Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 » Дошкольное образование

Воронова Е.В., Батурина Ю.В., Чекрыгина А.В. Практики ГБДОУ детского сада №2 Кронштадтского района СПб в развитии познавательного интереса в совместной деятельности педагога с детьми


Автор: Воронова Елизавета Владимировна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада №2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 12 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Батурина Юлия Викторовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 17 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Чекрыгина Анастасия Викторовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 15 лет, высшая квалификационная категория.


"Скажи мне - и я забуду,
 покажи мне - и я запомню,
 дай мне сделать - и я научусь."

Конфуций

Аннотация

Дошкольный возраст - это фундаментальное становление, маленького человека, который учиться познавать мир. В этом возрасте устанавливаются взаимосвязи между предметами, явлениями и событиями, формируется целостная картина мира, развивается речь и понимание полученной информации переданной по средствам слова. Это возраст "почемучек", они как "губка" впитывают полученную информацию, это период основных достижений в развитии ребенка. Современные дети воспринимают информационные потоки через гаджеты, делая при этом несколько дел сразу. Для того чтобы ребенок проявлял познавательный интерес в образовательной деятельности, задачи должны быть привлекательными и деятельность должна быть интересна. Работа педагога заключается в подборе эффективных методов и приемов в работе с дошкольниками по познавательному развитию. Современный педагог использует в своей работе softskills (перевод с англ. языка – гибкие навыки) для совершенствования своей педагогической деятельности, применяя в практике новые технологии в совместной деятельности педагога с ребенком.

Целью нашей работы стало, создание условий в ДОУ, для успешного формирования и поддержки познавательного интереса  и познавательных действий у детей дошкольного возраста,  в совместной деятельности педагога с детьми.

 Перед собой мы поставили следующие задачи:

- изучить вопрос по формированию и поддержки познавательного интереса у дошкольников

- определить уровень сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста

- формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

- подобрать методы и приемы для развития и поддержки познавательного интереса у детей

- использовать в совместной деятельности педагога с детьми новации по формированию познавательного интереса у дошкольников

- создание условий для формирования познавательного интереса и познавательных действий у дошкольников в образовательной организации

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная деятельность, познавательное творчество, познавательное развитие.

Проблемы в развитии познавательного интереса и познавательной деятельности в дошкольном возрасте, мотивировали педагогов на поиски новых педагогических технологий в организации образовательного процесса. Так как информационные потоки мощные и доступные на столько, что ребенок дошкольного возраста прекрасно владеющим навыком работы с компьютером или смартфоном, активно пользуется интернетом, используя голосовой помощник «Алиса», за счет мультипликационной информации, YouTube-каналов, порой быстрее чем взрослые могут получить интересную ему информацию, которую порой воспитатель не всегда дает за счет традиционных форм подачи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Познавательное развитие», задачи, которой: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии и творческой активности. Целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение заявленных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным мотиватором деятельности особенно в дошкольный период.

Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека, становление его как личности, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Перед педагогами возникают вопросы - как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности, или материалу; как построить оптимально-правильный путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, учитывая возрастные и психологические возможности детей, не допуская при этом особой перегрузки.

Решая эти вопросы, педагоги, осуществляли поиск форм и методов воспитания и обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса в дошкольном возрасте.

Познавательный интерес ребенка формируется в различных образовательных областях, это развитие потенциала личности, его способностей. Формирование познавательного интереса успешно при активной познавательной деятельности, в стремлении узнавать новое, неизведанное, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи - проявляется в избирательной направленности внимания, количеством задаваемых вопросов ребенком.

С рождения ребенок познает мир, мир предметов, знакомиться с их свойствами, в дошкольном возрасте это обуславливается в формирование познавательного отношения к предметному миру, его успешной социализации.

Для формирования, развития и укрепления познавательного интереса у дошкольников необходимо создать условия в детском саду, с учетом возрастных норм, индивидуальных особенностей, соблюдая права всех участников образовательного процесса, в сотрудничестве детей и взрослых, осуществляя помощь, сопровождение детей, поддержку инициативы ребенка в различных видах деятельности.

В нашей практике по развитию познавательной мотивации мы активно используем традиционные и инновационные педагогические технологии, возрастосообразные формы и культурные практики в совместной деятельности педагога с детьми.

Каждый воспитатель в дошкольном учреждении не только педагог, но и талантливый режиссер и артист. Педагоги всегда стараются сделать необычными и запоминающимися праздники и развлечения в детском саду, вовлечь всех участников образовательного процесса, помогают раскрыть и реализовать личностный потенциал ребенка. Здесь им на помощь приходят современные и хорошо знакомые детям персонажи.

Встретив любимого героя, у детей загораются глаза, как на лицах появляются улыбки, в глазах радость, удивление и восхищение. С персонажами из любимых мультфильмов дети соглашаются принимать участие в увлекательных путешествиях, в конце которых обязательно ждет сюрприз. Ведь ближайшая социокультурная среда-  герои из детских мультиков и фильмов, учат быть детей быть добрыми, смелыми, добрыми, приходить на помощь другу, сопереживать и сочувствовать, развивают у детей воображение, фантазию, творческие способности и побуждают познавать окружающий мир, вовлекают их в образовательный процесс.

Педагогами в детском саду в непрерывной образовательной и совместной деятельностью с детьми создаются проблемные ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментальная и познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ.

В процессе экспериментирования осуществляется обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость составления отчёта об увиденном стимулирует развитие речи.

Пространство групп в детском саду разделено на центры (уголки) – функциональные зоны по образовательным областям и соответствующие возрасту и комплексно-тематическому планированию. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в групповых помещениях оборудованы центры экспериментирования для проведения элементарных опытов и экспериментов.

Особенно нравятся детям занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда незнакомые материалы для исследования.

Развивающая предметно-пространственная среда - основа для реализации образовательной программы - созданное пространство, организованное, оформленное и предметно-насыщенное, доступное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом, должна быть комфортной, функциональной, вариативной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Правильно организованное пространство в группах способствует оптимальной двигательной активности детей, эффективному взаимодействию воспитанников и взрослых. Одним из увлекательных и активных взаимодействий в детском саду является, театрализованная деятельность. Она помогает решать многие педагогические задачи, относящиеся к формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, помогает раскрыть таланты и личностный потенциал детей, развивает у детей способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. 

В повседневной жизни мы используем разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаем детей к участию в инсценировках, обсуждаем с ними увиденное.

Экологическое воспитание в детском саду направленно на формирование экологической культуры, положительного отношения к природе, окружающему миру и состоянию окружающей среды через наблюдение и уход за комнатными и уличными растениями на территории детского сада.

Этому способствует и экспериментальная деятельность - опыты с водой, песком, работа в мини-лаборатории, создание экологической тропы, творческие конкурсы детских рисунков: "Времена года", «Что нам осень подарила», "Зимушка-зима", "Лучшая поделка из природного материала" и другие; проведение экологических акций «Сбор макулатуры и пластика», «Вторая жизнь вторсырья» и другие.

Современный детский сад – это социально-педагогическая система, находящаяся в контакте с немалым числом организаций и учреждений

Социальное партнерство – специфический тип общественных отношений, возникающих при взаимодействии ОО и социума, направленный на достижение общих целей и выстроенный с учётом принципов добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки, взаимоответственности.

Нашими социальными партнерами являются: музеи, библиотеки, театр, музыкальная школа, ОГИБДД, ПСО 47, ДДТ «Град чудес» , школы и детские сады района и др. Без сомнения такое сотрудничество обогащает личность ребенка, способствует росту профессионального мастерства дошкольных работников, поднимает статус учреждения, ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников.

Наши педагоги активно используют современные педагогические. Преимущественно -  игровые технологии:

образовательный квест – это новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность;

геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. 
Геокешинг – это игра на ориентирование, это поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад. Способ поиска клада – это поиск по загадкам, по приметам, по схеме.

 Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

ТРИЗ принципиально отличается от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания стремлением сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного звена задачи. В работе с детьми дошкольного возраста используется множество разнообразных методов ТРИЗ, каждый из которых нацелен на раскрытие творческого потенциала детей.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а также чувственного представления.

В контексте ФГОС дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.

Конструирование – практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного предмета, соответствующего по функциональному назначению.

Включая в образовательный процесс STEM-технологии (stem перевод с англ. языка – стержень, основа) – конструирование, робототехника, решение практических задач, простейшее программирование, знакомство с мостостроением, с геометрическими фигурами, телами, дети включаться в экспериментально-инженерную деятельность, что повышает усидчивость и снижает гиперактивность детей, стимулирует самообразование и мотивацию к познанию. Формирует креативность, критическое мышление, умение работы в команде, взаимодействовать со сверстниками и педагогами, побуждает к проектной деятельности.

В группах нашего ДОУ накоплен разнообразный материал для конструкторской деятельности, различные конструкторы: деревянные, плоскостные, металлические, магнитные, мягкие, динамические , пластмассовые и др: Полидрон, Тико, K’NEX Education, Lego, Макки Драйв – радиоуправляемый мягкий конструктор с элементами робототехники.

В результате работы по приобщению детей к конструктивно-модельной деятельности дети с интересом занимаются конструированием, используют различные приемы конструирования, овладели умением конструировать по образцу, по словесной инструкции и по своему замыслу, способны осуществлять коллективные постройки.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Наше учреждение активно внедряет интерактивное оборудование в образовательный процесс. Мы успешно используем интерактивные доски, столы, песочные столы с подсветкой, игровые терминалы «Солнышко» и др.

Использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Ребенок познает и открывает для себя социальный мир - мир традиций, основанный на культурных практиках ребенка. Невозможна работа по познавательному развитию без азов традиций и культуры нашего народа. Воспитатели нашей образовательной организации включают в работу по нравственно-патриотическому развитию: работу в мини-музее «Мой город Кронштадт», экскурсии по городу и в музеи района, интерактивные экскурсии с использованием смарт и мимио технологий, создание игр-бродилок.

Мини-музей в детском саду – это тематический уголок, посвящённый какой-либо интересной теме: динозавры, пуговицы, мой город, автомобили и другие. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети могут вносить в мини-музей свои экспонаты, активно взаимодействовать с ними, тем самым развивая интерес к познанию нового, выступая в качестве экскурсовода, рассказывать о выставке в музее.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Игры-бродилки – уникальная возможность попасть на экскурсию, не покидая детского сада. Такие игры позволяют расширять знания детей о родном городе, учат узнавать и называть достопримечательности города, место их расположения, закрепляют и расширяют пространственные представления (слева, справа, перед, за, между).

Развитие познавательного интереса детей невозможно без участие взрослого - это педагогическая ответственность.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.

Педагог с помощью правильно подобранных различных игровых технологий, порой составленных из отдельных игр и элементов, вовлекает детей в активную познавательную деятельность, которая способствует достижению высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений.

Только в случае гармоничного сочетания развивающей предметно-пространственной среды ребёнка в детском саду и профессионально организованного воспитательного процесса создаётся положительная атмосфера сотрудничества педагога с детьми, повышается познавательный интерес и активно проявляется деятельность дошкольников.

 

Список используемой литературы:

  1. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110.
  2. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности / Г.Х. Вахитова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – Томск. – 2014. - № 4 (6). – С. 12-19.
  3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М. – 1987. – 263 с.
  4. Каминская Н.Н. Психофизиология детей 6-7 лет и создание адаптивной образовательной среды: метод. пособие для учителей нач. классов, педагогов-психологов обр. уч., родителей / Под ред. Т.А. Крыловой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 108 с.
  5. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников / И.И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2(5). – С.133.
  6. Немов Р.С. Психология: [словарь-справочник: в 2 ч.] Ч.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 685 с.
  7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
  8. Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 9-14.
  9.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»].
  10. Шаптала Н.Л. Пути и способы формирования познавательной компетентности у старшего дошкольника / Н.Л. Шаптала [Электронный ресурс].
« Предыдущая статья