Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №24 (август 2019 года) » Педагогический опыт (поиск и инновации)

Попова В.Н. Диалог поколений: поймём ли мы друг друга?

Автор: Попова Валентина Николаевна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка, стаж работы 46 лет, высшая квалификационная категория.

Скажите, пожалуйста, что обозначают следующие слова: капустник, пионеры и октябрята, талоны (правда дети написали «билеты») на продукты? Взрослые легко отвечают на эти вопросы.

А теперь другие: тян, кун, рофл, фейспаун или фейспалм? Дети легко отвечают на эти вопросы.

Разные поколения — разная лексика, которую мы, взрослые, подчас не понимаем.

В России (по «теории поколений», разработанной У. Штраусом и Н. Хау), сейчас живут представители шести поколений, а в школе работают представители трех поколений: беби — бумеры (1943-1963 годов рождения), поколение X (1963-1984 г.) и поколение Y (1984-2000 г.), а обучаем и воспитываем мы поколение Z. Часто термины «поколение Z» и «цифровой человек» считают синонимами, а родившиеся в СССР являются мигрантами в стране цифровых технологий. Поколение Z родилось с компьютерной мышкой в руках. Когда я только училась использовать компьютер, мой шестилетний внук помогал мне. Им проще обратиться к Google, чем задавать вопросы родителям. Они не пользуются стационарными телефонами, не запоминают адреса друзей, они чаще печатают, а не пишут от руки, у них спутниковое TV и они не понимают связи аудиокассеты и карандаша. У этих детей 300 друзей «ВКонтакте» и столько же в Facebook. Они легко расстаются с людьми, если им не комфортно.

Каждое поколение во все века говорило фразу: «А в наше время...». Но мир меняется и современные дети действительно совсем другие. Сейчас иной способ упаковки информации — цифровой и сознание изменилось вслед за появлением информационной культуры и стало клиповым. Взрослые выстраивают информацию в логические цепочки, затем вырабатывают отношение к ней, а потом — образное восприятие, а клиповое мышление означает, что у человека в голове живут целостные объекты, т.е. образ, мысль и ценность объединены в одно целое. Мы могли читать большие произведения и удерживать в голове. Сейчас не все дети могут читать такие объемы. Это не их способ познания. Им нужны короткие, емкие, содержащие полную информацию тексты. И именно этого мы не понимаем. Мы работаем по учебникам, не соответствующим их восприятию мира. Еще одно огромное отличие от нас с вами это «надо» и «зачем».

Еще 20 лет назад слово «надо» обладало магической силой. А теперь мы все чаще сталкиваемся с тем, что мы говорим ребенку «надо», а он смотрит на вас уважительно и спокойно, у него нет никакого протеста, и он спрашивает «зачем?» Сейчас даже маленьким детям надо объяснять назначение всяких норм. Но взрослые абсолютно не готовы говорить про это. Они либо начинают злиться, либо сами расстраиваются.

Современные социологи говорят, что дети потеряли границы близости. В силу того, что у них огромное количество квазидрузей в Интернете, они или теряют близость и открытость друг к другу, не дозревая до дружбы, либо открываются всем подряд. Здесь могут помочь только родители, которые сами должны находиться с детьми в близких отношениях, показывать, что это такое быть близкими людьми, а не просто жить под одной крышей. И вот что говорят сами дети: (стиль сообщения сохранен).

«У каждого в семье разное взаимопонимание. Это зависит и от детей, и от родителей. Когда взрослые стараются идти в ногу со временем, то и детям легче. У меня в семье хорошее понимание, т.к. я интересуюсь тем, что было, стараюсь помочь, если им не понятно, как и они мне. Конечно, понимание в семье должно исходить от всех участников. Ведь, если бы я в любой сложной ситуации просто уходила, то о понимании не может быть и речи. Я знаю довольно много о жизни раньше, бабушки часто рассказывают мне о том, какие они были детьми. После рассказов понимаю, что мы похожи, с кем-то больше, с кем-то меньше. Я не могу написать о непонимании поколений; это зависит не только в каком году ты родился, но и от того в какой семье вырос. Просто я считаю, что мы должны знать прошлое, чтобы лучше понимать родителей, а родители должны понимать наше настоящее, чтобы понимать детей».

«У меня в семье большое взаимопонимание с дедушкой, т.к. он старается поддерживать меня во всем. Он всегда говорил: «Главное пережить бунт ребенка, ведь понимание придет потом.» С бабушкой же все наоборот, если ей не понравилось что-то, то сразу надо было менять, и безоговорочно. Мама пошла характером в дедушку, поэтому более спокойно относится к переменам. Мама старается разговаривать и приходить к общему мнению».

«Очень разные вкусы в одежде у меня с бабушкой. Да что там, дед тоже не в восторге. Они не понимают, что рваные джинсы — это классно, модно, молодежно. Они просто могут взять и зашить, думая, что они порваны».

«Я не понимаю, когда мои родители верят в приметы, ведь это не логично и не научно. Я не понимаю, почему мои родители верят в чепуху с телевизора и Интернета. Я не понимаю, почему мои родители верят в предсказывания по звездам (гороскоп) и влияние на человека Луны, т.к. 1-ненаучно, а 2-доказано, что не влияет. Я не понимаю когда родители говорят, что компьютерные игры на меня плохо психически влияют, потому что это сказали по телевизору».

«Есть ли связь поколений?» - спросили выпускницу 2004 года. И вот что она ответила: « Связь... ну как сказать. Сейчас все так быстро меняется, что однозначно не все, что ходит в обиходе, имеет место пониманию. Сейчас даже фраза «парень склеил модель в клубе» имеет совершенно другой смысл. Был другой сленг. Бутик — бутерброд, а не магазин. Не было превед и дратути. Не было мемаксиков. Но это не мешало нам тогда общаться, да и сейчас, в принципе, тоже. Но в общем и целом, если бы была машина времени и я бы из 2004 попала бы сразу в 2019, то я думаю в той или иной степени, но поняла бы современное поколение. Язык и мода хоть и меняются, но основная суть остается неизменной».

Давайте находить общий язык. «Счастье - когда тебя понимают». Будьте счастливы!

Источники: сочинения детей.

Сайт «Православие и мир» (pravmir.ru). Статья Ксении Кнорре Дмитриева. «Почему для современных детей не существует слова «надо».
(дата обращения август 2019)

Сайт mnogo-deti.ru. Статья «С детьми все прекрасно. Это взрослые пытаются вернуть их в 20 век». Учитель о новом поколении.
(дата обращения август 2019)