Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №24 (август 2019 года) » Педагогический опыт (методика и практика)

Любимцева Г.А. Проектирование современного урока в технологии системно-деятельностного подхода


Автор: Любимцева Галина Алексеевна, преподаватель отдельной дисциплины (иностранные языки)ФГКОУ КМКВК МО РФ, стаж работы 39 лет, высшая квалификационная категория


Современный мир стремительно изменяется. Меняется все. В том числе и требование к качеству образования. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучающихся, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.

Да, меняется все. Но основной дидактической единицей учебного процесса уже более пятисот лет является урок. Урок остался основой школьной классо-урочной системы.         С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и

заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что вкладывается в ходе уроков. Каждый новый урок — это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Хочется привести слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуа­льного богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Каким же должен быть современный урок? Во-первых, на нем должно формироваться творческое мышление, а также умение работать с информацией, умение учиться и работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. На современном уроке обязательно вырабатываются навыки самостоятельного и критического мышления.

Об активной самостоятельной деятельности обучающихся на уроке речь идет давно. Работая в экспертной комиссии районного конкурса педагогических достижений еще в начале 2000 годов, мы использовали такую таблицу

Урок сейчас и раньше: две педагогические стратегии

Традиционная

Инновационная

1. Доминирующая роль учителя в учебном процессе

1. Доминирующая активная роль ученика Учитель есть организатор деятельности учащихся

2. Ориентация учителя на выравнивание учеников по отношению к некоторому заданному программой эталону

2. Ориентация        учителя        на индивидуальные способности ученика

3. Главный стимул (мотив) учиться - избежать наказания

3. Ориентация на поставленную мотивацию        достижения         успеха, побуждающую его учиться

4. Фронтальные формы обучения были основными на которые ориентировался учитель

4. Главное внимание - групповые, коллективные и индивидуальные формы

5. Вербальный способ обучения

5. Больше опираться на опыт ребенка и расширение этого опыта

Почему же использование системно-деятельностного подхода к обучению стало актуально сегодня, как никогда. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. И помогают в этом новые технологии, в том числе - использование системно-деятельностного подхода.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.

Этап - Постановка учебной задачи. 

Есть много различных приемов для того, чтобы мотивировать обучающихся на то, какое новое знание они будут сегодня открывать (ассоциативный ряд, лишнее слово, видеофрагмент, работа с иллюстрациями).

В результате дискуссии, брейн ринга и др. видов деятельности должен возникнуть не план урока, а конечный результат - сегодня на уроке я научусь.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология развития критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности,

В своей работе я часто использую технологию развития критического мышления. Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — реализация смысла — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

      Алгоритм технологии развития критического мышления:

Технологические этапы урока

I      этап Вызов:

-       актуализация имеющихся знаний;

-       пробуждение интереса к получению новой информации;

-       постановка собственных целей обучения.

II      этап Осмысление содержания:

-       получение новой информации;

-       корректировка поставленных целей обучения.

III     этап Рефлексия:

-       размышление, рождение нового знания;

-       постановка новых целей обучения.

Этап - Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • Вопросы, которые можно поставить перед классом.
  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

Данный этап урока является, на мой взгляд, одним из самых важных. Урок, конечно, это живой организм. В нем невозможно просчитать все до одной минуты. Как часто нам не хватает времени именно на подведение итогов урока. Как трудно «наступить на горло собственной песне». И в спешке, мы доделываем запланированное на данный урок упражнение, дочитываем текст, записываем домашнее задание. А ведь именно на этом этапе, идет непосредственная работа по присвоению учащимися того интеллектуального инструментария, алгоритмов деятельности, форм взаимодействия и т. п., которые он осваивает на уроке (серии уроков) для достижения основных целей — результатов урока.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.

Я начинала свою статью с цитаты об уроке. Цитатой хочу и закончить. Современный урок — это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач невозможно без использования современных педагогических технологий. Мы многое уже умеем, многое используем в своей деятельности, но еще многое нам предстоит изучить и воплотить на своих обязательно современных и хороших уроках.

Ведь как сказал выдающийся немецкий педагог А. Дистервег: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием»