Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №23 (декабрь 2017 года) » Основная школа

И.В. Лисина. Внеурочная деятельность и дополнительное образование: потенциал взаимодействия и пути интеграции


Автор: Лисина Ирина Владимировна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.

 

В сфере реформирования российской системы образования, обучение и воспитание ребёнка представляется единым процессом, осуществляемым различными субъектами в течение времени взросления.

В связи с этим, актуальным вопросом становится обеспечение преемственности в образовательном процессе, что может быть достигнуто при тесном взаимодействии организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Быть включенными в процесс образования и воспитания ребёнка для достижения единого ожидаемого результата – важное условие дальнейшего развития и актуальности дополнительного образования. На современном этапе одной из главных точек соприкосновения основного и дополнительного образования является организация внеурочной деятельности учащихся при реализации Федеральных государственных стандартов начального и общего образования.

С введением новых ФГОС особое внимание уделено не только обучению, но и личностным качествам детей, развитию у них коммуникативных, регулятивных умений. Современный этап развития общества невозможен без духовности и нравственности, культурного наследия, как результата творческой деятельности многих поколений, требует к себе пристального внимания.

Как разбудить в наших детях интерес к самим себе, к родному краю, к своей стране? Как сделать творческую потребность естественной частью жизни ребёнка?

Пути решения этой проблемы коллектив нашей школы ищет постоянно, задумываясь о правильном воспитании человека, начиная с ранних этапов его развития. Как важно в этот период выбрать верный подход к ребёнку, обращаясь с любовью и добротой, признать и уважать его как личность, дать ему возможность выбора и самоопределения, вселить веру в его безграничные возможности, дав ему понять, что в нем есть Великий Талант.

ФГОС второго поколения направлены на достижение качества образования, которое рассматривается как важнейшая социальная деятельность детей, так же в стандарте указывается на необходимость освоения образовательными учреждениями новых направлений деятельности, совершенствование спектра образовательных услуг, создание и внедрение новых образовательных программ.

Именно во ФГОС впервые уделяется столь значительное внимание деятельности учащихся, организованной за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающим потребностям учащихся разных возрастов, способностей, возможностей здоровья.

Организовать такую деятельность нам помогает интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, что позволяет создать пространство детства в школе, обеспечивает ребенку возможность сменить роль ученика на роль спортсмена, художника, ученого, актёра.

Получив первый опыт работы во внеурочной деятельности, мы увидели, что цели и задачи внеурочной деятельности и дополнительного образования очень близки и часто пересекаются друг с другом. Задумавшись о том, как сделать внеурочную деятельность более эффективной, не отделяя её от дополнительного образования, мы объединили внеурочную деятельность, дополнительное образование и воспитательную работу едиными целями и задачами, направленными на всестороннее развитие детей, их способностей, талантов.

Первой комплексной программой реализации внеурочной деятельности стал наш школьный проект «Добро это ты, добро это я, добро это целая наша Земля!», разработанный в рамках городского конкурса «За нравственный подвиг учителя», где получил высокую оценку экспертов. Опираясь на этот проект, мы разработали программу внеурочной деятельности, направленную на духовно-нравственное развитие и изучение культуры и традиций русского народа. Эта программа состоит из трех курсов, включающих в себя теоретические знания, опыт практической деятельности и творческую реализацию.

Одним из ярких примеров реализации данной программы служат тематические праздники. Рассмотрим один из них «Осенние посиделки». В теоретической части дети изучают историю, традиции, занятия, быт русского народа в осенний период.

Опытом практической деятельности является изготовление поделок, росписей, разучивание фольклора, посещение Этнографического музея.

Итогом данной работы и творческим воплощением является большой праздник «Осенние посиделки», где каждый может проявить себя в исполнении песен, танцев, исследовательской деятельности, художественной деятельности. А родители готовят вкусные осенние угощения.

Далее мы ежегодную работу по безопасности жизнедеятельности и профилактике здорового образа жизни объединили в программу внеурочной деятельности "Родина моя - Россия".

Структуру и подход сохранили тот же: теоретическая часть, опыт практической деятельности, творческая реализация.

В теоретической части мы используем сотрудничество с нашими социальными партнерами ДДТ «Град Чудес», где дети посещают увлекательные занятия. Опыт практической деятельности ребята приобретают на занятиях в школе, которые состоят из викторин, соревнований, квестов, экскурсий в Пожарную часть, МЧС, музей гигиены. Творческой реализацией этой программы является участие в школьных конкурсах агитбригад, фестивалях школьных коллективов. И как следствие этой работы в 2016-2017 наши ребята стали победителями в районном и городском конкурсе «Я люблю тебя Россия» с литературно-музыкальной композицией «Мы за безопасность дорожного движения». В рамках этой же программы в школе разработан курс внеурочной деятельности «Готовимся к сдаче норм ГТО», где ребята повышают уровень своей физической подготовки. Результатом этой работы стало получение первых золотых значков ГТО учащимися начальной школы.

Научное общество «Маячок» - еще одна из программ, которая позволяет нам убедиться в эффективности интеграции основного и дополнительного образования. Деятельность Научного общества осуществляется так же в трех направлениях: теоретическом, опыте практической деятельности, творческой реализации. Теоретическая часть реализуется согласно рабочим программам внеурочной деятельности педагогов. Опыт практической деятельности учащиеся приобретают на занятиях ШНО, экскурсиях, участвуя в школьных предметных олимпиадах и конкурсах, предметных неделях, днях науки. Опыт творческой деятельности приобретается через участие в научных конференциях: классных, школьных, районных.

Большую помощь в организации работы ШНО оказывают учащиеся старших классов, которые являются членами школьного научного общества «Толбухин маяк».

Жизнь школы не может существовать без организации традиционных школьных массовых мероприятий, приуроченных к государственным праздникам, дням памяти и скорби, таким как концерты, торжественные линейки, митинги. На помощь опять приходит структура из трех составляющих: теоретической, практической и творческой. И здесь нам тоже не обойтись без интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Любая подготовка к мероприятию начинается со знания истории, теоретических основ, которые находят отклик в душах учащихся и позволяют наиболее эффективно осуществлять опыт практической и творческой деятельности. На слайде представлено как мы используем огромный потенциал внеурочной деятельности и дополнительного образования при подготовке массовых мероприятий и праздников. Результат этой деятельности – активное участие наших ребят в творческих конкурсах и победа в городском конкурсе «Я люблю тебя Россия».

В прошлом году, в нашей школе первый раз был организован «Морской класс», работа которого ярко и наглядно показывает возможности интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования, их огромный потенциал в достижении поставленных целей и задач.

Создание такого класса обусловлено тем, что мы живем в городе воинской и морской славы, где каждый уголок связан с историей флота России, все это близко и понятно детям, с этим они сталкиваются каждый день, об этом они слышат в семьях и испытывают неподдельный интерес. Морской класс дает возможность поддержать этот интерес, расширить знания учащихся, закрепить через опыт творческой деятельности.

Мы еще в самом начале пути по созданию оптимальной модели интеграции основного и дополнительного образования, но опыт взаимодействия показывает, что оно может быть эффективным и полезным для решения задач, которые ставит перед нами ФГОС. И что бы в полной мере реализовать заложенный в этой интеграции потенциал необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы для создания, расширения, углубления и обогащения учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.