Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №25 (2020 год) » Учебная деятельность (начальная школа)

Щемелинина К.М. Образовательная робототехника как средство развития познавательного интереса обучающихся начальной школы

Автор: Щемелинина Ксения Михайловна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 1 год

Мы живем в сильно меняющемся времени: информационное общество, новый технологический уклад, информационные технологии, сеть Интернет, гаджеты. Всё это очень сильно влияет на общество, в том числе и на будущее рынка труда.

Структурные изменения рынка труда ведут к тому, что становятся востребованы специфичные компетенции – softSkills.

Говорить о профессиях будущего нужно с той точки зрения, что мы сейчас не очень понимаем, какие профессии, какие навыки и компетенции будут важны. Исходя из некоторых исследований известно, что 65% нынешних учеников будут работать по несуществующим сегодня специальностям. 80% этих будущих специальностей будут требовать устойчивого владения STEAM, т.е. связаны с технологией, математикой, компьютеризацией, робототехникой.

Как подготовить учеников к успешной взрослой жизни?

Уже сейчас мы должны понимать, что будет востребовано детьми в будущем, т.е. какие навыки XXI века и какие тренды в развитии этих навыков сейчас есть. На основе исследований перед нами встает следующая картина:

Рисунок 1. Актуальные навыки XXI века и тенденции их развития.

Меняется образовательная парадигма. Она претерпевает серьёзные изменения исходя из того, что вокруг нас происходит. Об этом говорят те, кто влияет на то, как должно строиться современное образование. Основное, о чем они говорят - образование должно строиться через деятельность. Об этом также говорится в ФГОС НОО [3]:

п. 7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики..

п. 8. В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

п. 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

12.4. Математика и информатика:

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

12.8. Технология:

4) использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

п. 25. Материально техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью (3).

Следовательно, традиционные средства обучения должны дополняться современными средствами обучения. Наряду со всеми современными инструментами обучения, робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, и позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста.  Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой.

Образовательное решение LegoEducation позволяют комплексно подходить к развитию учащихся: физическое развитие, развитие когнитивных, эмоциональных, творческих, социальных навыков.

Все образовательные решения LegoEducation придерживается принципа 5F (facilitate, fun, flow, four C, facts) [2]:

Рисунок 2. Принцип 5F

 Один из главнейших принципов, который прослеживается на каждом занятии – принцип 4С:

1 этап «Связывай» - учащиеся получают задачу или проблемную ситуацию, которую должны решить в процессе занятия. Происходит связь с реальной жизненной задачей. Например, педагог предлагает изучить зубчатые передачи. Посмотреть, где в реальной жизни можно с ними встретиться. Детям демонстрируются картинки с часами, в которых есть зубчатая передача, показывается видеофрагмент, работающей лебёдки. Дети понимают, что сейчас они будут моделировать реальный процесс, реальный механизм.

2 этап «Создавай» - происходит конструирование модели по инструкции. Учащиеся создают модель, в которой используется зубчатая передача. При этом они самостоятельно собрали эту модель, сами посмотрели, как устанавливаются шестеренки, сами посмотрели, как они зацепляются, крутятся. То есть процесс глубинного понимания происходит наиболее эффективно, если бы учащиеся просто посмотрели учебные видеоролики.

3 этап «Смотри» - оценивают результат своей работы, смотрят, как взаимодействуют все части собранной конструкции.

4 этап «Совершенствуй» - самый важный этап. Учащиеся на практике должны применить полученные знания, чтобы дополнить или изменить свою конструкцию. Например, на занятии рассматривалась понижающая зубчатая передача в лебёдке. Педагог спрашивает у детей: «А теперь давайте сделаем повышающую зубчатую передачу, чтобы скорость лебёдки увеличилась». И вот теперь учащиеся должны подумать и сделать изменения в своей конструкции, чтобы скорость лебедки увеличилась.

Таким образом, робототехника – это не просто занятие, на котором учащиеся создают конструкции с помощью инструкции. Образовательная робототехника -  это новое междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, и позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста.

Список источников

  1. Future of Jobs Report, World Economic Forum, https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018
  2. https://education.lego.com/ru-ru/about-us
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373), с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.