Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №24 (август 2019 года) » Педагогический опыт (методика и практика)

Матросова Ж.В. Воспитание чувства патриотизма у школьников на уроках музыки

Автор: Матросова Жанна Васильевна, ГБОУСОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель музыки, педагог дополнительного образования, стаж работы 32 года, высшая квалификационная категория.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый хозяин укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Что такое патриотизм?

Слово произошло от (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество).  В словарях Ожегова, Даля трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Если расширить понятие - это духовная связь с Отечеством.

К патриотизму нет смысла призывать. Митинги, тематические уроки, беседы, даже если они будут проведены на хорошем уровне, не дают гарантии, что мы воспитаем патриота. Патриотизму нельзя научить. Он возникает через внутреннее пробуждение человека, через его мироощущение, отношение к окружающему. Прежде всего, патриотизм воспитывается эмоционально, на произведениях искусства. Самые отзывчивые школьные предметы — литература, музыка, ИЗО, история. Но, не меньше воздействуют и уроки физики, математики, химии, географии. Мы, учителя, знакомим ребят с «характером» российского народа, рассказывая о людях родной страны, ученых, изобретателях, путешественниках, врачах, Нобелевских лауреатах, чьи достижения стали мировым достоянием, о тех, которые в тяжелые времена подвергались критике и гонениям, но отстаивали свое мнение, остались жить и работать в России.

Музыка, художественные произведения, изобразительное искусство — мощные средства патриотического воспитания. Включенные в программу музыкальные шедевры русских композиторов, помогают в развитии патриотических чувств.

Богатым материалом для воспитания младших школьников является музыкальный фольклор. Былины, попевки, потешки, русские народные песни с элементам игры или инсценировки формируют у ребят начальной школы чувство любви к традициям и обычаям русского народа. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». В русском фольклоре «красной нитью» проходит мысль, что счастье человека неразрывно связано с Родиной.

Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся Чайковский и Рахманинов, Бетховен и Шопен, Глинка и Прокофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты, «сердцевина» творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся.

Слушая фрагменты из балета «Щелкунчик», оперы «Е. Онегин», 1 и 4 концерта для фортепиано с оркестром, пьес из «Времен года» П.И Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преобладанием песенности.

Бетховен, с его 5 и «Героической симфонией», предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической. Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен с его «7 Прелюдией» войдет в сознание ребят, как композитор, воплощавший красоту народной песенности и танцевальности и в то же время в «20 Прелюдии» - глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного народа за свободу.

Удивительны мелодии Концерта No 3 для фортепьяно с оркестром, романсов «Звонче жаворонка пенье», «Островок», «Весенние воды» С. Рахманинова. Многие из них, по выражению поэта А. Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы. С. Рахманинов писал: «Первая тема моего 3-го концерта, ни из народных... ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение».

Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» - это произведение, как нельзя лучше, подходит для темы патриотического воспитания. Эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С.Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам. Русская классическая музыка обладает замечательными достоинствами: создает в произведениях глубокий образ героев, тонко передавая их душевные состояния; способна вызывать у слушателей радость и боль за происходящие события.

Для учащихся среднего и старшего возраста на первое место выходят духовно-нравственные ориентиры. И здесь важное место занимает личность самого композитора. 19-20 века дали нам таких всемирно известных композиторов, как М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский. Это были не просто высокообразованные люди, а верные служители своему Отечеству. Их творчество — это образец национального героического эпоса. При создании своих опер они переработали огромное количество исторических источников, практически все фундаментальные труды по истории России. Работая с фрагментами из опер «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», совмещающих в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом, мощность и размах народных сцен, мы поднимаем тему величия русского народа, патриотизма и свободолюбия.

В связи с темой Великой Отечественной войны естественным является разговор о знаменитой симфонии Д. Шостаковича. Если в июне 1941 года началась война, то в июле-декабре уже была создана его знаменитая 7-я симфония. Она с полным правом может быть названа великим произведением о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом. Я рассказываю ученикам, что история 7 симфонии Д. Шостаковича является невероятной. Сочиняя ее в блокадном Ленинграде, потрясенный трагедией города, страданиями соотечественников, композитор задумал монументальную симфонию об ужасах войны. Он, несмотря на сложности и невзгоды, писал первые три части в блокадном Ленинграде. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию» - писал Д.Шостакович.

Содержание, заключенное в песнях, порой убеждает сильнее, чем информация, полученная другим путем, ведь в основе лежат эмоции, чувства и внутренние переживания их создателя. На моих уроках дети поют много. Песни А. Пахмутовой, Я. Дубравина, Я. Френкеля, М. Фрадкина, Евг. Крылатова, Оскара Фельцмана, Исаака Шварца, Вениамина Баснера  и др. советских композиторов-песенников способны  глубоко затронуть душевный внутренний мир человека, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, могут стать действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма у учащихся. Воспитание на таком песенном музыкальном материале даёт возможность укрепить незримую связь поколений. Меняются поколения, меняются тенденции, но моя задача, как учителя музыки не прервать эту связь поколений.

Учителем музыки я работаю уже более 30 лет. Конечно, в портфолио моих достижений много добрых слов от Администрации города, общественных организаций. Недавно было получено благодарственное письмо от Комитета по культуре СПБ за участие во Всероссийской патриотической акции «День гимна», которая проходила 1 сентября на стадионе Газпромарена. Рекордный заряд патриотизма испытал стадион «Зенита». Гимн России исполняли 8000 музыкантов и 20 тысяч певцов. Рекорд по самому массовому исполнению гимна был установлен. Мне очень приятно, что среди моих коллег, я видела лица и своих учеников.

Но намного важнее и интереснее проследить на сколько это воздействует на юного человека. Из сочинения ученика 11 класса: «Я вспомнил вдруг, как в прошлом году, я со своими одноклассниками участвовал в инсценировке песни «До свидания, мальчики». Когда перед песней раздался звук ревущей сирены, а потом грохот бомбежки, в зале наступила мертвая тишина. Притихли даже шумные малыши. А я стоял на сцене и сдерживал, бешено бьющееся, сердце: мне казалось, что оно стучит громче, чем музыка. Я явственно ощутил, что это меня и моих друзей вот-вот заберут на войну, и, может быть, это последнее, что я вижу в мирной жизни, — притихший зал, затылки моих одноклассников, ветеранов, плачущих в первом ряду...».

Любовь к своей родине не должна воспитываться на негативных чувствах. Духовность всегда воспитывается на любви. И патриотизм — на любви и добре — к семье, к городу, к стране. Я и мои коллеги — музыканты, математики, учителя физкультуры, физики — все мы, делаем одно дело, все мы воспитываем патриотизм, где в основе лежит любовь.

 

« Предыдущая статья