Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №24 (август 2019 года) » Педагогический опыт (методика и практика)

Дорош Т.С. Анализ возможностей использования ИКТ в преподавании технологии

Автор: Дорош Татьяна Станиславовна, ГБОУ СОШ №423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель технологии и изобразительного искусства, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.

Профессиональная ИКТ компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно. И тогда, когда нужно. [2]

Многие учителя  уже давно стремятся сделать свой урок необычным, увлекательным, для этого на уроке демонстрируются мультимедийные изображения, или цифровые, проигрываются мультимедийные файлы. Более прогрессивные учителя, одними из первых освоившие ресурсы сети Интернет, предлагают учащимся на своих уроках решать образовательные задачи, которые ставятся в многочисленных сетевых проектах - исследовательских, поисковых, др. Обычно такие проекты инициируются в рамках проектной формы работы.

Информационная среда предоставляет детям возможности самостоятельного добывания теоретического и визуального материала, что позволит им лучше ориентироваться в направлениях моды, изучения существующих видов декоративно-прикладного искусства и появления новых, произведениях искусства, технологии приготовления различных блюд, истории кухни различных стран и народов, вырабатывать свои критерии оценивания. Также внедрение ИКТ развивает умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Мы можем на уроках технологии проводить виртуальные выставки, и дети будут их комментировать. Можно посещать виртуальные музеи разных стран и совершать виртуальные путешествия. В интернете они могут смотреть работы друг друга, обмениваться впечатлениями.

Применение ИКТ позволяет развивать творческий потенциал учащихся.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет. [3]  Организация удаленного взаимодействия, виртуальные выставки, сетевые проекты. Все это является новыми педагогическими инструментами в работе учителя.

На урок информатики в школе отведен 1 час в неделю, где учитель, строго должен пройти намеченный учебный план, он просто, в силу ограниченности времени, не сможет познакомить учеников с возможностями Интернета и применения этих знаний на других урока. В связи с этим становится понятно, что учителя-предметники просто обязаны вводить активное применение средств ИКТ на своих уроках в контексте требований ФГОС.

Многим учителям знакома  технология «перевернутый класс».

Отличительные особенности модели “перевернутый класс” - вовлеченность учащегося в процесс обучения. Очевидно, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого. А это предполагает изменение роли ученика в учебном процессе. Подобные изменения, даются нелегко для учащихся, являющихся объектами обучения и привыкших за многие годы к пассивной позиции в учебном процессе. Ученики привыкли получать знания в готовом виде. Эффективность их познавательной деятельности оценивается количеством правильных ответов на заранее поставленные вопросы.

Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится “невидимой”. Ведь для части педагогов “невидимая” позиция на уроке воспринимается как потеря статуса учителя. Появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией, и, даже, чувства ненужности. И здесь важно понимать, что задача учителя, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

Учебные заведения уже не являются хранителями информации, а учителя единственными источниками знаний. Любой, кто имеет выход в сеть, в удобное для него время может получить качественный контент.

Приоритеты смещаются: лекции (в любой форме) должны поддерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения уже не является самоцелью, а становится как-бы отправной точкой.

На уроке время высвобождено для обсуждения, размышлений, решения проблем.

При перевернутом подходе на уроке высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников. [6]

Применение всех предлагаемых сервисов и технологий открывает необъятные горизонты для проектирования уроков. Как пример предлагается разработка урока в 5 классе по пошиву игрушки кошки. Урок проводится в технологии «Перевернутый класс» и наполнен элементами ИКТ.

Обязательные домашние задания для обучающихся:

1. Сетевая гугл-презентация. Ознакомься с материалом учителя и на примере первого слайда сделай свой проект будущей мягкой игрушки.

Рис.1 

2. Посмотри, как можно сшить игрушку - кошку по материалу предлагаемой ссылки,  или найди другой ролик на You Tube.  

Рис. 2

3.Выполни задание в сервисе Learning Apps 

Рис. 3

4. Кроссворд также является обязательной частью задания.

Рис. 4

5. Найди исторические сведения о создании кукол, и помести их в сетевой газете (сервис wikiwall.ru)

 

Рис.5

Таблица № 1. Урок для 5 класса по учебнику Н.В.Синицы. Художественные ремесла. Лоскутное шитье.

Цель деятельности педагога

Создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи

Расширить представление учащихся об истории появления кукол; совершенствовать умение делать наброски животных; создавать выкройки деталей игрушки, углубить знания об их анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки); развивать наблюдательность, мышление; воспитывать в детях чувство прекрасного, любви к народному творчеству, к природе, развитие навыков ИКТ.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, работа в сети.

Основные понятия и термины

Куклы

Образовательные ресурсы

Загадки о животных. –

Режим доступа: http://eti-deti.com/zagadki-o-zhivotnyx/ Загадки про кошек. –

Режим доступа: http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-koshek7

Демонстрационный материал

Репродукции картин, последовательность выполнения игрушки кошки (инструкционная карта), фотографии и репродукции пород кошек, таблицы техники безопасности

Оборудование

Учебник, карандаши, листы бумаги, кусочки ткани, ножницы, иглы, нитки

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся видеть красоту в мире и искусстве, эмоционально воспринимать предметы народного творчества и уметь выражать своё отношение к ним; овладеют знаниями об истории появления игрушек, умениями и навыками художественной деятельности, научатся выполнять игрушку кошку.

Метапредметные УУД: регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания, отличать верно выполненное задание от неверного; познавательные - Акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они присваивают на основании собственного пережитого опыта, научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, сетевых заданиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассником, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Дома по ссылке, учащиеся заполняют таблицу впечатлений (гугл-таблица, рефлексия) о прошедшем уроке. 

Заключение

Осваивая образовательное интернет - пространство, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования.

Анализ спроектированного и проведенного урока позволяет говорить и об обратной тенденции в такой организации урока. Некоторые ребята не выполняли сетевые задания дома. Это говорит о том, что некоторым ученикам такая форма познания сложная или не востребована.

Отсюда можно сделать тоже положительные выводы. Сетевой тренинг выявляет интересы обучающихся, а это то же немаловажный момент в обучении. Но для большинства учащихся сетевые ресурсы  –  информационное поле для познания. Можно ввести часы курсов для детей, чтобы помочь им освоить интернет ресурсы. Это можно спланировать во внеурочной деятельности с 5 класса.

 

Список использованных и цитируемых источников

Учебные пособия

1. Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома. / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. –  М., Вентана-Граф, 2013. – 192 с.

Электронные ресурсы

2.Профессиональный стандарт педагога: [электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/50195, (Дата обращения: 10.11.2019).

3. ПИСЬМО МОН от 20 августа 2014 г. N АК-2612/05 «О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ» [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470, (Дата обращения:10.11.2019).

4. Иванова В. В. Использование ИКТ на уроках:URL: http://festival.1september.ru/articles/599210/. (Дата обращения 13.11.2019)

5. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [электронный ресурс]. URL: https://drygba.edusite.ru/DswMedia/profstandart.pdf, (Дата обращения: 10.11.2019).

6.Организация учебной работы при помощи блога. Блог докторанта Института информатики Таллиннского университета Марины Курвитс: [Электронныйресурс].URL: http://marinakurvits.com/, (Дата обращения: 28.11. 2019)