1. Задания разного уровня сложности

В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – Я пойму!».

Занятия оригами полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю», так как дети слышат устные объяснения порядка сборки изделия, видят последовательность работы на инструкционных картах или схемах, неоднократно делают эти изделия сами. На протяжении обучения возрастает сложность работ, которые дети выполняют на занятиях.

Значимость занятий оригами заключается в том, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага - очень простой, доступный и послушный материал для творчества, работать с которым легко, полезно и очень интересно и детям, и взрослым.

В процессе обучения детей искусству оригами, на  занятиях создаются комфортные условия и теплая  творческая  атмосфера, которая способствует устойчивому интересу каждого ребенка к выполнению задания.

Для привлечения внимания детей к новому и современному организовывается  выставка образцов и детских работ, картотека схем изготовления фигурок оригами. Учащиеся с большим интересом рассматривают их и выбирают фигурку по степени сложности, этот процесс стимулирует их к творчеству. Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы складывания для получения нужной фигуры. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации. Дети могут очень долго заниматься этим видом оригами, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Использование различных форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии каждого учащегося. Систематическая работа по развитию творческих способностей дала позитивные результаты: дети вырастают активными, любознательными, настоящими мечтателями и фантазерами.

Рисунок 2. Творческие работы учащихся

Практически на всех занятиях детям даются задания с элементами творчества и поощряются любые проявления творческой самостоятельности.

Выставка – это итог творческой деятельности учащихся, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. . Работы детей неоднократно принимали участие в районных, городских, всероссийских конкурсах-выставках детского творчества, получая дипломы лауреатов и победителей.

Рисунок 3. Работы победителей выставок разного уровня.

Лэпбук — изготовленная самостоятельно интерактивная папка, которая помогает ребенку узнавать новые знания по различным темам, научит искать, сортировать и анализировать полученную информацию, поддержит в повторении уже знакомого, изученного.  Лэпбук подталкивает ребенка к самостоятельному изучению темы, проведению исследования. Это очень наглядный способ обучения, за счет красочного оформления папки с кармашками, карточками, окошками и различными деталями, с ними занятия становятся занимательными, эмоциональными, запоминающимися. С этой целью разработан лэпбук «Оригами».

Рисунок 4. Лэпбук «Оригами».

На страницах размещена информация об оригами:

  • значение слова оригами, история оригами, легенды и фигурки из бумаги.
  • история японской девочки, слова песни «Японский журавлик», схемы изготовления журавликов, пазл.
  • базовые формы, условные знаки и обозначения.
  • стихи, загадки и сказка из листа.

Общаясь с бумагой, дети делают первые шаги в великий мир японского искусства – оригами, учатся творить. Оригами дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты: в науке и искусстве – истины, а в поведении – добра.

Главное – научить детей радоваться и дарить радость другим!