Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №2 (июль 2012 года) » Одаренные дети

Н.В.Каневская. Танцевально-двигательная терапия в системе дополнительного образования.


Автор: Каневская Нина Викторовна, ГБОУ ДОД ДДТ «Град чудес» Кронштадтского района Санкт-Петербурга,
кандидат психологических наук, педагог дополнительного образования, стаж работы - 12 лет,
высшая квалификационная категория.


«Нам необходима символическая жизнь.
Только символическая жизнь может выразить потребность души –
смею утверждать, каждодневную потребность души!»
К.Г. Юнг (1)

  

  Находясь в постоянном напряжении от подготовки к предстоящим тестам, дети все более склонны воспринимать жизнь через призму процента «не отгаданных», «неправильных» ответов. Счастье становится возможным при большом количестве ответов, соответствующих ожиданиям (теста, учителя). Будучи в постоянном поиске новых технологий, призванных повысить процент правильно отгаданных ответов, педагоги все более склонны разделять жизнь на две части: «правильную» и «неправильную». При этом количество времени и сил, потраченных на достижение результата, постоянно растет, а развитию эмоциональной сферы остается то, что остается.
  Являясь руководителем коллектива бального танца «Гармония» более 10 лет, автор постоянно находится в поиске смыслов и целей обучения бальным танцам, так как полностью уверена: роль их может быть уникальной. Опрос учащихся коллектива о том, для чего они занимаются бальными танцами, выявил их большую заинтересованность и понимание пользы занятий в сторону эмоциональных («Я чувствую радость, когда танцую», «Мне интересно, потому что это доставляет удовольствие», «Я очень радуюсь, когда мы создаем новый танец) и активационных критериев («У меня много сил появляется», «Я трачу свою лишнюю энергию»). Интересно, что коллектив является лауреатом I,II степеней более 20 международных конкурсов, однако этот критерий успешности не был отмечен учащимися в числе первых. И я честно хочу заявить, что искренне этому рада, так как такой подход дает возможность осмыслить цели и задачи дополнительного образования как пространства, в котором реализуются потребности души, не имеющие иногда ничего общего с «полезностью» и «правильностью» для кого или чего-либо, но способствующие интеграции, индивидуации и формированию внутренней цельности.

Далее я бы хотела вкратце остановиться на особенностях дополнительного образования, из которых логично вытекают его цели и сложности, с которыми встречаются педагоги. И, прежде всего, необходимо отметить основные черты модернизации современного российского образования:

  1. Создание единой воспитательной и образовательной системы
  2. Обращение к личностно-ориентированной модели образования, направленной на взаимодействие «человек-человек». Образовательный процесс начинается с создания комфортного климата и установления отношений, которые обеспечат наибольшую эффективность педагогического взаимодействия.
  3. Из первого пункта вытекает второй: целью образования является не формирование набора навыков и умений, а воспитание личности, способной делать выбор. На первый план выходят такие понятия как «качество жизни», «самореализация», «здоровье», «социальное благополучие», «защищенность».

  Дополнительное образование имеет все возможности для реализации такой модели. Оно основывается на принципах добровольности, выбора педагога и творческой деятельности, ориентации на ребенка, его возрастные и личностные особенности.

  Взаимодействие «человек-человек» предполагает взаимодействие на всех уровнях: физическом, эмоциональном и интеллектуальном, и основывается на воспитании таких установок как подлинность, признание ценности другого человека, эмпатия. В связи с вышесказанным, педагог сталкивается с необходимостью каждый раз, из занятия в занятия создавать комфортный психологический климат, создающий для ребенка ощущение безопасности и стремление к самораскрытию и творчеству.
  Все это в идеале. А в реальности каждый педагог сталкивается с необходимостью обучения способности сонастраиваться с другими, умению слушать и слышать, развитию сотворчества, признания ценности другого, а также в привлечении родителей в образовательный процесс.
  Подводные камни эффективного взаимодействия кроются именно в эмоциональной сфере. А именно, в эмоциях, эмоциональных состояниях и системе отношений. Большую помощь в этом может оказать применение методов танцевальной терапии. 

  Танец является формой взаимодействия, в которую активно включена эмоциональная сфера человека. Танец выступает в качестве формы естественной активности и деятельности, принимается людьми любого возраста. Танец – это всегда наше выражение своих отношений (с собой, другими, миром) и экспрессия состояний, прежде всего эмоциональных. Двигательная активность является действенным средством регуляции состояний человека. С другой стороны, движение служит и эффективным средством разрядки возникшего у человека эмоционального напряжения (2).
  Научные данные показывают, что в танце развивается невербальный интеллект, точность движений и действий развивает толерантность и степень эмоционального контроля, скорость движений – показатели, определяющие интерперсональные отношения. Эмоциональная сфера связана с тонусом и энергетикой движений, частота установочного тремора положительно связана с тревожностью, а сила мышечного напряжения с толерантностью.
  Таким образом, танец может стать психологических пространством, в котором через движения и экспрессию в танце человек передает информацию не только о своих состояниях, но также и проявляет свои отношения, что делает их возможными для прочтения другим человеком (группой людей). Однако психические состояния не только выражаются в танце, но и изменяются в его процессе, оказывая влияние на человека в целом.
  Движения могут рассматриваться как некоторый текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Когда танец исполняется, чувства выражаются в последовательности движений.
  Такой акцент в понимании танца ставит танцевально-двигательная терапия как психотерапевтическое использование движения в качестве процесса, который продолжает эмоциональную и физическую интеграцию человека». Танцевальная терапия основана на том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности (мы ведь можем узнавать людей по тому, как они двигаются). Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают наши черты личности. (3)
  В современной танцевальной психотерапии происходит перенос акцента с использования танца как средства психофизической регуляции на его использование как средства установления, поддержания и кор­рекции межличностных отношений.
  Центральной в структуре интерпретации различных паттернов танцевального взаимодействия становится категория «отношения». Использование категории «отношения» дает возможность доступа к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, жизненных потребностей и ценностей, представлений о себе и о мире, позволяет участникам осознать свои реальные - отношения - к группе к себе, к конкретным другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.

  Далее, опустив долгие рассуждения, можно выделить следующие положения:

  • Психомоторные показатели широко используются при диагностике различных состояний человека. Например, эмоции радости, гнева или горя легко распознаются по его экспрессивным движениям.
  • Танец является особой формой экспрессивного поведения личности. Такое рассмотрение танцевального взаимодействия делает акцент на использовании категорий «отношение» и «состояние» в интерпретации в качестве центральных.
  • В.А.Лабунская (4) отмечает, что в центре психологических значений поз человека находится категория «отношение», мимики – «эмоциональные состояния», невербального поведения диады, группы – формы взаимодействия.
  • Анализ танца человека приобретает особое значение в контексте взаимовосприятий, взаимодействий и взаимоотношений с людьми.

  Техники танцевальной терапии, как правило, основаны на спонтанном танце, в ходе которого высвобождаются и снимаются внутренние напряжения человека. Часто на него тяжело смотреть неспециалистам, он выражает страдания.
  Дополнительное образование ориентировано на обучение, создание положительного эмоционального и единого творческого пространства, в котором развивается способность к сотворчеству. Ну, и конечно, немаловажным является требование к наличию творческого продукта. Как все это объединить? Существенную роль в этом может сыграть структурированный танец (5).
  Структурированным называется четко организованный в пространстве и времени танец, основанный на базисных движениях любого танца и имеющий задачу в смене танцевального рисунка и перемещении участников в соответствии с ним рисунком). 

  Ведущий разрабатывает танцевальные композиции на основе бальных, народных, классических и современных танцев. Такие танцевальные связки являются соединением базовых движений конкретного вида танца (медленный вальс, русский лирический, полька, модерн и т. д.). Каждая композиция связана с определенным эмоциональным состоянием (нежности, полета, радости, печали, борьбы и т.д.). Рисунок такой танцевальной связки может служить в качестве передачи образа (например, «волна», «цветок»).
  Такая композиция предполагает множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга(что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включает в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Объективным показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца. После того, как участники освоили рисунок танца и могут воспроизводить его без лишнего напряжения, они меняются местами и пробуют воссоздать тот же рисунок (образ). Данный этап является ключевым для включения и создания механизмов адаптации, акцент – на взаимодействии участников.
  Характерной особенностью структурированного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса адаптации и на эффективность процесса общения.
  Преимущество такой работы заключается в том, что основ­ной целью работы со структурированным танцем является вовлечение в творческий, строящий взаимоотношения опыт. Опыт синхронного танца с целой группой дает чувство совместности, принадлежности, что производит терапевтический эффект. Совместное движение членов группы под единый ритм создает определенную атмосферу сопричастности в группе, стимулирует чувства и отношения, создает сильные невербальные связи между участниками.
  В структурированном танце используются конвенциональные формы танцевальной экспрессии, которые аккумулировали в себе систему высших ценностей общества. Поэтому такой танец предполагает получение доступа к положительным психическим состояниям, несет в себе информацию об общих законах формы и соотношении части и целого, а также о  гармоничной системе отношений личности. Структурированный танец можно отнести, согласно определению К.Загса (4), к гармоничным танцам, которые в отличие от негармоничных, выражающих страдание танцев, являются жизнерадостными и несут в себе заряд мышечной энергии, а также доставляют большое удовольствие и зрителям и исполнителям.
  Включение просмотра видеозаписи процесса и обсуждения полученного опыта позволяют выразить свои переживания и открытия на вербальном уровне, а также обогатить опыт каждого участника опытом других. Таким образом, прожитые состояния осознаются и остаются в эмоциональной памяти человека. Однако существует множество ситуаций, когда опыт такого танца объясняет сам себя и не нуждается в вербализации.
  Использование структурированного танца с большим интересом воспринимается людьми всех возрастов: в нашей работе охотно участвуют и дети 8-13 лет, и подростки, и молодежь, и поколение, которому за 50. Огромное значение имеет психологическая и танцевальная компетенция ведущего, а также его способность к импровизации. Невозможно создать композицию заранее: состав группы и ее состояние определяют работу на конкретное занятие. Однако в течение трех лет осуществления данного проекта медленный вальс продолжает оставаться великолепным средством гармонизации состояния группы, ее сонастройки для всех возрастов.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Использование структурированного танца предполагает постоянные перемещения в пространстве в соответствии с рисунком. Но акцент – на взаимодействии.
  2. Это требует высокого уровня включенности участников в процесс и постоянного удержания во внимании себя, других участников и пространства.
  3. Фактически такие задачи предполагают ориентацию в пространстве и большую роль пространственных компонент, что ведет к высокой вариативности психомоторных параметров.
  4. Такой танец актуализирует проявление существующей в человеке системы отношений и дает возможность работе по наблюдению и осознанию ее эмоционального содержания, а значит, и его изменения.

  Танец – язык символов, которые должны стать, прежде всего, понятны их воспроизводящему, так как содержат в себе чувства и отношения, которые могу быть к ключом к новому восприятию себя в мире, новым источникам сил и энергии. Вот почему символическая жизнь так же необходима, как и реальная, она дает возможность соединить свои внутренние потребности, цели и смыслы с внешними.

Список источников:

  1. Юнг К.Г. Символическая жизнь / пер. с анг. – Издание 2-е. – М.: «Когито-Центр, 2010»
  2. Ильин Е.П.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: М.: Прогресс, 1990
  4. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг.- СПб. 2003