Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 » Учебная деятельность (основная и средняя школа)

Ляпина Е.М. Развитие творческого мышления обучающихся через арт-практики

Автор: Ляпина Елена Михайловна, ГБОУ школа №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель ИЗО и технологии, стаж работы 2 года.

Любой педагог наверняка отмечал, что в каждом ребенке есть свой «божий дар», талант, который отличает его от других. Сохранение этого дара во многом связано с тем, как организован процесс обучения и воспитания.

 Обозначение проблемы

Формирование творческого мышления происходит с раннего возраста для всех детей независимо от их наклонностей. В ФГОС одной из основных задач является «развитие творческого потенциала каждого ребенка». Казалось бы, наличие занятий по изобразительной деятельности в программах детских садов и школ гарантирует решение данной проблемы.

Однако начиная с дошкольного возраста все творческие занятия ведутся по принципу изобразительной деятельности, ценится изображение, похожее на прототип.

Приставка «изо» произошла от греческого слова «изос», что значит равный, единообразный, похожий. В этом значении приставка используется во многих терминах, например, изометрия, изолинии, изотропия. В изобразительном искусстве художник отражает художественный мир, ребенок же выполняет задания, продуманные и сформулированные взрослыми на основании имеющегося у них опыта и традиций. Редко в рамках программы можно позволить ребенку рисовать свободно, то, что он хочет, он чувствует, как девочке Аэлите Андре из Австралии.

Программа ИЗО в школе нацелена больше на освоение изобразительных навыков, получается, что в процессе освоения культуры, дети теряют важнейшее качество - творчество. Как же сохранить у ребенка свободу творческого мышления, свежий взгляд на мир? Еще Пабло Пикассо говорил: «Я учился рисовать, как Рафаэль всего 4 года, а как ребенок всю жизнь».

 Пути решения проблемы

Для меня, живое преподавание состоит из апробирования различных инновационных методов, например, внедрение изучения арт-практик современного искусства.  Рисование для каждого ребенка – это способ выразить свои мысли, проявить свою фантазию, а так же рассказать о том, что его волнует. Неосознанное рисование свойственно абсолютно каждому из нас. Замечали ли вы, что при скучном телефонном разговоре или на не очень информативном собрании, если под рукой оказывается листок с ручкой, мы начинаем выводить узоры, линии на полях или даже составлять из них осознанные образы? Что это? Желание отвлечься, снять свое эмоциональное напряжение или рассказ о характере человека, уровне его притязаний? И то, и другое.

Значение каждого символа разные психологи трактуют по-разному, однако неосознанный интерес рисовать незамысловатые линии на полях можно превратить в изобразительный метод развития пространственного мышления и творческих способностей. Например, рисование графических иллюзий.

Следующий шаг в развитии творческих способностей, на мой взгляд, это наследие революционной школы дизайна  Баухауз – отказ от репродуктивного обучения. Механическое обучение подражанию и копированию создает границы на пути формирования  проектного мышления. Изображаемое нужно меньше видеть и больше чувствовать, представлять. Детская непосредственность позволяет возродить творческое начало, учителю искусства следует поощрять творческую инициативу ученика.

Например, можно применять задание «Новая функция объекта», когда к имеющемуся физическому телу необходимо подобрать совершенно новые функции, это задание можно применять так же при изучении других предметов, когда необходимо представить назначение прибора или детали.

Из этой же области есть еще одно задание – «Объединение». Необходимо придумать и собрать из вырезанных объектов –несуществующее животное, инопланетянина, летающее транспортное средство, все, на что способна наша фантазия.

Другое задание, так же направленное на развитие творческого мышления – это попытаться передать изобразительными средствами абстрактные объекты (воздух, огонь, вода), природные состояния или эмоции. Этот метод актуален для учителей естественно-научного цикла, поскольку ребенок изучает обозначенный процесс и одновременно развивает свои творческие способности.

Техника «ритмография» решает задачи на развитие воображения, фантазии ребенка, снимает эмоциональное напряжение. Важно заметить, что ритм присутствует во всех жизненных циклах - биение сердца, режиме дня, в музыке. А что если попытаться этот ритм передать графически, давайте попробуем нарисовать данную мелодию. Пускай линии будут нечеткими, неразборчивыми, ломаными, изогнутыми, но в рисунке должен читаться ритм, то есть чередование каких-либо графических элементов.

Следующее задание, направленное не только на развитие творческих способностей, но и на объединение коллектива, называется «рисование по кругу».  Данная техника способствует вовлечению в процесс даже самых неактивных участников, способствует развитию креативности. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, а затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту. Далее необходимо создать фантастическое существо, первый человек рисует голову, передает лист другому участнику, а тот рисует тело, не глядя на голову, затем лист отдается третьему участнику, он рисует ноги. Следующий разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем.

Развитию  творческого мышления  так же способствует свобода в выборе изобразительных средств. Карандаши и кисти – это хорошо, но не ново. Дети любят что-то необычное, яркое. И современная промышленная индустрия этот запрос с успехом выполняет. Кроме этого, абстрактное рисование помогает детям выразить свои эмоции. 

Техника «эбру» пришла к нам из Турции. Рисунок выполняется специальными красками, которые не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Краски смешиваются  между собой  при помощи специальной палочки и образуют причудливые неповторимые узоры, далее на рисунок накладывают бумагу и осторожно снимают. Дети воспринимают сам процесс рисования на воде как настоящее волшебство. Акварисование оказывает успокоительный эффект и развивает фантазию.

 Выводы

Каждый рисунок ребенка уникален, каждая новая работа - естественный способ рассказать о себе, о своих чувствах и мыслях в данный момент. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом  развития ребенка, арт-практики открывают творческие способности детей, ребенок получает удовольствие от самого процесса, учится выражать свои эмоции, а так же разбираться в современном искусстве. Для меня важно не искусство само по себе, а то, чтобы дети обрели смелость самовыражения и научились анализировать то, что их окружает. Важна не работа по образцу, а наивность и спонтанность. Это возможность соприкоснуться с непосредственной творческой энергией, чтобы сознание ребенка как можно дольше избегало шаблонов, и было совершенно искренним. Искусство - это не то, что просто красиво, а то, что представляет ценность для самого ребенка. В этом состоит мой учительский ориентир, поскольку способность быть оригинальным и выражать свои мысли без искажения - важнейшие качества не только в карьере художника, но и в любой другой.