Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №22 (сентябрь 2017 года) » Воспитательная работа в школе (из опыта классных руководителей)

С.П. Полторецкая. «С музыкой по жизни»


Автор: Полторецкая Светлана Павловна, учитель музыки ГБОУ СОШ № 423, стаж работы 15 лет, первая квалификационная категория.

 

Педагог не тот, кто учит, педагог тот,

кто чувствует, как ученик учится.

(В. Ф. Шаталов)

Несмотря на небольшой опыт классного руководителя, у меня уже есть свои представления, какими качествами он должен обладать, чтобы пользоваться заслуженным доверием и авторитетом у своих подопечных. Учитель, становясь классным руководителем, практически становится многодетной мамой. Ведь не зря классного руководителя называют «классной мамой». Детей не выбирают, а принимают такими, какие они есть. И я считаю, что задача каждой «классной мамы» - создать такую атмосферу в классе, что бы учащиеся могли чувствовать себя комфортно и уютно, как дома. Мы очень часто слышим выражение, что дети – это цветы жизни. Почему же в мире принято сравнивать детей с цветами? Мне кажется, что такое сравнение не случайно. Ведь, чтобы цветы росли, цвели и радовали нас, им нужен постоянный и качественный уход. Подобно цветам дети также нуждаются в уходе и заботе. Как и в случае с цветами процесс ухода длительный и кропотливый. Дети, как и цветы без любви и заботы могут быстро завянуть. Но при всем том, цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку и подгонять. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяющие его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Основная моя задача как классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.

Я работаю учителем музыки и веду уроки у детей с первого класса, поэтому у меня есть некое преимущество в отличие от других учителей - предметников. В основном учителя узнают своих будущих подопечных только в пятом классе, а у меня есть возможность познакомиться с ними гораздо раньше. Я считаю, что в этом плане учитель музыки находиться в выигрышном положении. Когда мне поручили классное руководство, я заранее изучила личность каждого ребенка (индивидуальные и возрастные особенности, интересы, склонности, способности). Мне было не сложно сориентироваться в будущей совместной работе. Всем известно, что любой совместный труд сближает. Так как я человек музыкальный и творческий, то в своей работе со своим классом делаю ставку на музыкальный вид деятельности.

Музыка приучает к ежедневному труду, воспитывает терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное), и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную). Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладеть другими видами искусств. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Великий советский композитор Д. Д. Шостакович сказал: «В горе и радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… Насколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

К сожалению, в наш век информационных технологий мы отходим в повседневной жизни от способности образно мыслить, беднеет наша речь, притупляется чуткость восприятия окружающего мира, а музыка объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между учащимися.

Моя задача как классного руководителя формирование дружного и сплоченного коллектива, сделать класс одним целым «организмом». На уроках музыки мы не только поем, а еще играем на свирели. Я неспроста ввела этот музыкальный инструмент в вид деятельности урока. Игра на свирели способствует развитию чувства ритма, усиливает двигательную, вокальную и речевую активность, координирует движения, позволяют учащимся сочинять элементарную музыку, простейшую импровизацию. В конце каждой четверти мы с ребятами устраиваем небольшие концерты, в узком кругу. Так же мы проводим два раза в год мероприятия с участием родителей, где учащиеся демонстрируют свои творческие способности, не только поют, играют на свирелях, танцуют, но ставят небольшие сценки. Все эти виды деятельности способствуют проявлению положительных качеств личности ребенка, терпению, выдержки, умению слушать друг друга, учат культуре поведения, расширяют сферу их чувств, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Робкие и нерешительные ребята активизируются на примере своих товарищей и становятся более раскрепощенными и открытыми. Музыка побуждает их радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Если поначалу кто-то из учащихся не проявлял инициативы и даже не хотел участвовать в концерте, то к концу года их отношение в корне менялось. Абсолютно все мои детки с нетерпением ждут финального концерта, где можно показать все свои наработки и достижения за весь год. Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Музыка и ее восприятие тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Все время возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни. А социальные изменения, так часто происходящие в нашей жизни, становятся своеобразным экзаменом для всех взрослых, а также и для меня, как учителя.