Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №2 (июль 2012 года) » Одаренные дети

Г.И.Ялышева, И.Б.Кочетова. Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.


Автор: Ялышева Галина Ивановна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Кочетова Ирина Борисовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.


  Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества (1). Для реализации этой цели предполагается решение нескольких задач, одной из которых является обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов семьи и места жительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми.

  Под одаренностью, прежде всего, понимается высокий уровень развития каких-либо способностей.
  В психолого–педагогической литературе особенности детских дарований рассматриваются в основном в отношении школьного возраста, специфика дошкольного детства  в раскрытии различных компонентов одаренности изучена мало. 

  Проблеме одаренных детей – дошкольников  были посвящены работы известных отечественных ученых  Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, О.М.Дьяченко, и др.

  В своих работах они опираются на основные два положения.
  Первое – это положение А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Он считал, что жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь совершенствования ребенка – амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

  Второе – это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые принимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основное при этом – построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств  предметов и явлений, их связей и отношений.

  Детская деятельность содержит огромный материал для усвоения образных  форм опосредствования. Однако они развиваются у детей неравномерно, а их потенциал используется только частично. Венгер считает, что способности детей можно подразделить на два вида: общие (которые влияют на успешность развития многих видов деятельности) и специальные (музыкальные, изобразительные, литературные, математические, конструктивные).

  Общие умственные способности, в свою очередь, подразделяются:

  • познавательные, проявляющиеся при решении интеллектуальных, повышенной сложности задач, требующих нахождения единственного верного результата,
  •  творческие, характеризующиеся возможностью нестандартного решения познавательных задач.

  Детская одаренность по своей структуре имеет внутрииндивидуальные различия (2). Типичными вариантами одаренности и ее проявления являются:

  • Быстрый взлет, когда способности проявляются  достаточно рано и ярко в одном или нескольких видах деятельности, а через некоторое время начинает наблюдаться спад, талант становится менее заметным, успехи проявляются реже.
  • Медленное продвижение вперед, возможно, с отставанием от нормального темпа развития, с последующим выравниванием, компенсирующим развитием. Такой вариант одаренности наиболее часто встречается у детей, имеющих различные патологии (2).
  • Оптимальное использование способностей на протяжении  всей жизни (высокие результаты в одном, а нередко в разных сферах деятельности).
  • Неумение воспользоваться природной одаренностью из-за отсутствия волевых усилий, неспособность воплотить намеченное в реальных действиях.

  В исследованиях ученых отмечается, что одаренные дети, как правило, имеют ряд общих особенностей: повышенный интерес к одному виду деятельности и значительные успехи в определенной области часто влекут за собой потерю интереса к другой деятельности, что приводит к негармоничному развитию и делает таких детей «трудными» и «странными» (3). Это ставит перед педагогами и родителями одаренных детей особые задачи.

  Взрослым необходимо очень серьезно подходить к вопросу выявления предпочтительных интересов детей для того, чтобы работу и в образовательном учреждении, и в условиях семьи привести в соответствие с природными задатками ребенка.

 Способные, одаренные дети могут встречаться не только в массовых образовательных учреждениях, но и в учреждениях коррекционной и компенсирующей направленности.

  Например, в нашем ГБОУ начальная школа – детский сад № 662 воспитываются дети с различной патологией: с задержками психического развития, с тяжелыми речевыми расстройствами, с патологией органов зрения, со сложной структурой дефекта, но это не означает, что среди наших воспитанников нет одаренных детей. Как правило, такие дети наделены творческими способностями от природы.
  Конечно, наши воспитанники - это особая категория, имеющая свои специфические особенности, но мы в своей работе руководствуемся принципом, что каждый ребенок своеобразен и уникален и для выявления одаренных детей используем следующую систему методов:

  • Анкетирование родителей;
  • Наблюдение за ребенком педагогами и специалистами;
  • Специальные диагностические методики, помогающие определить сферу интересов, предпочтений воспитанников и оценить их способности.

  Большую часть времени наши воспитанники проводят в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования благоприятной развивающей среды будет зависеть эмоциональное благополучие, расцвет познавательных и творческих способностей, необходимый для дальнейшей самореализации. Осознавая значимость среды в становлении и развитии одаренной личности, мы учитываем, что среда должна быть целесообразной, удобной, информационной, способствовать положительному эмоциональному настрою, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставлять ему свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Создавая развивающую среду, способствующую выявлению и дальнейшему развитию одаренных детей, мы не только соблюдаем требования СанПиН, но и создаем условия для поиска оптимальных форм, методов, интенсивности коррекционно – развивающей и воспитательной работы. Такие условия способствуют проявлению творческой активности воспитанников, ведь понятия «творчество» и «одаренность» неразрывно связаны (4).

  При организации развивающей среды, мы соблюдаем принципы, утвержденные федеральными государственными требованиями, предъявляемыми  к реализации программ дошкольного образования:

  • Вариативности, определяющейся видом дошкольного отделения.
  • Полифункциональности и трансформируемости развивающего пространства.
  • Информативности.
  • Постепенности наполняемости среды, в соответствии с уровнем актуального развития и нацеленности на зону ближайшего развития.
  • Доступности, подачи материала.
  • Учета прогрессирующих интересов детей.
  • Богатый выбор активизирующих моментов.
  • Стимуляции самостоятельности.
  • Педагогической целесообразности.

Среда в условиях нашего дошкольного отделения выполняет следующие функции:

  • образовательную,
  • развивающую,
  • воспитывающую,
  • стимулирующую,
  • организационную,
  • коммуникативную.

  Выполняя все перечисленные функции, предметно – развивающая среда в полной мере работает на развитие самостоятельной деятельности детей и особенно детей с яркими способностями.

   В каждой группе созданы развивающие центры (уголки), соответствующие приказу №2151  от 20 июля 2011 года «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и специфике группы, с учетом структуры дефекта, способствующие решению задач развивающей направленности.  Эти уголки оборудованы исходя из индивидуальных особенностей и потребностей способных детей. Например, для музыкально одаренных ребят музыкальные центры наполнены различными шумовыми игрушками, детскими музыкальными инструментами, народными инструментами, игрушками – самоделками, микрофонами, наушниками, дисками с аудиозаписями классических, народных, современных музыкальных произведений и детскими песенками. Здесь выставлены книги, энциклопедии и портреты знаменитых композиторов, известных музыкантов и исполнителей. Для стимуляции детского творчества есть бросовый материал, который дети используют для самостоятельного изготовления атрибутов. Рядом расположены центры для развития театрализованных и  изобразительных способностей. Между ними предполагается взаимосвязь, обеспечивающая интегративный подход.
  Созданные благоприятные, комфортные, интересные для ребенка условия позволяют ему раскрепоститься эмоционально, снять психофизическое напряжение, что в свою очередь обеспечивает интеллектуальное и творческое  развитие неординарной личности дошкольника.
  Основной акцент в работе мы направляем не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается, в зависимости от структуры и глубины дефекта, возраста, интересов и склонностей ребенка. Мы способствуем актуализации резервных возможностей детей и их развитию, при этом помогаем своим воспитанникам почувствовать, ощутить свой качественный рост.
  Построение развивающего пространства  в группах и кабинетах специалистов детского сада зависит от направленности одаренных детей, также от этого зависит организация процесса обучения. Немаловажную роль при этом играет личность педагога и его профессиональное мастерство.  Педагогами подбирается подгруппа одаренных детей или специальная группа развития, куда дети приходят на отдельные занятия (музыкальной, изобразительной и театрализованной деятельности и др.). Воспитатели и специалисты организует индивидуальную работу с одаренным ребенком, давая ему специальные задания, в соответствии с его задатками, также организуя образовательную деятельность со всеми детьми группы, способному ребенку могут предложить задание повышенной сложности, чтобы он смог проявить свой талант. Такие дети принимают участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках детских работ, проводимых внутри учреждения. Став победителями в дошкольном отделении, успешно показывают себя на мероприятиях районного и  городского уровня, не уступая здоровым сверстникам из массовых групп детских садов.

  Таким образом, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, так же, как и нормально развивающиеся дети, обладают талантами, способностями и одаренностью, но для развития их способностей требуется специальная помощь и поддержка. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов, высоким достижениям, а зачастую, и определяют выбор будущей профессии.

Список источников:

  1. Стратегия развития системы образования Санкт – Петербурга «Петербургская школа 2020».
  2. М.А. Аралова Справочник психолога ДОУ. Творческий центр. Москва 2007 г.
  3. Т.В. Якимова Одаренный ребенок в контексте семейных и детско–родительских отношений. Психолог в детском саду № 2 2005 г.
  4. Е.С. Белова Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных дошкольников к выдвижению и реализации новых идей. Психолог в детском саду № 4 2005 г.