Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 (2020 год) » Дошкольное образование

Мартыненко Л.П., Табацкая К.В. Поддержка познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством детской деятельности на метеоплощадке


Автор: Мартыненко Любовь Петровна, воспитатель ГБДОУ детского сада №14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 5 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Табацкая Ксения Васильевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 4 года, высшая квалификационная категория.


Любознательность, жажда новых впечатлений, стремление исследовать, экспериментировать традиционно рассматриваются как характерные черты детского поведения. Но как отмечают многие ученые (Бабаева Т.И., Киреева О.В., Савенков А.И., Поддьяков А.Н., Вербенец А.М., Полякова М.Н. и др.), у современных дошкольников отмечается снижение познавательно - исследовательской активности, возрастает стремление без дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на появляющиеся вопросы. Снижение познавательной активности проявляется в уменьшении количества вопросов познавательной направленности, неумении самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность (в особенности, наблюдение и экспериментирование), потребительской позиции детей. Среди возможных причин снижения любознательности и исследовательского поведения дошкольников, может быть стремление взрослого все взять под свой контроль и информатизация общества. 

Современные дети живут и воспитываются в информационном обществе, зачастую они «перекормлены» информацией, так как могут легко получить знания из информационных источников, не прибегая к самостоятельной исследовательской деятельности. Дошкольники не испытывают того желания, стремления, которое раньше давало возможность описывать дошкольное детство как возраст «почемучек». Для того, чтобы повысить уровень познавательного интереса дошкольников необходимы изменения в организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ и поддержке детской познавательной инициативы.

В ходе наблюдений во время детской деятельности на прогулке до появления метеоплощадки в ДОУ мы установили, что исследовательское поведение воспитанников находится на низком уровне. Представления о взаимосвязи живой и неживой природы поверхностны. Наблюдения за природными явлениями не достаточны и не систематизированы. Анализ детских вопросов и их активности показал нам недостаточный уровень любознательности и познавательного интереса детей. Оказалось, что в окружающем мире немногое привлекает воспитанников, не все они стремятся исследовать, понять, познать. Познавательная активность ребенка носит избирательный характер. Поэтому чтобы достичь желаемого результата, необходимо использовать благоприятные возможности периода дошкольного детства для поддержки и развития исследовательского поведения детей. Очень важно продумать предметную организацию среды, так как в силу особенностей возраста именно внешний стимул часто становится причиной, «включателем» их исследовательского поведения.

Метеоплощадка в детском саду это прекрасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, оснащенная разнообразными материалами, оборудованием и инвентарем, которые в полной мере обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.

Понимая, какой потенциал несет в себе данная площадка и какое значение имеет детское экспериментирование в формировании познавательных способностях, коллектив педагогов стремится создать условия для исследовательского интереса ребенка на метеоплощадке. Во время проектирования деятельности воспитатели встретились с трудностями, связанными с отсутствием методической литературы по организации детской деятельности на метеоплощадке. Одним из поставленных вопросов перед воспитателями оказался: «Как правильно организовать процесс ознакомления дошкольников с метеоплощадкой и объектами, расположенными на ней». Ответ на этот вопрос дал психолог В.В. Давыдов, полагая, что организовывать воспитательный процесс  нужно с такой задачи, которую без эксперимента не решить.(6)

Опираясь на научные работы, мы сделали вывод, что необходимо поддерживать детскую познавательную активность, через поддержку детских вопросов и создание определенной среды, тем самым формируя исследовательское поведение. Как отмечает М.М.Рубинштейн, детские вопросы должны «созреть», поэтому необходимо целенаправленно организовывать различные виды детской деятельности на метеоплощадке, чтобы стимулировать их появление в самостоятельной исследовательской деятельности детей и поддерживать их.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н.Поддьяков достоверно подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. (8) Таким образом, важно, чтобы совместная деятельность воспитателя с детьми на метеоплощадке всегда заканчивалась открытым вопросом.

Познавательный интерес на метеоплощадке возникает в ходе совместной правильно организованной деятельности воспитателя и детей. Анализируя собственный  опыт организации совместной деятельности на метеоплощадке с детьми старшего дошкольного возраста можно выделить следующие этапы.

1. Постановка проблемы (детский вопрос, детские интересы)

2. Установление источников получения информации (наблюдение, опыт, эксперимент, научно-познавательная литература, СМИ, интервью и т.п.)

3. Реализация познания посредством многообразного содержательного общения со взрослыми.

4. Систематизирование и обобщение полученного опыта.

5. Воссоздание освоенного опыта в процессе многообразной детской деятельности: сюжетно-ролевые игры, коллекционирование, создание макетов или моделей, художественно-изобразительная деятельность детей и т.п.

Ежедневно дети группы старшего дошкольного возраста проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- определяют температуру воздуха;

- измеряют количество осадков с помощью дождемера;

- с помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении;

- с помощью ветряного рукава определяют силу ветра;

- используя ловец облаков для оценки состояния облачности и вида облаков;

- фиксируют и анализируют полученные данные в дневник наблюдений.

Для повышения эффективности исследовательской деятельности на метеоплощадке мы подкрепляем её предварительной работой, которая включает в себя:

  • Беседы и наблюдения в природе;
  • Создание тематических лепбуков и картотек, которые содержат народные приметы, загадки о погоде, необычные природные явления, динамические паузы и подвижные игры о погоде;
  • Просмотр познавательных фильмов и презентаций о погодных процессах и явлениях;
  • Опыты и эксперименты;
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы и уголка экспериментирования. Нами дополнительно было изготовлены приборы: барометр, компас, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Метеоцентр «Дождевичок»;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Решение проблемных ситуаций.

Мы стали замечать, что старшие дошкольники, имея определенный круг представлений о признаках времени года и сезонных изменениях, стали всё чаще обращать внимание на несоответствие погодных условий и признаков календарной зимы. Воспитанники стали задавать вопросы: «Что случилось с зимой? Почему нет снега? Зима похожа на весну»! Именно с этих вопросов началось ознакомление с первым  «метео-блоком» - температурой воздуха. Этот блок, как и другие, включают в себя несколько тем, связанных друг с другом. Что такое температура воздуха? Как ее измерить? Когда появился первый термометр? Что находится внутри термометра? Как определить границу плюсовой и минусовой температуры? Почему жидкость в термометре поднимается наверх? Почему температура  воздуха поднимается и понижается? Что влияет на нее? Этот тематический блок, как и последующие блоки, сопровождаются серией опытов и экспериментов. «Вес воздуха», «Теплый воздух стремится наверх, а холодный вниз», «Почему отопительные батареи установлены под окнами», «При какой температуре замерзает вода». Для закрепления представлений по блоку «Воздух» и других, дети занимаются макетированием или моделированием. Таким образом, был создан макет «Термометр для моей комнаты».

В очередной раз, придя на метеоплощадку, дети встретили "гостей" - медведя, ежа и хомяка. Вместе начали рассуждать: Как они оказались здесь? Почему они не спят в это время года? Дети выдвигали предположения: "Их норы залило водой, потому что постоянно идут дожди". "Громко поют птицы и мешают спать". "Зверям стало жарко в норах, потому что теплая зима". "Они проснулись, потому что подумали, что весна уже наступила". Дети решили помочь животным и выяснить, что же происходит с погодой. Для начала воспитанники решили обратиться к СМИ, и мы в группе каждое утро просматривали прогноз погоды и столкнулись с такими понятиями, как "аномалия", "аномально теплая зима". Из чего дети сделали предположение, что и в Кронштадте тоже "аномальная зима" и, чтобы подтвердить это предположение, мы решили собрать доказательства.

В ходе наших прогулок и наблюдений на метеостанции дети фиксировали следующее:

  1. Дневная температура воздуха не опускается ниже нуля
  2. Осадки в виде дождя, мороси, тумана.
  3. Набухшие почки на кустах
  4. Всходы молодой зеленой травы на клумбах
  5. Громкое пение птиц
  6. Дождевые черви на поверхности земли

На этом же этапе мы подключили родителей с просьбой расширить территорию наших поисков за пределы детского сада и пронаблюдать погодные аномалии в городском пространстве. Наши наблюдения пополнились информацией о том, что:

  1. На городских водоемах отсутствует ледовый покров
  2. На Финском заливе замечены лебеди
  3. В городских парках наблюдается цветение первоцветов.

Мы нашли подтверждения тому, что зима в нашем городе тоже "аномальная" и погода не соответствует зимней.

И следующая проблема, к которой подошли дети, это вопрос о том, что такое погода, как она образуется, что на неё влияет? Просматривая познавательные видео и презентации, дети выяснили, что формирование погоды связано с движением воздуха и круговоротом воды, то есть образованием облаков и затем осадков. Все эти воздушные массы с разными свойствами, находясь в постоянном движении, сталкиваются друг с другом. В областях холодных или теплых фронтов образуются циклоны. Циклоны могут захватывать как маленькие районы, так и большие регионы. Официальное подтверждение влияния циклона на погоду мы получили на сайте Гидрометцентра: "Аномальная зима в России вызвана наступлением теплых воздушных масс из региона Атлантического океана и вытеснением ими холодного сибирского воздуха". Дети, были очень увлечены темой формирования погоды, и в процессе погружения в нее была создана сказка "Путешествие капельки" и придумана игра-драматизация "Встреча циклона и антициклона". Кроме того, на данный момент дети с легкостью могут объяснить изменения погоды сменой циклонов. Проводятся опыты «Путешествие капельки», «Как образуется дождь», моделирование «Туча».

«Почему облака плывут по небу и не падают»? «Какая температура в облаках»? Дети стали узнавать, какие еще явления влияют на погоду. Если одни явления, такие как температура воздуха, осадки, сила ветра, дети могут ощутить с помощью органов чувств, то, например, такое явление, как атмосферное давление не только не ощутимо ими, но и является довольно абстрактным понятием для их восприятия. Для визуализации и облегчения понимания детьми этого явления мы провели ряд экспериментов, наглядно демонстрирующих действие атмосферного давления на окружающие предметы.

Дети познакомились с новым прибором барометром, узнали, в чем измеряется атмосферное давление, какие цифровые показатели являются "нормой" - "повышенным" - "пониженным" давлением. В ходе ежедневных наблюдений дети научились устанавливать связь между показаниями барометра и состоянием погоды. Когда атмосферное давление падает, это означает, что в воздухе увеличилось содержание паров воды, появляются тучи. В этом случае возрастает вероятность осадков. Напротив, если давление растет, значит количество водяного пара в воздухе уменьшилось, небо ясное, а это - предвестник сухой и ясной погоды. Однажды возникла интересная ситуация. Воспитатель не очень хорошо себя чувствовала, дети заметили это и подошли спросить, что случилось. Воспитатель ответила, что у нее болит голова, наверное, повысилось атмосферное давление. Дети были очень удивлены тому, что воспитатель определила это без барометра и что атмосферное давление может влиять на состояние человека. Воспитанники предложили провести наблюдение за влиянием изменения артериального давления  и самочувствием людей и животных. Для этого эксперимента днем на метеостанции мы фиксировали точные показания барометра, а дети, приходя домой вечером, узнавали, как в течение дня чувствовали себя их родители, бабушки и дедушки, как вели себя домашние животные. Анализируя полученные сведения, дети, пришли к выводу, что артериальное давление  действительно влияет не только на неживую, но и на живую природу. В результате данного исследования был изготовлен макет комнатного барометра.

При знакомстве со сторонами света одним из первых детских вопросов был: «Почему они так называются?». Мы обратились к научной литературе и выяснили, что в русском языке «Восток» - он же восход, где восходит солнце, а «Запад» - это сторона где солнце садится, западает за горизонт. «Юг» от старорусского слова югА, которое означало изнуряющую жару. А вот «Север» пошло от слова сивый - суровый, холодный, серый.

Дети, находясь утром в группе, обратили внимание на то, что из окна в одном и том же месте они видят, как восходит солнце и сделали выводы, что там находится восток. Соответственно в противоположной стороне - запад. У детей возник вопрос: "Как узнать, где находится север и юг?". В очередной раз мы обратились к научной литературе, мы выяснили, что некоторые местные признаки, такие как мох на стволах и кроны деревьев могут подсказать нам направления сторон света. Дети захотели проверить эту информацию, и мы стали обследовать деревья, растущие на территории детского сада. Сверив полученные данные с направлением севера и юга, указанных на метеостанции, дети пришли к выводу, что местные признаки действительно помогают правильно определить стороны света. Но однажды возникла ситуация, заставившая детей усомниться в том, что всегда можно опираться на такой способ определения сторон света. У воспитанников был запланирован выход в музей. Они шли по центру города, было холодно, и воспитатель попросила надеть капюшоны, сказав, что дует холодный северный ветер. Дети обратили на это внимание, и спросили, как она определила, что ветер дует именно с севера, ведь небо затянуто тучами и не видно солнца, а поблизости нет ни мха, ни деревьев, которые могли бы подсказать правильное направление. Дети пришли к выводу, что бывают такие ситуации, когда нет возможности определить стороны света по местным признакам и для этого нужны более точные источники информации.

Следующим шагом было знакомство с компасом. Мы выяснили, что это прибор, который точно определяет стороны света и еще раз с помощью него перепроверили сделанные ранее наблюдения. Удивительным открытием для детей стало то, что хоть компас и является сложным прибором, его можно сделать своими руками и такой самодельный вариант будет давать не менее точные показания.

Дети, экспериментируя с компасом, не перестают задаваться вопросами: Откуда компас знает стороны света? Почему стрелки все время показывают юг и север? Дети пришли к выводу, что компас хоть и изобретен человеком, но человек никак не может повлиять на него, т.е. компасом управляют какие-то "невидимые" силы природы. Активный интерес воспитанников к этому подводит нас педагогов к новому направлению в исследовательской деятельности с детьми, к первым шагам к открытию магнетизма нашей планеты Земля. Для детей стало удивительным открытием тот факт, что магнит не создан человеком, а природой. Чтобы разобраться в свойствах планеты Земля необходимо исследовать ее строение, создать макет Земли в разрезе. Что находится внутри Земли? Можно ли попасть в центр Земли? Почему земная кора двигается?  Коллекция горных пород и минералов  стимулирует детей к созданию новой сюжетно-ролевой игры «Геологическая экспедиция».

На сегодняшний день воспитанники нашего детского сада по-другому стали оценивать и объяснять сезонные изменения в природе. Они заметили, что небо в марте ясное почти безоблачное и температура воздуха днем может подняться до +7 градусов. Так как солнце очень активно, начинает просыпаться земля и вместе с ней первые цветы. В тоже время температура вечером может опуститься до 0 и утром бывает гололед со снегом. Дети доказывают поговорку «Март – предвестник весны».

За время систематической работы на метеостанции у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобрели ценный исследовательский опыт, они брали на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Воспитанники придумали новую сюжетно-ролевую игру «Метеоцентр – Дождевичок». Все это свидетельствует о том, что работа метеоплощадке интересна детям и полезна для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Во время организации исследовательской деятельности на метеоплощадке воспитателями была организована поддержка детских вопросов и поиск совместных ответов на них, что помогло детям упорядочить информацию и понять взаимосвязанность всего происходящего в нашем мире. Используя в педагогической практике такую форму работы, ребенок может построить целостную картину мира путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий. Старшие дошкольники начинают осознавать окружающий мир ее как общую ценность для всех людей.  Экспериментально доказано, что поддержка  детских вопросов стимулирует  познавательный  интерес детей. 

Таким образом, наблюдения и исследовательская деятельность, начатые на метеоплощадке, поддержка воспитателями у детей их познавательной активности и инициативы помогли детям получить естественнонаучные знания, проявить любознательность, самостоятельность в рассуждениях, объяснении явлений неживой природы. Все эти условия стимулируют дальнейшее развитие познавательного интереса детей, расширив и разнообразив направления детских исследований в процессе их деятельности. 

 

Список используемых источников

  1. Бабаева Т.И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду // Детский сад: теория и практика. - М.:Эдисьон Пресс, 2015, № 9. С.-24-35
  2. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: феномен, особенности, приемы поддержки/А. М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. – М.: Эдисьон Пресс, 2015,N N 5.-С.76-91
  3. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Киреева О. В.; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 204 с.
  4. Полякова М.Н.  Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М: Мозайка-Синтез, 2015
  5. Савенков А.И., Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. 2- издание. – М. Национальный книжный центр, 2017.- 240 с.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения.-М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  7. Рубинштейн М.М. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка // Дошкольное воспитание. М. 2008. N 2. С. 7
  8. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Национальное образование, 2016.-304 с.
  9. Полякова М.Н. Фотоаппарат как средство поддержки и развития исследовательского поведения старших дошкольников саду // Детский сад: теория и практика. - М.:Эдисьон Пресс, 2017, № 8. С.-84-95