СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Ялышева Галина Ивановна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория. |
Автор: Кочетова Ирина Борисовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория. |
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества (1). Для реализации этой цели предполагается решение нескольких задач, одной из которых является обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов семьи и места жительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми.
Под одаренностью, прежде всего, понимается высокий уровень развития каких-либо способностей.
В психолого–педагогической литературе особенности детских дарований рассматриваются в основном в отношении школьного возраста, специфика дошкольного детства в раскрытии различных компонентов одаренности изучена мало.
Проблеме одаренных детей – дошкольников были посвящены работы известных отечественных ученых Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, О.М.Дьяченко, и др.
В своих работах они опираются на основные два положения.
Первое – это положение А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Он считал, что жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь совершенствования ребенка – амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе – это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые принимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основное при этом – построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.
Детская деятельность содержит огромный материал для усвоения образных форм опосредствования. Однако они развиваются у детей неравномерно, а их потенциал используется только частично. Венгер считает, что способности детей можно подразделить на два вида: общие (которые влияют на успешность развития многих видов деятельности) и специальные (музыкальные, изобразительные, литературные, математические, конструктивные).
Общие умственные способности, в свою очередь, подразделяются:
Детская одаренность по своей структуре имеет внутрииндивидуальные различия (2). Типичными вариантами одаренности и ее проявления являются:
В исследованиях ученых отмечается, что одаренные дети, как правило, имеют ряд общих особенностей: повышенный интерес к одному виду деятельности и значительные успехи в определенной области часто влекут за собой потерю интереса к другой деятельности, что приводит к негармоничному развитию и делает таких детей «трудными» и «странными» (3). Это ставит перед педагогами и родителями одаренных детей особые задачи.
Взрослым необходимо очень серьезно подходить к вопросу выявления предпочтительных интересов детей для того, чтобы работу и в образовательном учреждении, и в условиях семьи привести в соответствие с природными задатками ребенка.
Способные, одаренные дети могут встречаться не только в массовых образовательных учреждениях, но и в учреждениях коррекционной и компенсирующей направленности.
Например, в нашем ГБОУ начальная школа – детский сад № 662 воспитываются дети с различной патологией: с задержками психического развития, с тяжелыми речевыми расстройствами, с патологией органов зрения, со сложной структурой дефекта, но это не означает, что среди наших воспитанников нет одаренных детей. Как правило, такие дети наделены творческими способностями от природы.
Конечно, наши воспитанники - это особая категория, имеющая свои специфические особенности, но мы в своей работе руководствуемся принципом, что каждый ребенок своеобразен и уникален и для выявления одаренных детей используем следующую систему методов:
Большую часть времени наши воспитанники проводят в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования благоприятной развивающей среды будет зависеть эмоциональное благополучие, расцвет познавательных и творческих способностей, необходимый для дальнейшей самореализации. Осознавая значимость среды в становлении и развитии одаренной личности, мы учитываем, что среда должна быть целесообразной, удобной, информационной, способствовать положительному эмоциональному настрою, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставлять ему свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Создавая развивающую среду, способствующую выявлению и дальнейшему развитию одаренных детей, мы не только соблюдаем требования СанПиН, но и создаем условия для поиска оптимальных форм, методов, интенсивности коррекционно – развивающей и воспитательной работы. Такие условия способствуют проявлению творческой активности воспитанников, ведь понятия «творчество» и «одаренность» неразрывно связаны (4).
При организации развивающей среды, мы соблюдаем принципы, утвержденные федеральными государственными требованиями, предъявляемыми к реализации программ дошкольного образования:
Среда в условиях нашего дошкольного отделения выполняет следующие функции:
Выполняя все перечисленные функции, предметно – развивающая среда в полной мере работает на развитие самостоятельной деятельности детей и особенно детей с яркими способностями.
В каждой группе созданы развивающие центры (уголки), соответствующие приказу №2151 от 20 июля 2011 года «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и специфике группы, с учетом структуры дефекта, способствующие решению задач развивающей направленности. Эти уголки оборудованы исходя из индивидуальных особенностей и потребностей способных детей. Например, для музыкально одаренных ребят музыкальные центры наполнены различными шумовыми игрушками, детскими музыкальными инструментами, народными инструментами, игрушками – самоделками, микрофонами, наушниками, дисками с аудиозаписями классических, народных, современных музыкальных произведений и детскими песенками. Здесь выставлены книги, энциклопедии и портреты знаменитых композиторов, известных музыкантов и исполнителей. Для стимуляции детского творчества есть бросовый материал, который дети используют для самостоятельного изготовления атрибутов. Рядом расположены центры для развития театрализованных и изобразительных способностей. Между ними предполагается взаимосвязь, обеспечивающая интегративный подход.
Созданные благоприятные, комфортные, интересные для ребенка условия позволяют ему раскрепоститься эмоционально, снять психофизическое напряжение, что в свою очередь обеспечивает интеллектуальное и творческое развитие неординарной личности дошкольника.
Основной акцент в работе мы направляем не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается, в зависимости от структуры и глубины дефекта, возраста, интересов и склонностей ребенка. Мы способствуем актуализации резервных возможностей детей и их развитию, при этом помогаем своим воспитанникам почувствовать, ощутить свой качественный рост.
Построение развивающего пространства в группах и кабинетах специалистов детского сада зависит от направленности одаренных детей, также от этого зависит организация процесса обучения. Немаловажную роль при этом играет личность педагога и его профессиональное мастерство. Педагогами подбирается подгруппа одаренных детей или специальная группа развития, куда дети приходят на отдельные занятия (музыкальной, изобразительной и театрализованной деятельности и др.). Воспитатели и специалисты организует индивидуальную работу с одаренным ребенком, давая ему специальные задания, в соответствии с его задатками, также организуя образовательную деятельность со всеми детьми группы, способному ребенку могут предложить задание повышенной сложности, чтобы он смог проявить свой талант. Такие дети принимают участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках детских работ, проводимых внутри учреждения. Став победителями в дошкольном отделении, успешно показывают себя на мероприятиях районного и городского уровня, не уступая здоровым сверстникам из массовых групп детских садов.
Таким образом, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, так же, как и нормально развивающиеся дети, обладают талантами, способностями и одаренностью, но для развития их способностей требуется специальная помощь и поддержка. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов, высоким достижениям, а зачастую, и определяют выбор будущей профессии.
Список источников: