Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №23 (декабрь 2017 года) » Основная школа

В.Н Сысоева. Событийная технология - как эффективное средство формирования личности учащихся в образовательной системе школы

Автор: Сысоева Влада Николаевна, учитель первой квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.                                                                                  

    Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое место в жизни человека имеют яркие и волнующие события. А.С. Макаренко отмечал: «биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения».

Цель: в связи с тем, что мотивировать учащихся серьезно относиться к изучению иностранного языка в школе,  в последнее время, становится все труднее (по ряду причин: огромное количество онлайн переводчиков, наличие разного рода отделов переводов в инфраструктуре общества, курсы изучения языков, где применяются программы и учебные пособия совершенно отличные от школьных и т.д.) возникает необходимость активизировать интерес учащихся к чужому языку, зародить мотивацию на эффективное обучение, в частности, английского языка, а также вовлечь учащихся во внеурочную деятельность (через события школьной жизни).

  В условиях учебного процесса есть возможность пользоваться разнообразными современными интерактивными средствами обучения: интерактивной доской, интернет-ресурсами и др. техническими  достижениями. Все они нужны  преподавателю, как  способ обратить на себя внимание, добиться расположения учеников и их активности на уроке. Но этого явно недостаточно для организации эффективного процесса обучения иностранному языку.

    В условиях внедрения стандартов второго поколения у учителя появляются возможности применять различные педагогические технологии, с целью повышения мотивации учащихся, поэтому роль учителя на уроке и во внеурочное время меняется.

     И поэтому, особенно стала актуальной тема событийности в  школьной жизни и образовательной организации в целом. Непрерывное  развитие каждого ребенка возможно через организацию определенных событий в жизни коллектива, через организацию  ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу школьников, т.к. эмоциональное переживание события способствует формированию так необходимого сегодня эмоционального интеллекта. Воздействие осуществляется на основе факта самого события, т.к  лично пережитое оказывает иногда более сильное  влияние , чем просто услышанное.

    Событийность как особый прием изучения иностранного языка, дает возможность активизировать познавательную деятельность обучающихся; организовать их самостоятельную работу; помогает формированию умственных и практических умений; способствует развитию творческих навыков. Событийный подход рассматривается как технология организации событий в жизни школьного коллектива и тем самым находит свое воплощение в сфере практических действий и изменяет ценности человека.

    Организация и проведение события является неотъемлемой частью работы любого учителя-предметника, в  частности, событийная технология нашла широкое применение в нашей школе в процессе изучения иностранного языка с целью повышения интереса к этому предмету, формирования чувства ответственности за полученный результат, развития умения коллективно выполнять правила поведения и публично проводить презентации.

    Следует выделить шесть составляющих СОБЫТИЯ:

  • оно  должно быть запланированным; 
  • должно связывать всех субъектов в единый-организм -треугольник «учитель, ученик, родитель»;
  • должно вызывать яркие переживания;
  • должно быть как коллективно, так и личностно значимо и привлекательно;
  • должно учитывать достижения, а также  установка на изучение английского языка.

    Безусловно, школьники с охотой участвуют в конкурсах, танцах, но это всего лишь ситуация, событием же  становится подготовка к празднику, продумывание и оформление номера, костюма, заучивание стихотворений, текстов песен, сцен; проживание вместе с группой, коллективом многих дел; ожидание радости от события, которое, в процессе речевой деятельности поможет изучить иностранный язык и ближе познакомит с иноязычной культурой.

    На основании собственного опыта я заметила, что второклассникам не дается запоминание букв английского языка и тут пришла идея, в начале учебного года я объявляю ученикам о предстоящем событии – конкурсе, а затем размещаю информацию на сайте школы: например,  «Моя любимая английская буква» и на протяжении двух четвертей ребята определяются с окончательным решением (кто-то берет первую букву своего имени, кто-то ту букву, которую никак не мог запомнить, кто-то выбирает самую красивую, некоторые выбирают необычные по графике буквы и т. д.). Они очень активно обсуждают это и советуются со мной, если есть сомнения. Нельзя забывать и про соревновательный момент, т.к. это важная мотивация для ученика-второклассника.

    В третьих классах, когда, у ребят уже значительно увеличивается словарный запас,  и  они уже могут осмысленно презентовать английское слово, я организовываю  событие-конкурс  «Мое любимое английское слово». Ребята очень ответственно относятся к этой выставке, своими руками выполняют поделки, рисунки, учатся добывать информацию в интернете в виде стихов, статей, интересных заметок об английских словах; наблюдается тематическая направленность некоторых работ, например, если ученик учится в музыкальной/хореографической  школе, он представляет английское слово близкое к его увлечениям и презентует его; или другая тематика: животные; друзья; семья и т.д.

    При подготовке этих  конкурсов-выставок ребята переживают еще одно событие - столкновение с английским языком,  с его отличием от родного языка при выборе букв или слов.

     И следующее событие - линейка учащихся в конце 3-ей четверти.  Это значит объявление победителей и вручение грамот и призов участникам конкурсов. Обычно, жюри распределяет работы по номинациям. На сайте школы освещается вся информация.

    В этом году, ко дню выборов Президента России, в школе было организовано еще одно событие: концерт для родителей, к которому мы с учащимися подготовили новую песенку на английском языке и, по-моему, очень неплохо получилось.

    И, наконец,  еще одно событие, в котором наша школа всегда принимает активное участие, и к слову сказать, постоянно становится 1 призером в возрастной группе среди учащихся 2-5 классов, это районный «Весенний фестиваль английского языка». Конечно же, он становится для школьников событием, если при просмотре сценок, прослушивании песен на английском языке они смогут понимать большую его часть. Некоторые ребята видят друг друга с новой стороны, начинают общаться с теми, с кем не общались раньше (в фестивале принимают участие дети из разных классов). Событием становится для ребенка преодоление чего-то, что он боялся сделать. Через музыкальное исполнение  на  английском языке, ребенок старается перебороть в себе чувство стеснения и страха публичности. Традиционной наградой в условиях праздника становятся «посиделки» со сладостями и вручение грамот за победу!

К чему приходим: После таких мероприятий атмосфера в классах меняется. Отношения между учителем и школьниками становятся более доверительными, они выступают в качестве партнеров и соратников. Такие отношения только усиливают желание учащихся изучать английский язык; учащиеся, вовлеченные в процесс подготовки, становятся более активными на уроке, их мотивация начинается задолго до проведения мероприятия, поэтому уровень усвоения полученного материала на уроках английского языка намного выше; школьники учатся нестандартно подходить к решению проблем, проявляя свою индивидуальность и креативность (например, при выборе костюмов, декораций и украшений), учатся работать в парах и малых группах, что очень важно для развития навыков социализации.

    Таким образом, событийный подход, как технология организации непрерывного развития детей в образовательной системе, занимает важное место в системе новых форм и методов воспитания. Для учащихся – это порождение личного опыта: опыта переживаний и впечатлений. Для школьной организации – это тесная связь между реальной жизнью и учебным содержанием, и их педагогическим значением.

Следующая статья »