Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №25 (2020 год) » Дошкольное образование

Суркова А.М., Газиева А.М. Инновационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС


Автор: Суркова Анастасия Михайловна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада комбинированного вида №13 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория.


Автор: Газиева Алла Михайловна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада комбинированного вида №13 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 14 лет, первая квалификационная категория.


В связи со значительным увеличением численности детей с ограниченными возможностями здоровья возникла проблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста этой категории.

Отметим характерные особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Во-первых, главным является — недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Такие дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. По образному выражению профессора Гиляровского В.А.: «Наши воспитанники смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно, детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Эти особенности восприятия и памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.

Во-вторых, своеобразие познавательной деятельности детей с ОВЗ состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления, вплоть до школьного возраста. Особенно страдают у детей с проблемами в развитии способность к анализу, логическому обобщению, абстракции. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Предлагаемый им материал дети понимают упрощенно, многое пропускают, искажают последовательность смысловых звеньев, не могут восстанавливать причинно-следственные связи. Для мыслительных процессов детей характерны стереотипность и тугоподвижность.

Для решения коррекционных задач актуально использование инновационных технологий. При помощи инновационных технологий у детей с ОВЗ повышается уровень познавательного интереса, в ходе этого происходит коррекция недостатков в развитии, а также ребенок проявляет себя активно в творчестве. Благодаря использованию этих технологий у детей повышается уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

Под определением «инновация» подразумевается нововведение, изменение, обновление. Инновация имеет тесную связь с деятельностью по созданию, освоению, использованию нового. А интерактивные технологии становятся теми инструментами в руках педагога, которые делают педпроцесс более творческим и увлекательным, увеличивают эффективность образовательной деятельности.

Одним из условий реализации программы дошкольного образования является создание нового уровня развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совместить традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной среды.

Интерактивные технологии делают работу педагогов творческой и увлекательной. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.

Педагоги нашего дошкольного учреждения при решении образовательных задач используют: компьютеры со специализированным программным обеспечением, интерактивные доски, световые столы-планшеты для игр с песком, проекторы, интерактивные полы, аппаратуру Биологической Обратной Связи (БОС), «говорящую» ручку.

Интерактивная доска.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей с ОВЗ становится более привлекательным и активизирует внимание.

Световой стол-планшет для игр с песком.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Световая песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Играя с детьми в световой песочнице, педагог решает ряд образовательных и воспитательных задач:

- Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое

- Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы

- Мощно развивается тактильная чувствительность

- Совершенствуется предметно-игровая деятельность

- Песок способен «заземлять» отрицательную энергию.

Интерактивный пол.

Интерактивный пол хорошо подходит для дошкольников и может использоваться как в образовательной деятельности, так и в развлекательных целях. Оборудование позволяет использовать игровые программы, повышая подвижность детей и захватывая их интерес.

Интерактивные игры имеют различные сценарии и возможность управления, создаются с учетом возрастных особенностей детей и имеют варианты с усложнениями. Также в интерфейсе программы интерактивного пола есть возможность выбора количества игроков, для воспитания у детей соревновательного духа.

Использование оборудования интерактивный пол помогает детям как раскрепоститься, снять мышечное напряжение, и эмоционально разгрузиться, так и активизировать процессы возбуждения у детей с пониженной двигательной активностью.

Проектор.

Применение педагогами проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера. Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и воспринимается детьми с неподдельным интересом.

«Говорящая» ручка.

Включая в образовательный процесс «говорящую» ручку, педагог делает коррекционно-развивающие занятия более эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Аппаратура Биологической Обратной Связи (БОС).

Для овладения навыком диафрагмально-релаксационного дыхания используется аппаратура БОС Биологической Обратной Связи (дыхание по Сметанкину). В структуру пособия заложен мотивационный компонент к занятиям, ребенок может набирать баллы за правильное выполнение заданий. Эти задания направлены на получение ребенком определенного телесного опыта. В пособии предусмотрены задания двух типов: проверочные и практические.

Таким образом, использование инновационных технологий позволяет достичь того, чтобы каждый воспитанник может овладеть определенными знаниями, умениями, навыками в соответствии с его индивидуальными особенностями развития. Так же, нововведение положительно влияет на формирование коммуникативных качеств и вхождение в социальную среду, что является немаловажным для развития детей с ОВЗ в образовательном процессе. Полученные детьми знания применяются в жизни, становятся неотъемлемой частью их личности.

Всякий результат, достигнутый в ходе образовательного процесса, зависит от отношения педагога к детям, от их настроя на работу и от активного сотрудничества педагогического коллектива.

 Презентация опыта: https://yadi.sk/d/Nz4n6WVs3pMzOw?uid=18943672

 

Список источников:

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада, учебное пособие М.,2004.

Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие под редакцией Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.