Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №2 (июль 2012 года) » Одаренные дети

Е.В.Горлатова, Л.П.Сотова, Е.Е.Тарасова. Восхождение к творчеству: опыт работы с одарёнными детьми в школе имени академика П.Л.Капицы.


Автор: Горлатова Елена Викторовна, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, директор, стаж работы 32 года, высшая квалификационная категория.


Автор: Сотова Лариса Петровна, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, учитель физики и математики, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория.


Автор: Тарасова Елена Евгеньевна, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, учитель информатики, заместитель директора по информационному обеспечению школы,
стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория.


Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.
Г. Галилей

Для образования нужны три вещи: природные способности, упражнения, время.
Демокрит

  Когда мы слышим словосочетание «одарённые дети», то представляем себе каких-то необычных детей, наделённых фантастическими способностями. Да, действительно, такие дети имеют более высокие, по сравнению с большинством остальных сверстников, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. Однако, без сомнения, эти ребята имеют доминирующую активную познавательную потребность и испытывают радость от умственного труда.

  Всех одарённых детей можно разделить на три различные категории. Первая категория, дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Вторая, дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области науки. И третья категория, учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Психологи советуют при работе с одарёнными детьми соблюдать следующие принципы работы:

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных ресурсов;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одарённых детей через кружки, факультативы и т.п.;
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

  Школа № 425 с 1992-го года позиционирует себя как «Школа экономической культуры». Предмет «Экономика» изучается со 2-го класса, в старших классах многие выбирают класс социально-экономического профиля. И, конечно, внеклассная работа по экономике ведется в самых разных формах.
  Уже много лет команды учащихся, изучающих экономику, участвуют в чемпионате России по деловым играм, проводимых на базе частной школы «Взмах». Опыт показал, что ребята, приобретая навыки таких выездов и выступлений, становятся более активными в изучении не только экономики, но и других предметов, более открыты в общении, заинтересованы в предъявлении своих способностей.
  Учитывая все эти факторы, несколько лет назад учителя нашей школы пришли к мысли о необходимости создания ученического научного общества «Толбухин маяк». Мы собрали вместе ребят из 8-11 классов, проявляющих повышенный интерес к различным школьным наукам. Предложили учителям-предметникам обратить внимание на этих учащихся, привлечь их внимание к проблемам современной науки, стать руководителями создания проектов по изучению той или иной темы. Результатом такой совместной работы явилась научно-практическая конференция, руководителями которой стали учитель истории Павлова Ирина Петровна и преподаватель «Истории и культуры Санкт-Петербурга» Лаврентьева Елена Ивановна. Немаловажную роль в организации первой конференции сыграла администрация школы, особенно Горлатова Е.В., Лексина З.В., Тарасова Е.Е. Было предложено пригласить в качестве почётных гостей известных кронштадтцев.

Участники ученической научно-практической конференции

  Первая научно-практическая конференция показала неподдельный интерес ребят к истории, физике, научным исследованиям по химии, биологии, литературе. Учителя и ученики пришли к общему мнению, что необходимо расширять рамки подобного мероприятия, приглашать к участию учеников и учителей других школ, а также все сошлись во мнении о необходимости создать Академию Школьных Наук (АШН), где каждый ученик мог бы проявить себя, показать свои возможности. Так в 2007/2008 учебном году состоялось первое заседание АШН, где были представители и учеников, и учителей, и родителей. Почётными гостями стали работники нашего городского музея по истории Кронштадта. В деловой обстановке за круглым столом было решено организовать работу по секциям, в каждой секции были выбраны руководители, ими стали ученики нашей школы, а учителям-предметникам была доверена почётная миссия стать кураторами секций. К работе АШН подключились учителя Сорокина С.В., Сотова Л.П., Мироненко Т.В., Нестерова М.Н., Петрова С.М., Звонцева И.В. и другие.

  Следующая научно-практическая конференция проходила под девизом «Науки юношей питают…». Она показала, что интерес ребят к наукам растёт год от года, что ученические проекты и исследования становятся более научными, серьёзными, ребята не только получают новые знания, но и способны проводить самостоятельные исследования, анализировать данные, полученные в ходе экспериментов. Все, кто был на конференции и в качестве выступающих, и в качестве зрителей, согласились с предложением, во-первых, расширить возрастные рамки участников (т.к. у шести-семиклассников появилось огромное желание участвовать в работе АШН), а во-вторых, со своими ученическими проектами выступать перед более широкой аудиторией в Санкт-Петербурге. На базе АШН были созданы команды, участвующие в Международной Олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты». В течение трех месяцев наши ребята соревновались со сверстниками из стран ближнего и дальнего зарубежья, выполняли различные задания, отвечали на блиц-викторины по интернету в режиме on-line. Команды 7-х, 8-х, 9-х классов добились высоких результатов, все участники получили сертификаты, победители - ценные призы.

  На сегодняшний момент наша научно-практическая конференция стала районной, традиционно она проходит в феврале-марте, участниками её становятся ребята разных школ нашего района. К организации такой ежегодной конференции подключились методисты ИМЦ, в частности Елисеева О.Н. Участники этого года решили пригласить к участию в нашей конференции учеников других районов Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью конференции 2012 года стало то, что в работе математической, биологической, физической и исторической секции приняли участие ученики даже 5-х классов. Повысился интерес к этому мероприятию и у школьников – зрителей. Они высказали предложение к организаторам конференции проводить секции не одновременно, например, разделить время проведения конференции на два дня, чтобы иметь возможность посетить разные секции, услышать выступления сверстников по различным темам.

  Растут наши ученики, растёт и их мастерство в проектно-исследовательской деятельности. Они узнают много нового и на уроках, и в рамках АШН, оттачивают своё мастерство публичных выступлений. Вот уже третий год подряд с ребятами мы участвуем в фестивале «Физический фейерверк», организаторами которого являются Центр поддержки политехнического образования и РГПУ им. А.И.Герцена, где наши ученики демонстрируют свои научные и технические возможности, создают ситуацию собственного успеха в сфере естественных и точных наук. Высоких результатов в этом учебном году добились учащиеся 9-х и 11-х классов нашей школы в VI городском фестивале учащихся общеобразовательных учреждений «Ветер перемен» на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета Аэрокосмического Приборостроения. Одиннадцатиклассники под руководством педагогов стали авторами докладов по информатике, математике, экономике, физике. В международном конкурсе учебно-исследовательских работ «Природа, человек, страна-2012» на региональном этапе 16 человек под руководством Сорокиной С.В. Продолжая работу по профориентации, наши старшеклассники стали участниками IV ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Абитуриент-Студент 2012», которая проводится студентами для школьников 6-11 классов в Санкт-Петербургском Государственном Электротехническом Университете. Они выступили с докладами на математической секции (тема «Фракталы»), экономической секции (тема «Исторические аспекты менеджмента качества»), секции информационных технологий (тема «Тестовая оболочка»). За участие наших ребят школа получила благодарственное письмо от ректора СПбГЭТУ Кутузова В.М. с высокой оценкой содержания докладов наших учащихся.

  Стоит отметить, что развивая у одарённых ребят интерес к учению, к различным наукам мы, учителя школы, ориентируем детей в старшей школе на профильное обучение, помогаем своим ученикам правильно выбрать по окончанию школы свой дальнейший образовательный маршрут, определить своё будущее. В результате в планах работы школьных методических объединений закрепились вопросы поиска новых форм работы с одаренными детьми, возросла роль классных руководителей и администрации в налаживании контактов, заключении договоров о сотрудничестве. На сегодняшний день мы сотрудничаем с шестью ВУЗами Санкт-Петербурга, Эколого-биологическим центром ( в этом году ученица 10 класса Сидаркова Галина получила диплом 1 степени за участие в европейской неделе познания мозга), музеем почвоведения, ГБОУДОД Оздоровительно-образовательным Центром Санкт-Петербурга «Балтийский берег», Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу. В течение двух лет наши ребята участвуют КВНе на знание правил пожарной безопасности и занимают второе место по городу. Конечно, мы тесно сотрудничаем со всеми учреждениями дополнительного образования в Кронштадте, помогаем нашим школьникам достойно выступать в творческих конкурсах. В прошлом году наша команда заняла первое место в экологическом конкурсе «Сделаем Кронштадт лучше» и получила премию в размере 30000 руб. от Муниципального совета. А по условиям конкурса были возможности проявить себя и как экологам, и как проектировщикам, показать компьютерные умения, и все это эмоционально и творчески представить. На всю нашу деятельность, безусловно, накладывает отпечаток отдаленность нашего района от Санкт-Петербурга. Но это не должно стать препятствием для развития наших детей. Тем более, что сейчас информационное пространство позволяет найти применение потенциалу любого направления, главное не лениться и откликаться на предложения, которых очень много. Например, Образовательный центр «Участие» при открытом авторском институте альтернативного образования имени Януша Корчака проводит тематические выезды по программе «УЧИМСЯ, ИГРАЯ». Наши учащиеся под руководством Нестеровой М.Н. приняли участие в нескольких:

  • математическом «Решение задач на движение. Приемы быстрого счета»
  • физико-математическом «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Понятие силы»,
  • литературно-театральном «Н.В. Гоголь, «Ревизор» и другие»,
  • историческом «Средневековье».

  Классные руководители 6-9-х классов ежегодно организуют участие творческих команд в «Большой регате», проводимой Санкт-Петербургским Океанариумом, а также в межшкольном краеведческом турнире, проводимом совместно отделом культуры администрации Кронштадта и историческим архитектурно-художественным музеем «Кронштадт. Step by step», в котором наши ребята стабильно занимают призовые места.

  Наш опыт показывает, что всегда находятся те, кому интересно участие в тех или иных делах сверх школьной программы, кому хочется проявить себя где-либо, кроме школы, испытать ситуацию успеха, сопричастности к командному духу. Чем раньше вовлекаются школьники в любую творческую деятельность, тем больших успехов они добиваются к окончанию школы, тем значимее и весомее дипломы и грамоты в их портфолио. Наверное, не случайно учащиеся нашей школы побеждают в районном конкурсе «Ученик года». Несколько лет подряд в нашей школе большое количество выпускников 11-х классов, награждённых золотыми и серебряными медалями. Неправы те, кто утверждает, что современная молодёжь ничего не хочет знать, ничем не интересуется, что это поколение «NEXT». Пример наших учеников доказывает обратное!

Список источников:

  1. Дюкина О.В. «Дневник классного руководителя старшей школы». Издательство «ВАКО», 2009 год.
  2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Санкт-Петербург:, 2009.