Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 » Дошкольное образование

Кормилицына Е.С. Реализация задач духовно-нравственного воспитания в контексте коррекционной помощи дошкольникам.

Автор: Кормилицына Евгения Станиславовна, ГБДОУ детский сад №13 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.

Мы живем во время позитивных перемен, когда мы можем открыто заявлять: «Я – христианин». Еще несколько поколений назад наши бабушки и дедушки преследовались за веру, прятали Библии. Принято считать, что к Богу люди обращаются не в радости, а когда пришла беда.  Но сейчас и государство, и общество обратилось к вечному, духовному, потому что явно ощущается недостаток ценностных ориентиров и принципов.

Убеждена, что детские сады и школы должны взять на себя духовно-нравственное формирование личности ребенка, приобщая семью. К этому призывает нас Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Более 20 лет я работаю в дошкольном образовательном учреждении учителем-логопедом. Задача логопеда - коррекция речи дошкольников, работа над звукопроизношением, развитием словаря, связной речи. Как педагог я остро ощущаю необходимость моего участия в формировании духовно-нравственной сферы ребенка.    И представляю опыт работы, который отражает совместную деятельность педагогов, семьи, социальных партнеров, представителей православной церкви с использованием традиционных и современных воспитательных технологий.

Я задалась вопросом: «Как объединить коррекционное обучение и воспитание в целостный образовательный процесс? Как создать воспитательную среду, способствующую духовному развитию ребенка?»

Мною была поставлена следующая задача:

создание системы духовно-нравственного воспитания старших дошкольников на основе христианских традиций с использованием современных образовательных технологий.

Прежде всего я обратила внимание на работу со словом и языком, ведь «В начале было Слово» , как говорит нам Священное Писание.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но насущной необходимостью». Эти слова были написаны Александром Ивановичем Куприным в начале 20 века, но они не потеряли своей актуальности по сей день.

Давно известный факт - лучшие учителя родного языка — это родители ребёнка. Культура речи детей формируется в семье. Используемые некоторыми родителями слова-паразиты, жаргонизмы, бранные выражения не менее успешно, чем литературные усваиваются детьми. Ребёнок приносит их в среду сверстников, осложняя формирование литературной речи в детском коллективе.

Зачастую ребёнок – дошкольник проводит в детском саду больше времени, чем в кругу семьи, но, удивительный факт: если его мама говорит «ложить» вместо «класть», то и малыш будет использовать в своей речи неграмотную словоформу.

Взаимодействие с родителями ведётся по следующим направлениям:

  • Совместные проекты.
  • Информация на стендах для родителей.
  • Рубрика на сайте дошкольного учреждения «Говорим правильно».
  • Выступления на родительских собраниях.
  • Логопедические гостиные (это тренинги, игротека).
  • Участие родителей в праздниках.

Не надо бояться уже в старшем дошкольном возрасте рассказывать о происхождении слов. Почему «четверг» назвали четвергом? Да этот день четвёртый по счёту! А «пятница» почему получила такое название?  От слова «пять. пятая». А «волк» - от слова «волочит», тащит овцу. Задумываемся ли мы, что «спасибо», которое повторяется людьми много раз в течение дня, - не что иное, как соединение слов «спаси» и «Бог»? Сколько еще таких примеров! Стоит только повнимательнее прислушаться к знакомой родной речи и можно сделать для себя множество открытий!

Безусловно полезно играть с пословицами, поговорками и фразеологизмами, бесценным наследием русского народа. Эти выражения не сразу раскрывают свои тайны. Чтобы разгадать их, нужно обратиться к прошлому, и оно расскажет вам, почему мыв говорим: «Попасть впросак», «Кричать во всю Ивановскую». Главное - помнить, что любое слово может поведать свою интересную историю, которая уходит корнями в глубь веков.

 Эффективным оказался метод проектной деятельности. Вот некоторые из наших проектов. «Играем в объяснялки», «Сложные слова», «Слова родственники», «Летние чистоговорки».

 Активным участником реализации этих мероприятий стал директор ЦДК и О Кронштадтского благочиния иерей отец Василий. Его советы, диалоги с воспитанниками, непосредственное участие в игровых занятиях сформировали интерес к православной культуре.

Привить любовь к родному языку невозможно, если не возродить культуру чтения. Необходимо развивать устойчивый интерес к книге, как произведению искусства, создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность. Эти задачи мы успешно решаем, сотрудничая с детской библиотекой. В сентябре традиционно вожу дошколят на экскурсию с посещением книгохранилища, читального зала. В течение года проводим совместно с библиотекарями младшего абонемента тематические встречи: «Осенины», «Рождество Христово», «Масленица», «Светлое Христово Воскресение. Пасха», «День славянской письменности и культуры». Значительно возрос интерес детей к этим мероприятиям. Подтверждением моих слов стало активное посещение библиотеки детьми вместе с родителями.

Помимо походов в районную детскую библиотеку мною были организованы библиотеки в группах. Они очень востребованы. Ребята с удовольствием берут книги домой.  Дети делятся своими впечатлениями после прочтения, советуют друг другу, какую книгу прочитать. Родители пополняют наши мини - библиотеки своими книгами, журналами.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В этом нам помогает музейная педагогика.

Тесное сотрудничество с Музеем истории Кронштадта позволяет расширить педагогическое пространство, познакомить детей с экспонатами музея, организовать встречи с интересными людьми, хранителями истории и русских национальных традиций.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Созданный мною «Музей в чемодане» реализует инновационный подход к решению задач по формированию у детей представлений о музее. Музей сам пришел в гости – разве не чудо! Создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего, атмосфера обучения с развлечением. Усиливается любознательность детей, яркость эмоций.

Идея экскурсий «Музей в чемодане» даёт возможность быстро, мобильно развернуть выставку, манипулировать музейными предметами, что очень важно для активного, практического освоения мира детьми.

Поиск новых форм работы по духовно-нравственному развитию личности обратил мое внимание на православные притчи.

 Притчи – это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Мое знакомство с притчами произошло при чтении Библии. Эти короткие назидательные рассказы несут в себе глубокий смысл, а истории, описанные в евангельских притчах способны поразить в самое сердце. Иисус Христос часто говорил с людьми притчами, иносказательно. Возможно, именно так нам проще усвоить мудрость Священного Писания.

Особенность действия притчи в условиях образовательного процесса в детском саду заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю воспитанников. С одной стороны, притча усиливает интерес, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ребенка.

Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения.

Моей задачей стало включение духовно-нравственных задач в ежедневную лексико-грамматическую работу с детьми. Я подобрала притчи монаха Варнавы, доступные для понимания старшими дошкольниками, органично вписала их в коррекционные подгрупповые занятия с детьми.

При разработке Рабочей программы на учебный год я включила в реализацию задач социально-коммуникативной области притчи. Притчи подбирала в соответствии с возрастом детей, их индивидуально-личностными особенностями и лексическими темами.

Так при изучении лексической темы «Осень. Деревья» в ходе непосредственно-образовательной деятельности я предложила детям знакомство с притчей «Без корней». Вместе с ребятами мы поговорили о дереве, которое погибает, избавившись от корней. Дети отвечают на вопросы: «Что решило сделать дерево?», «Чем закончилась история дерева?». Мною было обращено внимание детей на слово «корни» - оно имеет два значения: корни - части растений, корнями мы называем нашу семью, нашу историю. Дети проиллюстрировали сюжет притчи, объединив свои рисунки в альбом, который стал пособием по обучению связной речи и воспитанию личностных качеств воспитанников. Дети, рассматривая альбом, самостоятельно рассуждали, вновь возвращались к истории про глупое дерево, которое погибло от незнания, что его корни -это его жизнь.

После занятия по притче «Страх» шестилетняя Даша сказала, что боится рожать. А ее сверстница Настя ответила, что бояться не надо, ведь ты станешь мамой, у тебя будет малыш. А на следующий день Даша подошла ко мне и сообщила, что сочинила свою притчу. Они с мамой записали ее и проиллюстрировали. Высокий результат достижения опыта связан с системой работы по духовно-нравственному воспитанию, где притчи являются одним из эффективных методов. Результатом своей работы считаю высокий стойкий интерес у воспитанников к притчам.

Для поддержания интереса в работе с притчами возникла идея подключить современные информационно-коммуникативные ресурсы. Предпочтение отдала технологии создания мультфильмов. Так начала работу мультстудия «Островок».

Работа в мультстудии включает разные виды деятельности: режиссура, рисование, съемка, монтаж мультфильмов. В ходе групповой деятельности на конкретном этапе работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимопомощи, учесть возможности и таланты каждого. Дети объединялись в творческие группы с учетом интересов, но ориентированные для одной цели - создания мультфильма по определенной притче. Одна группа – художники оформители – прорисовывали героев и декорации. Другая осуществляла озвучивание мультфильма, подбирая интонации, контролируя силу голоса. Третья производила покадровую съемку, а четвертая - набирала тексты для титров и заголовков. Роль режиссера я взяла на себя.  Работа над мультфильмами вызвала у детей необычайный интерес. Именно интерес формирует положительное отношение к активной эмоциональной направленности на предмет, явление или деятельность.

Авторская детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного обучения и воспитания. При этом фильм является не целью, а средством воспитания ребенка.

Выпуск цикла короткометражных рисованных мультфильмов «Мудрое слово» — это и развитие творческой деятельности детей, и моделирование ситуаций успеха в процессе создания собственного медиапродукта, и развитие у воспитанников личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам. Созданные по мотивам притч восемь короткометражных мультфильмов на нашей мультстудии («Простая истина», «Страх», «Корабль и якорь», «Перелетная птица», «Радуга и воробей», «Луг и поле», «Чужой труд», «Без корней») - не только результат по воспитанию нравственных качеств личности ребенка, но и продукт, который используется педагогами нашего  дошкольного образовательного учреждения в процессе духовно-нравственного воспитания для реализации Образовательной программы ДОУ. Наши мультфильмы, созданные на основе притч монаха Варнавы, являются многофункциональным инструментом в духовно-нравственном развитии всех участников воспитательного процесса.  Посмотреть наши мультфильмы Вы можете на сайте нашего дошкольного учреждения - http://krondou13.ru/page/6526

Так сформировалась программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Эта программа универсальна, может быть использована любым педагогом дошкольного образовательного учреждения и не требует выделения специального времени.

Конечным результатом данной системы работы – является духовно-нравственное совершенствование педагога, воспитанников и их родителей, развитие совести детей, воспитание у них благоразумных стремлений к добродетели.  И только верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.