Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №25 (2020 год) » Дошкольное образование

Першина Е.В. Формирование связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием инновационных технологий


Автор: Першина Екатерина Валентиновна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18  комбинированного  вида  Кронштадтскогоого  района Санкт-Петербурга, учитель-логопед,           стаж работы 11 лет, высшая квалификационная категория.

Эл. почта: perschina.catia@yandex.ru

 

Аннотация:

     Речь открывает ребенку все достижения человеческой культуры. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно, является одним из основных условий полноценного развития личности ребенка. В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития детей. Речевые недостатки дошкольников, поступающих в группы для детей с тяжелым нарушением речи (далее ТНР) - ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Формирование связной речи детей данной категории является одной из актуальных проблем в системе логопедической работы. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения в работе учителя-логопеда, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Ключевые слова: связная речь, инновационные технологии, средства обучения.

 

     Есть в мире много разных рек,

     Великих, сильных, полноводных,

     Коварных, тихих, благородных,

     Воспел их в песнях человек…

 

    Слово «речь» созвучно с рекой, с потоком. У речи также должна быть чистота, глубина, быстрины, пороги, разливы и, главное, – перспектива, которая и являет тот основной действенный импульс речи, определяя, куда она направлена, ради чего говорится. 

     Красивая и грамотная речь – наша визитная карточка. Разговаривая с другими людьми, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение человек реализует себя как личность.

     Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

      К сожалению, проблема развития речи у современных детей, была и остается одной из самых актуальных, и не только у детей с тяжелыми нарушениями речи. Основная причина, как считают ученые, - современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Прежде всего, общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Домашний экран вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. У детей нет желания изобретать новые игры, сочинять сказки. Появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети - это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов. И наконец, социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

     Современный мир диктует новые условия. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

     Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста стали для меня важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Я стала для своих воспитанников проводником в мир инновационных технологий, которые использую в своей работе для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

     Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать об использовании ИКТ в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И я в свою работу внесла то, что интересно детям. Использование интерактивного логопедического комплекса "Вундеркинд" помогает развить правильное дыхание, воздушную струю, скорректировать звукопроизношение у моих воспитанников. В программно-аппаратном комплексе «Колибри» я разрабатываю интерактивные игры и упражнения по основным лексическим темам для развития грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Для разучивания стихов, составления описательных рассказов, озвучивания книг с детьми, а также для развития фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуков я использую говорящую ручку «Знаток». А игры, организованные в интерактивной песочнице «Островок», безусловно, способствуют развитию связной речи. Перечисленные современные средства обучения, функционирующие на базе информационных и коммуникационных технологий, создают предпосылки для небывалой эффективности образовательного процесса, оптимизируют процесс коррекции речи детей, дают возможность узнавать играя.

     Игра занимает важное место в жизни дошкольников, являясь ведущим видом их деятельности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - так говорил В.А.Сухомлинский. Именно в игре лучше всего осуществляется коррекционное воздействие на речь ребенка. Моя задача состоит в том, чтобы превратить наши встречи не в утомительные и многократные повторения одного и того же материала, а заинтересовать ребенка, преподнести дошкольнику речевой материал так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые упражнения. Помощники в моей работе в развитии навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов - современные игровые многофункциональные панели «Сенсино», «Лабиринт», «Кольцеброс». Игры, задания и упражнения на основе этих панелей успешно используются и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство коррекции и диагностики. Решать задачи по формированию грамматического строя речи мне помогает планшет «ЛОГИКО-малыш», благодаря ему я закрепляю и совершенствую умения детей образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, а использование домино «Последовательность действий» способствует сочинительству, творческому рассказыванию. «Сказочные занятия» позволяют проигрывать сюжеты любимых сказок, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения. Практика показала, что применение данного игрового приема всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, что ведет к развитию творческих способностей у детей. По обогащению словаря антонимами, синонимами, прилагательными, глаголами, словами-рифмами я применяю конструктор ЛЕГО. Работа с ЛЕГО-конструктором дает возможность моим воспитанникам запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Для детей с ТНР предметно-практическое обучение имеет особое значение, им необходима дополнительная мотивация, большая наглядность. Использование в своей работе игрового программируемого робота «Робомышь» обеспечивает когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей, позволяет включать в социально значимую деятельность, способствует их саморегуляции. Коррекционно-развивающие занятия с использованием робота стали намного ярче и динамичнее, как для детей, так и для меня. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Набор «Робомышь» помогает не только заинтересовать и увлечь детей, но и освоить пошаговое программирование, развивать логику и навыки критического мышления.

     Общеизвестно, что развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения. Использование в своей работе технологии критического мышления, позволяет мне обогатить словарный запас детей. И такие приемы как «Синквейн», «Корзина идей», «Кластер» стали для меня незаменимыми помощниками в работе с детьми над лексическими темами и формированием грамотной речи.

   В современном мире заложены огромные резервы для развития связной речи ребёнка. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям современного ребёнка. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим.

    Я с уверенностью могу сказать, что применение на практике перечисленных современных технологий даёт позитивную динамику в развитии связной речи моих воспитанников.

 

Список использованных источников:

1.Жукова М.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004.

2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н /Д: «Феникс», 2004

3.Лопатина Л.В. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелым нарушением речи. – СПб., 2009г

4.Любина Г.А. Сто идей для игр «ЛЭМ». – СПб: Образовательные технологии, Моби Дик, 2018.

5.Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду. Под. Ред. Сохина Ф.А., - М., 1979.