Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №2 (июль 2012 года) » Одаренные дети

Н.Б. Маркова. Выявление одаренных детей на начальном этапе обучения в школе


Автор: Маркова Наталья Борисовна, ГБОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 26 лет, высшая квалификационная категория.

 

Использование в работе с детьми начальной школы современных методик выявления детской одаренности позволяет не пропустить возможность совместно с родителями воспитанников выстроить индивидуальный маршрут для дальнейшего успешного обучения и развития таких детей.

Иногда в транспорте или в беседе с друзьями можно услышать фразу «одарённые дети». Взрослые выражают удивление, восторг и недопонимание. Почему у одного ребёнка получается всё, а у другого нет. Ведь очень хочется нам, взрослым, гордиться своими чадами.

Не раз услышишь, что во многом виновата школа. Сыплются большим потоком обвинения в сторону учителей.

Так, кто же они такие, одарённые дети? Слово «одарённые» образовалось от слова дар. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово дар имеет много значений. Одно из них «способность, талант». Но родители забывают, что этот дар заложен на генном уровне.

Задача учителя вовремя заметить на уроке такого ребёнка. Эти звёздочки, как правило, зажигаются сразу. У них великолепная память, хорошее воображение, они подвижные и любопытные. Вместе с тем они могут быть ранимыми и несобранными, эмоциональными и легко возбудимыми, тихими и скромными. Они разные!

Такие дети заметны и на перемене. От них не перестаёшь слышать вопросы на любые темы. Их интересует всё! И тут- то надо учителю вооружиться терпением и придерживаться индивидуального подхода к каждому из ребят. Учителю надо определить, что ему «дано».

Когда ребёнок приходит ко мне в первый класс, то уже в сентябре я стараюсь определить спектр способностей у ребёнка. Мне нужно знать, как у ребёнка развита память, мышление, воображение, умение анализировать и сравнивать, обобщать и выделять главное, доказывать и опровергать. Всё это необходимо для дальнейшей работы с ним. Для этого я использую разные методики, и хочу поделиться особенностями и опытом их использования в работе с учениками начальной школы. Например, методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать Достаточно подготовить тематические карточки (мебель, машины, самолёты, деревья, птицы).

Инструкция. Ребёнку надо объяснить, чтобы он внимательно рассмотрел карточки и разложил их по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом. Задание можно повторить, если ребёнок не понял.

Оценка: 10 баллов ставится, если ребёнок выполнил задание полностью самостоятельно; 8 баллов, если задание ребёнку повторялось дважды. Снимается 2 балла за каждую несобранную группу.

Так же использую тест по определению способности понимать и воспроизводить содержание.

В самом начале работы я обязательно говорю ребёнку, чтобы он внимательно послушал рассказ и ответил на вопрос «Кто нашёл котёнка?»

Снежок.
У нас жил котёнок Снежок. У него была пушистая белая шёрстка. Мы его очень любили. Как-то вечером папа позвал Снежка, чтобы напоить его молоком. Снежок не отзывался. Мы с бабушкой искали его в доме. Папа с дедушкой искали его во дворе. Младшая сестра Валя громко стала звать котёнка и сонный Снежок выполз из-под дивана. Вот было смеху!

Второй раз я текст читаю медленно и беседую по вопросам.

  • Кто жил в этом доме? (Обязательно  назвать всех героев этого рассказа.)
  • Кто хотел напоить котёнка молоком?
  • Кто искал котёнка?
  • Где искали котёнка папа с дедушкой?
  • Где искали котёнка мы с бабушкой?
  • Откуда вылез котёнок?
  • Почему котёнка назвали Снежок?

Оцениваю результат по трём параметрам:

  1. Установление причинно-следственных связей.
  2. Умение определять последовательность событий.
  3. Характер воспроизведения текста.

Причинно — следственные связи:

+ - правильный ответ на все вопросы;
± - правильный ответ на 1 - 6 вопросов;
— - нет правильных ответов.

Последовательность событий:

+ - все события рассказаны верно;
± - имеется 1 - 2 ошибки при пересказе;
— - имеется более 2 ошибок.

Воспроизведение текста:

± - неточный пересказ, ошибки в 3 деталях;
+ - точный пересказ текста;
— - ошибки более, чем в 3-х деталях рассказа.

Высокой итоговой оценкой считается, если все 3 параметра со знаком «+».  Выше среднего, если 2 параметра со знаком «+» и один со знаком «±». Низкой, если 2-3 параметра со знаком «—», а все остальные считаются средними.

Немаловажным для меня знать, насколько ребёнок работоспособен. Какова у него усидчивость, как он может себя контролировать и оценивать. Я стараюсь изучить его свойства личности. При этом использую методы изучения свойств личности и психических состояний. Вот один из них.

Метод «Раскрашивание квадратов».

Назначение: в структуре монотонной деятельности определить уровень волевой регуляции.

Оборудование: лист с 15 не закрашенными квадратами, карандаш.

Инструкция: закрасить аккуратно квадраты, работая до команды «стоп».

Процедура: ребенок закрашивает 15 квадратов, останавливается после команды «стоп».

Обработка: Каждый квадрат оценивается таким образом:

  • 4 балла – закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного направления.
  • 3 балла – нарушение границ квадрата (выход или не доведено до границы), но направленность и интенсивность закрашивания одинаковая ровная.
  • 2 балла – нарушены границы, различная интенсивность закрашивания, внутри квадрата разнонаправленность закрашивания.
  • 1 балл – штриховка квадрата линиями.

Уровни оценки результатов:

  1. 15 квадратов – 59-60 баллов;
  2. 11-14 квадратов – 40-58 баллов;
  3. 7-10 квадратов – 21-39 баллов;
  4. 4-6 квадратов – 3-20 баллов;
  5. 3 квадрата и менее – 1-2 балла.

Коммуникативность является одним из секретов успешности обучения, поэтому я с первых дней стараюсь выявить умение ребёнка общаться с одноклассниками. В этом мне помогает методика «Своё пространство».

Цель: Исследование межличностных отношений учащихся младших классов.

Методика может проводиться 2 вариантами.

1 вариант: «Игра на местности».

Я выбираю ребёнка и ставлю его в центр. Остальных прошу встать тесно вокруг него. После паузы говорю ему, что он - солнце. Вокруг него на разном расстоянии находятся планеты. Ближе к тебе займут места те планеты, притяжение которых ты ощущаешь сильнее. Закрой глаза и сосредоточься. Открой глаза и медленно поворачивайся вокруг своей оси. Сообщай каждому, в каком направлении отходить или оставаться на месте. В расстановке «планет» после инструкции можно определить симпатию и антипатию к одноклассникам. Обработка результатов фиксирую в таблице. По горизонтали в строчке идут номера участников эксперимента, по вертикали – фамилии участников эксперимента.

Напротив столбиков с номерами ставлю номера «+» выборов участника и отрицательных с «–»

Подсчитываю общее кол-во набранных участниками баллов «+» и «–».

Фамилия, имя

1

2

3

4

...

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2 вариант: Графическая работа.

Можно выполнить задание на листе бумаги. В центре они рисуют себя, как солнце, а вокруг на разном расстоянии рисуют планеты - одноклассники.

Обработка результатов аналогична первому варианту.

В результате такой работы я получаю некое представление об ученике. Ведь в будущем эти ребята становятся моими помощниками на уроках, внеклассных мероприятиях. Они с удовольствием участвуют в олимпиадах и творческих конкурсах, соревнованиях. Самое главное, что они  незаметно для себя учатся использовать знания в различных сочетаниях, делать выводы, слушать друг друга, отстаивать свои мнения, заниматься самоанализом и самооценкой, приобретая опыт для дальнейшей работы. И, конечно, важно то, что эта их работа окрашена положительными эмоциями. Они фонтанируют идеями в работе над проектами. Вовлекают в работу своих родителей. Например, Николаев Саша вместе с мамой создали презентацию на тему «Органы чувств», с которой он выступил на уроке перед ребятами. Иванов Павел занял призовое место в районном конкурсе чтецов, а Блинов Денис получил призовое место в районном творческом конкурсе Царскосельского благочиния.

Некоторые родители по разным причинам не доверяют своих детей школе. Но в школе ребёнок не только получает знания, он учится жить в социуме. Ребёнок учится тому, что может пригодиться в жизни. Надо уметь терпеть, слушать и прислушиваться, выполнять то, чего совсем не хочется! Для одних это сложно, получается, но не сразу. А другим легко, интересно и необходимо.

Нам, учителям, обязательно нужно постараться объединять свои усилия с усилиями родителей. Очень важно сегодня осторожно, грамотно, корректно, но убедительно донести до взрослых, что в стремлении воспитать и развивать своего ребенка в современном обществе, родители не должны переусердствовать! Из-за своих амбиций они могут довести ребёнка до нервного срыва. Родители должны давать детям возможность не только «грызть гранит науки», но и играть в игры, которые детям приносят удовольствие. Во время игры ребёнок может развиваться не меньше, чем за книгой или школьным учебником.

Интеллектуальные игры помогут ребёнку развить особенности мышления, умение работать самостоятельно, усидчивость и внимательность, любознательность.Мы, взрослые, не должны забывать о том, чтобы ребёнок рационально использовал свой дар.

Хочется вспомнить слова теолога, общественного деятеля Али Апшерони: «Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случаи не сразу». Поэтому мы, учителя и родители, должны создать все возможные условия для развития наших любимых детей и научить их трудиться на благо себя и Родины.

  Использованная литература:

1.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, издательство «Азбуковник», М.2000.

2. http://www.aforizm.info/theme/talant-odarennost-sposobnost

3. http://psylist.net/praktikum/00288.htm

4. http://psylist.net/praktikum/ponvosod.htm

5. http://psylist.net/praktikum/00421.htm

6. http://psylist.net/praktikum/00415.htm

 


Следующая статья »