Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Выпуск №24 (август 2019 года) » Педагогический опыт (методика и практика)

Ненахова И.В. Дидактические принципы построения занятий в дистанционной форме

Автор: Ненахова Ирина Викторовна, ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог дополнительного образования, стаж работы менее 3 лет, без категории.

   Рассмотрим дидактические принципы и особенности при удаленной форме обучения. В повсеместной практике под дидактическими принципами принято понимать непосредственную связь между целями обучения и последствиями, которые выражаются в виде манипуляций, характеризующих практическую сторону обучения. В первую очередь следует заметить, что закономерности учения не должны разниться с дидактическим процессом, ведь это взаимосвязанные части одного целого. Следующий принцип характеризуется немаловажной ролью теоретического материала и теоретических знаний. Этот принцип выделяется отдельно, потому что теоретические знания являются фундаментом для развития практических умений применения этих самых знаний. Конечно же образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения должны быть едины и должны в полной мере реализоваться при организации удаленного обучения. Не стоит забывать и о таком принципе, как стимуляция и мотивация положительного отношения учащихся к получению новых знаний, от чего напрямую зависят результаты обучения в целом. Необходимость проводить коллективную учебную работу, при этом учитывая индивидуальные особенности, участников этой работы. Довольно полезно сочетать абстрактное мышление учащегося с наглядными материалами. Не нужно использовать что-то одно. Только лишь пропорциональное сочетание, приведет к развитию. Учитель всегда должен руководить учебным процессом, и при этом стимулируя активность, сознательность и самостоятельность учащихся [1]. Так же одним из основных элементов являются требование к системному подходу в обучении, материал должен изучаться последовательно, соблюдая логическую цепочку обучения. При этом новый материал следует подавать в понятной для учащихся форме, а это значит, что присутствует необходимость уметь предоставить один и тот же материал различными способами, чтобы добиться последнего из принципов – учащиеся должны твердо овладеть содержанием обучения. Рассмотрев перечисленные принципы, можно увидеть, что между ними прослеживается определенная связь. В связи с чем, поделим их на основные категории: Первая категория: основные, которые имеют траекторию гуманизации в области обучения, отвечающие за его основные аспекты. Вторая категория формируют цели обучения, и, как следствие, содержание того, чему мы будем учить. Третья категория принципов формирует соответствие выбранных методов и материала к конкретному дидактическому процессу для того, чтобы увеличить количество благоприятных исходов освоения всего объема материал, оговоренного образовательными стандартами [3, 1, 2]. Кроме теоретических моментов, немаловажных остается обособленный принцип, который требует достаточного, а в идеале полного, соответствия материально-технической базы содержанию обучения. Что же понимается в данном случае под материально-технической базой? Под данным понятием подразумевается наличие всех необходимых технических и лабораторных средств (комплекты робототехники, проекционное, демонстрационное и интерактивное оборудование различного типа, лабораторные наборы приборов, инструментов, веществ и емкостей и т.д.), учебные кабинеты, оборудованные соответствующей мебелью (учебные парты, демонстрационные столы, шкафы, при наличии компьютерных рабочих мест: специализированные столы, кресла с регулируемой посадкой и т.д.), осветительное оборудование соответствующего уровня и приспособлениями. Данные принципы ориентированы на классическую форму обучения, но, тем не менее, все они получили свое назначение в организации удаленного обучения, но с определенными оговорками, ввиду кардинального отличия от условий, организованных в школе [4]. Поскольку удаленная форма обучения является специфичной формой, следовательно, для нее существуют специфичные дидактические принципы, рассмотрим их. Первый из принципов организации удаленного обучения – это принцип «интерактивности», который в сути своей отражает обязательное требование к многостороннему общению всех участников образовательного процесса в данной форме. Немаловажным является принцип, определяющий необходимый (базовый) уровень знаний по работе с компьютерной техникой, а также минимальное обеспечение рабочего места этим оборудованием. Данный принцип называется соответственно - «стартовых знаний» Учитывая специфику процесса обучения в удаленной форме, существует принцип «индивидуализации». Он реализуется посредством проведения контролирующих мероприятий: «входной», «текущий» и «выходной» контроли. Первый необходим для определения уровня имеющихся знаний учащегося и для формирования индивидуальной траектории обучения; «текущий» позволяет вести мониторинг усваивания нового материала и корректировать объем и формы представления информации; последний позволяет определить уровень полученных знаний и умений по результатам изучения всего блока [3, 2, 4]. Следующий принцип связан с контролем на сколько самостоятельно учащийся выполняет задания, указанные в программе и препятствием фальсификации результатов обучения. Данный принцип называется «идентификация». Мероприятия по данному принципу являются одной из частей мероприятий по безопасности доступа в систему удаленного обучения. Так как при постороннем доступе в систему нарушается конфиденциальность имеющихся данных.

   Одним из требовательных принципов дистанционной формы реализации обучения является принцип «регламентности обучения». Данный принцип должен быть реализован в целях мотивации, повышения уровня ответственности и дисциплинированности учащегося, участвующего в удаленном процессе обучения. Несомненно, данный принцип способен добиться организованности от обучаемых. Одним из ведущих принципов, суть которого заключается в активной и обоснованной оценке этапов проектирования заданий. В предыдущем параграфе мы говори о необходимости детальной проработки заданий, что целесообразно для качественной реализации удаленного обучения. Данный принцип поэтому и получил свое название – «принцип педагогической целесообразности». Так же необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, иметь возможность в кратчайшие сроки перестроить линию изучения материала для конкретного учащегося, заданий текущего контроля, должна присутствовать возможность выполнения заданий в удобное для учащихся время суток. Все эти требования объединяет принцип «гибкости и открытости». Поскольку для удаленного обучения имеются специфичные принципы обучения, можно сделать вывод, что при использовании доступных технологий, реализуемых посредством сети Интернет, образовательный процесс требует некоторой корректировки. Под требование корректировки попадает как содержание образования, так и особенности методик преподавания конкретного реализуемого курса или дисциплины. Это вызвано тем, что, учитывая особенности формы преподавания потребуется изменять модель деятельности как учителя, так и учащегося, из-за чего меняется и форма взаимодействия участников процесса обучения [3, 4]. Учитывая вышесказанное, способами корректировки будут являться:

1. повышение интеллектуальной активности ученика с помощью самостоятельного определения целей изучения материала, дополнительно учащихся можно вовлечь непосредственно в процесс проработки и формирования структуры нового знания;

2. увеличение мотивации может достигаться формированием внутренних ценностей личности ученика и его личных причин, которые будут побуждать к непрерывному обучению;

3. скорее следствие при выполнении пп.1 и 2, повышается навык самообучения, поскольку учащийся в достаточной мере мотивирован на обучение.

   Познавательные стратегии при организации удаленного обучения отличаются целенаправленностью, сформированностью и гибкой способностью соответствовать педагогической ситуации. А значит, в круг основных стратегий можно отнести: ориентации, повторения, организации, проработки, отбора. Принципы, опосредованные компьютерной обработкой и сетевой передачей данных: принцип самостоятельности, активности, мотивации, эффективности и т. д. В целях повышения учебной активности и самостоятельности каждого участника дистанционного обучения, многие авторы методик удаленной формы преподавания рекомендуют применять следующие действия:

1. Применять групповые задания для непосредственного вовлечения каждого учащегося в процесс, и пробудить в нем ответственность перед другими участниками учебной деятельности за результаты совместного проекта.

2. Не нужно массово предоставлять изучаемый материал, его лучше делить на логически связанные блоки и предоставлять возможность изучения следующего блока только при условии качественного изучения предыдущего. 3. Вводить разграничение доступа к различного рода блокам информации (теоретический материал, обсуждение, практические работы, тестовые работы и т.д.) по временному интервалу.

   Этот метод напоминает ступенчатость учебного плана.

   В качестве примера: изучение теоретического материала, консультация с учителем, обсуждение опорных моментов производится первые 1-2 дня, выполнение самостоятельных практических работ 3-4 дни, а сдача и обсуждение результатов выполненной работы в конце 5-го дня [5]. Достаточно весомым аргументом в пользу удаленного обучения является возможность учета всех действий и результатов обучения для каждого конкретного обучаемого. Эта возможность полезна для учителей, учащихся и их родителей. Причина такого обособления кроется в продолжительном хранении переписки с учителем, в которой он может предоставлять ответы на различные вопросы. В случае, если учащийся забыл ответ или итог беседы, он может вернуться к диалогу и вспомнить детали разговора. Учащийся так же может самостоятельно отслеживать траекторию своего обучения и его результаты. Данная возможность позволяет проводить самоанализ учебной деятельности и осмысления дальнейших шагов по получению новых знаний и, как итог, завершения курса обучения. Немаловажно обеспечить предельно возможную интерактивность между учащимся и учителем, круглосуточную доступность к учебному материалу, предоставлять возможность общения со всеми участниками процесса, создать условия для непосредственного взаимодействия всех участников учебного процесса, чтобы учащиеся были уверены в правильности своего продвижения по линии обучения [1, 2, 5]. Необходимо разбивать содержание обучения на части соответствующего объема, для наглядности успешного освоения одного блока и перехода к следующему. Этот эффект достигается только при условии корректного выбора величины информационного блока, чтобы не снижать мотивационный уровень к обучению.

Используемая литература.

1. Екимова, М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс] / М.А. Екимова. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омская юридическая академия, 2015. — 22 c.

2. Юрьев, Г. П. Классификационные, терминологические и сущностные аспекты виртуального творческого мышления человека [Текст] /Г. П. Юрьев. - М.: Наука, 2006. – 69 с.

3. Бухаркина, М. Ю. Теория и практика дистанционного обучения/ М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат. – М. : Академия, 2004. – 120 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / Г.М.Коджаспирова, К.В. Петров. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с.

5. Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. Пособие [Текст] /Н.В.Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования. 2016. - 72 с.

6. Домрачев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев // Высш. образ. в России. – 1994. - № 3. С. 21-29.