Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №25 (2020 год) » Учебная деятельность (основная и средняя школа)

Проневская Н.М. Работа в парах как средство активации познавательного интереса учащихся

Автор: Проневская Наталья Михайловна, ГБОУСОШ №423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 12 лет, высшая квалификационная категория.

В каждом разделе (Unit) учебника, по которому учатся ребята в нашей школе, есть страничка Dialogue builder – строитель диалогов. Но, по большому счету, все уроки иностранного языка – это строительство коммуникации. Фонетика, лексика и грамматика – это всего лишь строительные материалы. Мы учим воспринимать и передавать информацию посредством другого языкового кода. Методика преподавания иностранных языков накопила очень много приемов парной работы.  Парную работу также называют технологией сотрудничества. Она позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.

История применения парной работы на уроках начинается с 70-х годов прошлого века. Преобладающая до этого фронтальная форма работы не приносила желаемых результатов, так как большую часть этой работы на уроке выполнял учитель. В настоящее время, когда особую значимость в стандартах образования отводиться активности самого ученика в процессе освоения знаниями, парная работа востребована особенно.

             О некоторых приемах парной работы я бы хотела поделиться в данной статье. Я остановила свой выбор на них, потому что они различны по сути. А так же в них есть потенциал для использования в преподавании других учебных дисциплин.

А почему бы не использовать в парной работе Его Величество Кроссворд? Банально? Но если в привычное блюдо добавить немного ароматных специй – оно заиграет новыми красками. А всем известный кроссворд несомненно вызовет у учеников интерес. Проверено! Первый прием я называю «орфографический кроссворд». Из изученной лексики то любой лексической теме я выбираю самое длинное по буквенному составу слову и вписываю его по вертикали на листочке в клеточку. Задача пары по очереди встроить слово по теме в кроссворд, используя одну букву уже записанного слова. Слово ученик не записывает, а рисует только клеточки. Партнер отгадывает слово, вписывает его и задает своему оппоненту подобную задачку, нарисовав клеточки с использованием одной вписанной буквы. Можно использовать этот прием для отработки орфографических навыков при работе со словарем на уроках русского языка.

Еще один прием работы в формате известной головоломки называется «Коммуникативный кроссворд». Этот прием я подсмотрела у коллеги из интернет-ресурса (1), опробовала его на уроках и добавила свои кроссворды. Сейчас существует масса сайтов, которые помогают составить любой кроссворд (2). Суть приема такова. Каждый из пары получает половинку кроссворда с уже заполненными словами по вертикали или по горизонтали. Задача ученика в паре объяснить партнеру слово, которое у него уже заполнено, затем выслушать объяснения партнера и вписать свое недостающее слово. А учитель тем временем успешно «охотиться на зайцев» – учит выстраивать взаимодействие, повторяет с ребятами выученные грамматические конструкции, закрепляет навыки орфографии, снимает напряжение, так как общение протекает в горизонтальной, а не вертикальной плоскости.

Работа с кроссвордами может быть продолжена дома. Ребята могут составить кроссворды уже в традиционном формате. Такие кроссворды мне удобно использовать в качестве карточек для дополнительных заданий.

Мне кажется, что такой прием украсит урок повторения материала в дисциплинах, где много определений. Домашнее задание выучить ряд определений по теме не вызывает у учеников бурю восторга. Если ученики предупреждены, что проверка будет проходить в паре в виде кроссворда, то это повышает градус ответственности за подготовку домашнего задания. Еще бы, ведь от точности ученика будет зависеть не только его оценка, но и успех товарища. Я считаю, что такого рада прием можно использовать при работе с определениями по любой учебной дисциплине. Например, вполне уместно использовать коммуникативный кроссворд на уроках обществознания, истории, географии.

Если приемы «орфографический кроссворд» и «коммуникативный кроссворд» можно назвать работой в паре, то характер следующего приема я бы обозначила другим словосочетанием «работой пары». Итак, «фразовая дуэль». Применяю я этот метод, как правило, на этапе актуализации лексики. Многие знают, что эффективнее заучивать не отдельные слова, а слова во фразах. После того, как мы познакомимся с новыми словами по теме, ребята получают задание составить как можно больше фраз с этими словами. Можно использовать все известные им грамматические конструкции, идиомы со словами. Начинаем урок с вызова на дуэль. Обычно бывает много желающих. Спрашиваю самого активного. У него – право вызвать на поединок соперника. Два дуэлянта «выбирают оружие» - вытаскивают карточку со словом. Затем по очереди произносят фразы. Ошибка – промах!– выигрывает тот, кто произнес больше фраз.

А если этот прием употребить на уроках закрепления материала на других предметах? Тема «Первая мировая война». Задание - найти как можно больше фактов об этом событии. На уроке обмен выстрелами. Стремление выиграть должно вызвать желание узнать о событии больше, использовать не только материалы учебника, а еще и дополнительные источники информации, в том числе и интернет.

Как вариант такого приема можно использовать формат аукциона фактов по теме, разыграв лот «отметка отлично». Правда в таком случае, это будет уже не парная, а фронтальная форма работы. Но интерес к предмету изучения будет гарантирован!

Не лишним представляется напомнить, что педагогу будет полезно придерживаться некоторых правил использования парной работы на уроке. Во-первых, необходимо использовать парную работу не от случая к случаю, а регулярно. Так ученики уже будут знать, что от них требуется, а учитель сэкономит время на объяснении заданий. Во-вторых, следует чаще менять состав пары. При этом следует учитывать, что пара более сильный ученик + менее сильный ученик оправдывает себя в работе с грамматическим заданием, тогда как с заданием на развитие разговорных навыков лучше справятся учащиеся одного уровня. Кроме того, важна прозрачная система оценивания работы в паре. Ребята должны четко представлять себе, что будет решающим фактором при оценивании – быстрота, точность или полнота выполнения поставленной перед парой задачи.

 

Список источников

  1. https://vk.com/mishkie
  2. http://cross.highcat.org/ru_RU/#