Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №24 (август 2019 года) » Педагогический опыт (поиск и инновации)

Садченко О.П., Филатова Т.П., Токарева В.А. Педагогическая диагностика в системе повышения квалификации ГБУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт Петербурга


Автор: Садченко Ольга Павловна, методист ГБУ ДППО ЦПКС "Информационно-методический центр" Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 3 года.


Автор: Филатова Тамара Павловна, методист ГБУ ДППО ЦПКС "Информационно-методический центр" Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 8 лет.


Автор: Токарева Виктория Алексеевна, методист ГБУ ДППО ЦПКС "Информационно-методический центр" Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 6 лет, высшая квалификационная категория.


Способность педагога к анализу своей профессиональной деятельности — побудительный мотив к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов педагогов. Однако не всегда учитель может сам выявить трудности в своей профессиональной деятельности и определить характер этих затруднений.

С 2020 г. ГБУ ИМЦ Кронштадтского района СПб реализует проект ««Педагогическая диагностика в системе повышения квалификации ГБУ ИМЦ Кронштадтского района СПб». Для успешной реализации этого проекта надо получить ответ на вопросы: что является объектом и предметом диагностики; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (к выборке, оперативности, периодичности, обратной связи и т.п.), к комплексу измерительных инструментов.

Полученная в результате диагностики информация даст возможность  решать ряд управленческих задач:

-   выявлять реальное состояние образовательной системы района;

-   анализировать изменения, происшедшие в педагогической среде;

-   выявлять потенциал дальнейшего развития системы повышения квалификации ГБУ ИМЦ;

-   определять эффективность влияния образовательной системы ИМЦ на профессиональную компетенцию педагогов и других участников образовательного процесса.

Сегодня мониторинг как вид деятельности находится на этапе становления. Используемые в настоящее время средства диагностирования не всегда позволяют получить объективную, точную, целостную и достоверную картину.

Поэтому самая большая проблема связана с выбором инструментария мониторинговых исследований, методик и средств для многократного систематического использования при определении качества деятельности и трудностей педагога.

Диагностический подход должен позволить нам:

-    выявить потребности педагога по вопросам развития педагогических компетенций;

-    определить направления создания наиболее благоприятных условий педагогического роста в районе;

-    наметить программу профессионального развития педагогов путем совершенствования программ повышения квалификации, реализуемых ИМЦ;

-    оптимизировать курсовую подготовку за счет организации образовательных модулей для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Первым шагом при реализации проекта стало социологическое исследование для выявления потребностей педагогов в повышении квалификации.

Ключевой целью было выявление мнений педагогов об актуальных задачах системы повышения квалификации и оценочных суждений о наиболее удобных и современных формах ее организации. 

За основу опроса были взяты вопросы анкеты, разработанной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социально-педагогических измерений СПбАППО Ваниной Э.В.

Вопросы анкеты были ориентированы на выявление профессиональных затруднений, с которыми педагогу чаще всего приходится сталкиваться в профессиональной деятельности. Анкетирование выполнялось с использованием электронной анкеты Google-form https://forms.gle/R5u4SEAtcuWB7hnV6

При анализе мы провели сравнение результатов опроса, проведенного ГБУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт-Петербурга и аналогичного исследования, проведенного СПб АППО в 2018-2019 г., размещенного на официальном сайте СПб АППО: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/08/Monitoring-potrebnostey-pedagogov.pdf .

В СПБ АППО опрашивались педагоги, принимавшие участие в конкурсах различных уровней (районных, городских, федеральных) за последние 5 лет.

В опросе ИМЦ приняли участие 160  (почти 60% от общего числа) учителей школ Кронштадтского района Санкт-Петербурга, из них 53,9 % - участники районных конкурсов для педагогов, 11% - участники городских конкурсов, 2,6% - участники федеральных конкурсов, 7,8% участвовали в районных и городских конкурсах, 1,3% участвовали в районных, городских и федеральных конкурсах, 0,6% - участники районных и федеральных конкурсов. 

Анализ «паспортной» части анкеты (пол, возраст, образование, квалификационная категория опрошенных) позволяет сделать вывод о том, что в исследовании были представлены в пропорциональных долях, отражающих особенности образовательной системы Кронштадтского района Санкт‑Петербурга педагоги различных стажевых, образовательных и иных групп, что позволяет распространять результаты, полученные в исследовании, на кронштадтское педагогическое сообщество в целом. 

Ответы на вопрос «РЕШЕНИЕ КАКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЧАЩЕ ВСЕГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВЫЗЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ» позволил выстроить рейтинг затруднений. 

Наибольшие затруднения среди педагогов Кронштадтского района вызывают участие в проектной деятельности, участие в инновационной работе и работа с документацией.

Эти данные коррелируются с данными, полученными СПб АППО при анкетировании педагогов СПб в 2019 г.

При этом необходимо отметить, что 54,4 % педагогов района (по исследованиям АППО более 60% педагогов СПб) при ответе на вопрос «СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СЕГОДНЯ ОСОБЕННО АКТУАЛЬНОЙ СТАЛА ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?» выбрали позицию «сегодня большинство педагогов должны повышать свою готовность к инновационной деятельности». 

Вызывает тревогу, что 38,8% участников исследования отметили как затруднение организацию проектной деятельности. Это свидетельствует скорее всего о неполном использовании педагогами потенциала межпредметных проектов, которые достаточно сложны в организации, но при этом позволяют интенсифицировать проектную деятельность в целом. 

Почти четверть педагогов затрудняется при использовании информационных технологий (что значительно выше данных по аналогичному исследованию АППО), что показало дефицит знаний и умений педагогов по данной позиции. Вместе с тем, более половины педагогов отметили как актуальное направление постдипломного образование «Современные образовательные технологии, интерактивные методы обучения, ИКТ». 

Пятерка наиболее востребованных запросов к системе повышения квалификации педагогов Кронштадта совпадает с данными АППО по Санкт‑Петербургу в 2019 г.:

- Овладение передовыми педагогическими технологиями, в том числе с применением ИКТ 68,1% (по данным АППО в 2019 г.- 62,0%)

- Ознакомление с передовым педагогическим опытом 59,4% (АППО-61.7%)

-  Получение передовых научных знаний в своей предметной области 61,3% (АППО- 61.1%) 

-  Комплексное освоение требований и системы работы по новым ФГОС -47,5% (АППО - 56.1%)

Поскольку результаты анкетирования СПб АППО и ИМЦ Кронштадтского района в подавляющем большинстве коррелируются, управляющие решения АППО по совершенствованию своих образовательных программ актуальны и для кронштадтских педагогов.

С целью более детального описания результатов анкетирования нами был проведен анализ ответов по группам респондентов. Были выделены следующие группы:

- по должности (администраторы, педагоги) 

- по стажу

- по возрасту

- по квалификационной категории (высшая, первая-отсутствие категории).

Выборки по группам респондентов позволяют определить целевые аудитории при формировании учебных групп по ППК.

Рейтинг ответов на вопрос «КАКИЕ НАДПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ В ХОДЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?» представлен в таблице

Интересно, что при ответе на этот вопрос наибольшая доля респондентов ИМЦ (56,3%) отметила такое качество, как “коммуникативность, способность к урегулированию конфликтов”, хотя среди ответов на вопрос о том, что должна давать система повышения квалификации, позиция «Умения бесконфликтного общения» вошла в тройку наименее востребованных (ее выбрали 20% респондентов). Аналогичная картина наблюдается и в исследовании АППО.

Подробная информация по проведенному исследованию представлена в аналитической справке.

Анализ результатов позволяет выявить  особенности системы повышения квалификации педагогов с учётом специфики районной системы образования. На основе результатов проведённого анализа разрабатываются адресные рекомендации. Анализ и рекомендации не только размещаются на сайте ГБУ ИМЦ, но и направляются письмами участникам образовательных отношений (в отдел образования и молодежной политики администрации Кронштадтского района СПб, ОУ района.).

На основе результатов анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга, администрацией образовательных учреждений принимаются меры и управленческие решения, то есть осуществляются действия, направленные на достижение поставленных целей с учётом выявленных проблем. По итогам принятия мер и управленческих решений проводится анализ эффективности принятых мер, по результатам чего формируются новые цели, в соответствии с которыми определяются показатели и методы сбора информации, проводится мониторинг этих показателей, их анализ, разрабатываются адресные рекомендации и принимаются меры и управленческие решения, то есть выстраивается новый управленческий цикл.

Информационно-методическим центром Кронштадтского района пока сделан только первый шаг по переходу от разового ситуационного анкетирования педагогов по той или иной тематике к организации педагогической диагностики как целостной системной работы, позволяющей обеспечить непрерывность профессионального развития кронштадтского учителя, рост его педагогического мастерства, выражающийся  в постоянном движении вперед, достижении такого уровня, когда мастерство становится искусством.