Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 » Учебная деятельность (начальная школа)

Сайдяшева М.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Сайдяшева Мария Валерьевна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 2 года.

Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию при работе над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Главным в обучении правописанию считаю применение орфографического правила, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

   В своей работе я использую следующие приёмы для развития зрительного фактора:

   а) Письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, посмотри в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву.

  б) Можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе можно работать над правильным написанием слов в предложении с предварительным построением опорных схем. Сначала дети называют количество слов в предложении. Учитель читает слово, дети под руководством учителя находят в нем опасное место, объясняют написание буквы и записывают на доске как опорную схему:

 - Какую опорную схему можно составить к данным предложениям?

Весной лес оживает. е оие

  в) Много споров вызывает и приём показа неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зиленая трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

  г) Провожу так называемый «диктант с обоснованием» (объяснительный диктант). Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением.

Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем то, которое диктую, то есть должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор её написания.

  д) Использую «диктант с подчёркиванием».

Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

  е) Зрительные диктанты. В конце первого класса даю детям цепочку из нескольких слов, написанную на ленте, демонстрирую в течение 9-15 секунд. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю.

  Для развития фонетического слуха использую следующие игры:

 а) «Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;

 б) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

 в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».

  При формировании орфографической зоркости использую тренажеры (по сборнику упражнений О.В.Узоровой).

  Организация работы с тренажерами позволяет мне реализовать следующие цели:

  • закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли ударения;
  • отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова, требующей проверки; подбора проверочных слов;
  • развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка.

   Тренажер расширяет лексический запас ребенка, позволяет ему быстро ориентироваться в изучаемом материале, в подборе проверочных слов, а также помогает упорядочить детские знания по русскому языку.

   Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет приобрести устойчивый навык.

   Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык решения орфографической задачи, самоконтроль.

   Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

  Список источников

  1. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2017- №2 - С.56
  2. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. -2015. №3 – С.27
  3. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова//Начальная школа. - 2017. №2 - С.82
  4. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А.Ясова//Начальная школа. - 2017. №4- С.42