Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №2 (июль 2012 года) » Одаренные дети

С.В.Сосновских. Организация процесса по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей: из опыта работы.


Автор: Сосновских Светлана Владимировна, ГБОУ гимназия №24 имени И.А. Крылова Василеостровского района Санкт-Петербурга, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, стаж работы – 8 лет.


  В статье рассматриваются организационные формы работы с одаренными детьми. Анализируется роль мероприятий школьного уровня в процессе выявления, развития и сопровождения одаренных детей.

  На сегодняшний день опубликовано большое количество работ, посвященных развитию и поддержке одаренных детей, но не менее важной задачей является их выявление. Не всегда одаренность носит явный характер, она может быть скрытой. В «Рабочей концепции одаренности», разработанной отечественными учеными, скрытая одаренность характеризуется как «атипичная, замаскированная форма, которая не замечается окружающими. В результате ребенка могут отнести к числу неперспективных и лишить необходимой помощи и поддержки. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в разные виды реальной деятельности, вовлечение его в инновационные формы обучения» [1]. Таким образом, проблема выявления одаренных детей – это, прежде всего, проблема создания благоприятных условий для их интеллектуального, творческого и личностного роста.

  Сегодня в России заинтересованность государства в развитии и сопровождении талантливых детей и подростков очевидна. Проводится большое количество конкурсов, олимпиад, выставок, конференций. Но следует отметить, что школы, как правило, на районный, городской и последующие уровни отбирают наиболее сильных детей в той или иной области знаний. Часто бывает, что один ребенок защищает честь школы на 5 районных олимпиадах, то есть изначально в районных мероприятиях  участвуют дети с явными признаками одаренности. Таким образом, районные, городские мероприятия в большей степени служат развитию одаренности, нежели ее выявлению. Основополагающую роль в выявлении потенциально одаренных детей играет школа. Во-первых, в школе ведется систематическая работа с каждым учащимся. Здесь возможно проанализировать деятельность каждого отдельного ученика по разным направлениям в течение длительного времени. Во-вторых, школьные мероприятия (интеллектуальные, творческие, спортивные) обеспечивают массовый охват учащихся, предоставление им широких возможностей для проб в различных сферах деятельности.

  В моей педагогической деятельности уделяется большое внимание выявлению, развитию и поддержке ребят с признаками одаренности. Ниже приведен ряд организационных форм педагогической работы, позволяющий создать условия для поиска и развития потенциально одаренных детей:

1.      Вовлечение учащихся в предметные олимпиады.

  Данная форма работы организуется с учениками с 5 по 11 класс. Ребята 5-6 классов не имеют возможности участвовать в этапах Всероссийской олимпиады школьников, поскольку она начинается на районном уровне только с 7 класса, но чем раньше будут выявлены склонности детей к предмету, тем раньше я, как учитель, смогу работать в направлении развития и совершенствования их способностей. В 5 классе ребятам предлагается школьная олимпиада по истории Древнего мира, в 6 классе – олимпиада по истории Древнего мира и Средних веков. Школьные олимпиады для учеников 5-6 классов проводятся в рамках Недели истории, участвуют в них все желающие. Как уже было сказано выше, в этом большой плюс школьных мероприятий. Но с другой стороны, это и большая работа для учителя. В олимпиаде участвуют дети с абсолютно разными способностями, задача учителя состоит в том, чтобы не отбить у ребенка интерес к участию в предметных олимпиадах и конкурсах в последующем. Если все задания будут слишком сложными, то это может привести к снижению мотивации, к отсутствию ситуации успеха. Разрабатывая задания олимпиады, я стараюсь, чтобы они были разноуровневыми.

  Авторы «Рабочей концепции одаренности» определяют «одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Если же говорить о потенциальной одаренности, на выявление которой направлена моя работа, то это «психологическая характеристика ребенка, которая имеет лишь определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции» [1]. Таким образом, главная задача учителя, вовлекая ребят в предметные олимпиады, создать для каждого из них ситуацию успеха, которая служит мотивацией для дальнейшего совершенствования способностей. Для ребят с более выраженными признаками одаренности предлагаются задания повышенной сложности, которые способны их увлечь и мотивировать к дальнейшему более глубокому изучению предмета. Для ребят, которые на сегодняшний день, еще не могут раскрыть свой потенциал, предлагаются задания, основанные на школьной программе, выполнение которых даст возможность поверить в свои силы, заинтересовать предметом и, возможно, уже на следующий год эти ребята смогут перейти к заданиям повышенного уровня сложности.
  Начиная с 7 класса, активно вовлекаю ребят в этапы Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию. Обязательно провожу школьный тур олимпиады во всех параллелях, поскольку именно он дает возможность каждому желающему принять участие в мероприятии, а учителю еще раз проанализировать достижения своих учеников. Не могу согласиться с теми учителями, кто игнорирует проведение школьного тура, объясняя это тем, что для них и так ясна картина, кого отправить на районный тур олимпиады. Подобное приклеивание ярлыков «это способный ребенок», а «этот ординарный» ведет к тому, что дети с явными признаками одаренности развиваются и всячески поддерживаются, а потенциально одаренные учащиеся или учащиеся со скрытым характером одаренности так и остаются не выявленными.
  Ежегодно, начиная с 8 класса, предлагаю ребятам попробовать свои силы в олимпиаде по праву в рамках Всероссийской олимпиады школьников. Элективный курс по праву в нашей гимназии начинается с 9 класса, но в 6-7 классах блок «Право» рассматривается на уроках обществознания. Многие ученики с большим интересом относятся к этой предметной области. Участвуя в районных олимпиадах по праву, ребята ежегодно занимают призовые места. Так, например, Алтухова Анна, ученица 8 класса, в этом учебном году, заняв призовое место по праву в районной олимпиаде, весной приняла участие в городской интернет - олимпиаде по праву «Российское государство и право», посвященной 1150-летию российской государственности, став призером среди учащихся 8-9 классов. На награждении было отмечено, что среди победителей и призеров Аня была единственной восьмиклассницей. На примере Анны можно сказать, что участие в олимпиадах по праву раскрыло в ней способности к изучению данной сферы общества. Это позволит мне, как учителю, обеспечить более эффективное обучение и развитие ребенка.

2.      Вовлечение учащихся в предметные конкурсы, игры, турниры.

  Природа игры такова, что она дает возможность свободы поведения, создает атмосферу общей увлеченности, позволяет раскрыться лучшим качествам ученика. Как правило, в игровой форме у нас проходят повторительно-обобщающие занятия. Так, например, изучение темы «Древний Египет» в 5 классе ежегодно завершается тематическим КВНом. В первый год КВН проводился между классами, но уже на следующий год я провела КВН внутри каждого класса, разделив ребят на команды. Когда игра проводится между классами, то от каждого класса максимум участвуют 8-10 человек, то есть меньше, чем половина класса. Моя задача вовлечь в игру, конкурс, турнир максимальное количество школьников. Во-первых, командные игры предполагают сотрудничество внутри команды, следовательно, помогают выявить лидеров, организаторов. Во-вторых, данные формы работы с детьми обладают большим познавательным ресурсом, что очень важно при работе с одаренными детьми. В-третьих, готовясь к игре или турниру, ребята самостоятельно перерабатывают значительный объем информации в поиске интересных вопросов для команд-соперников. И кто знает, может, у кого-то проснется такой интерес к истории Древнего Востока, который в будущем перерастет в сферу профессиональных интересов.
  В 8 классах итоговые занятия по теме «Отечественная война 1812 года» были проведены в форме интеллектуальных марафонов по принципу «Своей игры». В 9 классах был проведен турнир знатоков Великой Отечественной войны «Грянул год, пришел черед…». В 11 классах итоги изучения блока «Первая русская революция (1905-1907 гг.) были подведены в ходе  игры «Что? Где? Когда?».
  Ежегодно все желающие участвуют в игровом конкурсе «Золотое Руно». Задания ребятам даются на дом, у них появляется возможность обратиться к интернету, к энциклопедиям, к научной и художественной литературе в поисках ответов на вопросы.
  Особые познавательные потребности (тяга к повышенной интеллектуальной нагрузке), неожиданные вопросы, способность быстро воспринимать и усваивать новую информацию, чрезвычайно высокий темп выполнения заданий, самостоятельность выделяют ребят с признаками одаренности из массы школьников [2]. Таким образом, анализ участия учащихся в конкурсах, играх, турнирах позволяет учителю, с одной стороны, выявить одаренных учеников, с другой стороны, создать благоприятные условия для развития их способностей.

3.       Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

  Ежегодно в нашей гимназии проходит научно - исследовательская конференция «Елисеевские чтения». Организация исследовательской деятельности предоставляет учащемуся возможность выбрать наиболее интересное для него направление работы, а также определить индивидуальный темп и способ продвижения. В рамках исследовательской деятельности создаются условия для самостоятельной работы, которая способствует успешному усвоению знаний, повышает вовлеченность детей в учебный процесс. Не вызывает сомнений утверждение М.А. Львовой, что «именно исследовательская активность ребенка, проявляемая им в разных формах, является основой его индивидуального творческого обучения, так как она определяет широту, избирательность и глубину его познавательных запросов» [3]. Следовательно, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность дает возможность учителю выявить потенциально одаренного школьника и способствовать развитию его способностей.

4.       Вовлечение учащихся в историко-культурные проекты.

  В 5 классах мной ежегодно реализуется проект, посвященный Великой Отечественной войне «Письмо в 1941 год…». Ребятам предлагается написать письмо из XXI века в 1941 год. Написанию письма предшествует беседа учащихся со своими родителями о судьбе их семьи в годы Великой Отечественной войны, о бабушках и дедушках, ушедших на фронт или «ковавших победу» в тылу, работая на заводах. Кроме этого, перед проведением мероприятия мы с детьми учимся изготавливать письма-треугольники, стилизовать их под эпоху. Одни «старят» бумагу, вымачивая ее в чае или кофе, другие – вместе с родителями обжигают края бумаги, представляя, что письмо побывало в сражении.
  В связи с тем, что пятиклассники имеют фрагментарные знания о столь значимом событии в истории нашей страны, мероприятие начинается с беседы, прослушивания песен, просмотра слайдов и отрывков из кинофильмов о войне. Красной нитью через все наше мероприятие проходят слова российского полководца Александра Васильевича Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой».
  В завершении беседы учащиеся приходят к столь важному выводу о том, что победа в войне была бы невозможна без вклада каждого отдельного человека, без поддержки фронта тылом. Во второй половине мероприятия ребята пишут письмо в 1941 год. Одни пишут своим родственникам, погибшим на поле боя, другие – вымышленным героям. Но все писали со словами благодарности и осознанием связи поколений.
В этом году учащиеся всех параллелей с 5 по 10 класс были вовлечены в проект «История России в событиях: героические подвиги русского народа», который был посвящен Году истории и проводился в преддверии Дня победы. В ходе проекта каждый класс должен был составить список из 10 наиболее значимых событий истории России. На основе этих списков организаторами проекта был составлен один общий список из 12 событий (по количеству классов). В результате жеребьевки каждый класс вытягивал одно событие, которое надо было представить в творческой форме. Следует отметить разнообразие форм представления. Так, например, ребята 8 класса инсценировали освобождение Москвы от поляков в годы Смуты, а учащиеся 6 класса в юмористической форме разыграли победу России над Наполеоном. Победили в проекте учащиеся 10 класса с представлением одного из ключевых событий отечественной истории «Взятие Берлина. Победа в Великой Отечественной войне». 

  Данные проекты носят творческий характер. Они позволяют не только повысить мотивацию учащихся к изучению истории, но и открывают в ребятах скрытые творческие и организаторские способности.

5.      Посещение музеев.

  Учитывая высокий уровень познавательных потребностей одаренных детей, в своей педагогической деятельности большую роль отвожу посещению музеев. К сожалению, школьный урок не способен вместить весь материал по теме. Так, например, изучая в 8 классе тему «Восстание декабристов», мы с ребятами посетили Петропавловскую крепость, где нам провели экскурсию, посвященную общественно-политическому развитию начала XIX века. Изучая по обществознанию в 8 классе тему «Искусство», посетили с учащимися интерактивный урок в музее современного искусства «Эрарта». Итоговым занятием в 7 классе по истории России XVIII века стала экскурсия по Санкт-Петербургу, а затем в Выборг, история которого во многом связана с событиями данной эпохи.
  Таким образом, вовлечение учащихся в разные виды деятельности, использование разных форм обучения способствует выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности. Важность проведения школьных мероприятий невозможно переоценить, поскольку в них может принять участие каждый желающий. Вместе с тем работа в данном направлении требует постоянного стимулирования детей, общественного признания их достижений. И здесь скрыта одна из проблем, с которыми может столкнуться учитель. В большинстве школ существует традиция ежегодно чествовать победителей и призеров муниципальных, городских, региональных, всероссийских олимпиад, конкурсов. Но эта традиция, как правило, не распространяется на победы детей на школьном уровне. В нашей гимназии выходом из сложившейся ситуации стало систематическое освещение достижений детей и подростков на школьном сайте. Каждый учитель, каждая школа должны стараться решать возникающие проблемы и относиться к детям с признаками одаренности как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой, в конечном итоге, зависит будущее нашей страны.

Список источников:

  1. Рабочая концепция одаренности. – М., 2003. – 95 с.
  2. Д.Е. Шевелева. Достоинства и недостатки организационных форм обучения одаренных учащихся // Инновации в образовании. – 2009. - № 6. – С. 42-51.
  3. М.А. Львова. Система работы с одаренными детьми в муниципальном образовательном учреждении гимназии им. А.Л. Кекина города Ростова Ярославской области // Развитие одаренного ребенка в условиях региональной системы образования [Текст] : материалы областной научно-практической интернет -конференции / под. ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – 121 с.