Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №25 (2020 год) » Учебная деятельность (основная и средняя школа)

Лексина Е.В. Изучая географию: проектная деятельность учащихся

Автор: Лексина Елена Васильевна, ГБОУ СОШ №425 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель географии, стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория.

В детстве, как и все дети, я мечтала стать взрослой и работать по профессии своей мечты. Говорят, что мечтам суждено сбываться, и я могу это подтвердить - моя мечта сбылась - я учитель!  Правда, в то беззаботное счастливое детство я не осознавала, чтобы стать настоящим учителем, нужно многое знать и постоянно работать над собой.

В настоящее время, как учитель, имеющий 20 лет педагогического стажа, я, конечно, четко понимаю, что должен уметь делать человек этой профессии в процессе своей деятельности в школе.

Это продиктовано рядом нормативных документов, профессиональным кодексом, в целом законом об образовании, а также запросом и общества, в котором мы живем и, естественно, родителями и детьми.

Учитывая потребности всех субъектов учебного процесса, каждый учитель формирует, вырабатывает свои педагогические индивидуальные принципы, свой подход, свою педагогическую философию и миссию.

Для этого я обязательно совершенствуюсь в своем профессионализме, постигаю все новые и новое…

Будь это современные педагогические технологии, различные курсы повышения квалификации, конкурсы, инновационная деятельность – учитель должен соответствовать требованиям XXI века.

Это первый принцип в моей работе!

Второй принцип – не навреди. Я стремлюсь создать равные условия для всех, дать старт каждому.

Третий принцип -  дифференциация в подходе детям на основе личностно-ориентированного обучения.

Четвертый принцип – развитие себя и учеников, (не останавливаться на достигнутом), выходить на новые вершины познания.

Свою педагогическую миссию я формулирую словами немецкого педагога Адольфа Дистервега:

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».    

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается высокая результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к изучению предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию?      

Урок не может быть скучным, но, чтобы пробудить у детей интерес к изучению географии, учитель должен не только владеть содержанием, но и уметь так организовать процесс обучения на уроках, чтобы каждый школьник был включен в работу и получил удовольствие от процесса познания.

И именно география - это тот учебный предмет, который позволяет достичь этой цели, ведь именно она обладает широким диапазоном межпредметных связей, имеет огромное разнообразие средств и форм обучения.       

Одним из способов повышения интереса к предмету является вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую работу.

Технология проектной деятельности органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других технологий.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные и творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, что позволяет активно применять деятельностный подход.

Проектная деятельность универсальна: все группы учащихся могут быть задействованы в уроке с большой пользой для своего личностного развития.

Первая группа – это учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, у них повышается самооценка, ребята приобретают уверенность в своих силах.

Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательности, для которых необходимо организованное пошаговое получение знаний под руководством учителя.

Третья группа – особенно, это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством.

Мои ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой итоговый школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу исследования, отбирать содержание, формулировать выводы. 

Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.  Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Результаты проектной деятельности учащимися выполняются в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов и презентаций. Учащиеся больше всего любят делать презентации.

В своей работе проекты использую как на уроках, так и  во внеурочной деятельности.

Они могут быть следующих типов:

1. Проекты, связанные с особенностями своей страны, городом, краем и являются основой духовного и нравственного возрождения общества, имеют большое значение в образовательно-воспитательном процессе. Они включают в себя обширный материал по географии.

Краеведческие проекты можно использовать в любом классе, но особенно, они актуальны в 8-9 классах, при изучении географии России.

Дети создают мини-проекты и активно выступают с ними на уроках: «Край земли русской. Камчатка», «Мое любимое место в России», «Достопримечательности моего города».

Жемчужина России — озеро Байкал – проект, позволяющий познакомиться с уникальной природой Байкала.

В начале 2018 учебного года у учащихся нашей школы появилась уникальная возможность отправиться в поездку “Легенды Байкала” по Национальной программе детского туризма “Моя Россия”. Программа начиналась и завершается в Улан-Удэ и включала четыре очень насыщенных экскурсионных дня, открывающих традиции, культуру и легенды народов этих земель.

По возвращении в школу учащиеся с большим удовольствием рассказывали о своих впечатлениях, демонстрировали подделки, сделанные своими руками во время поездки.

2. Наиболее простыми в исполнении и не требующими проработки научной литературы являются информационные проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов с младшими школьниками.

Информационно-познавательный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщение и представления: «Путешествие по материкам земного шара».

Основной общей учебной задачей информационно-познавательного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах.

Поддерживать интерес к предмету помогает ежегодная школьная конференция  «Науки юношей питают». Мои учащиеся выступают с проектами на разные темы: «Форт Риф», «Кристаллы вокруг нас», «Что будет, если Солнце погаснет», «Роль географии в Великой Отечественной войне», «Налоги в моей семье».

3. Творческий проект - это самостоятельная творческая работа.

Творческий проект дает возможность проявить индивидуальность, умение применять полученные знания. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления в области проектной деятельности.

Ниже приведён пример группового совместного проекта младших и старших школьников.

Проект «Путешествие в страну Экономику»

Актуальность проекта: экономика - один из самых актуальных школьных предметов, поскольку тесно связан с событиями, происходящими в нашей жизни каждый день. В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении необходимо уже с младшего школьного возраста.

Цель: формирование основ экономической грамотности.

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь, наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к финансам.

Продукт проекта: создание и проведение игры для учащихся 6 класса

Этапы проекта:

I этап – создание газеты «Экономика и человек»

II этап - «Экономическое сообщение» (+презентация), по одной из тем: «Банки», «Деньги», «Торговля», «Реклама», «Профессии в экономике»

III этап – создание кроссворда «Экономические термины»

VI этап – викторина «Своя игра»

Отличительная особенность этого проекта – это совместное творчество младших и старших школьников.

 

Наука география - интересна для большинства учащихся школы.

Интерес к предмету, с моей точки зрения подтверждается в:

- результатах обученности и качестве знаний,

- выборе учащихся предмета географии по ОГЭ,

- результатах региональных диагностических и всероссийских проверочных работ.

На мой взгляд, самое ценное качество педагога – это увлеченность и творчество.

Мне повезло: в моей школе немало увлеченных учителей. Учителей, которые получают удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.

Думаю, что именно такого учителя ценили, ценят, и будут ценить. Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное!

"Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Георг Лихтенберг)

В целом, согласна со словами Георга Лихтенберга, но мне хотелось бы завершить их по- своему. Я уверена, что важно искать возможности делать то, что делали когда-то для нас, лучше!

В этом и заключается секрет развития человечества - мы находимся в вечном поиске совершенства, исследовании новых путей. И истинное счастье учителя - видеть, как ученики смогли его превзойти, знать, что подопечные этих учеников добьются еще более удивительных высот.