Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №22 (сентябрь 2017 года) » Воспитательная работа в школе (из опыта классных руководителей)

Г.В. Иванова. На пути в большой мир


Автор: Иванова Галина Владимировна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель математики, педагогический стаж 29 лет, высшая квалификационная категория.

 

«Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем,

что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию»

(Д. Локк)

Из всех направлений в воспитательной работе классного руководителя мне ближе всего духовно-нравственное воспитание, потому что духовность и нравственность в их сочетании составляют основу личности. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности и нравственности. Эти качества формируются с детства, постепенно. К большому сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у большинства из подрастающего поколения искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, толерантности, гражданственности и патриотизме. Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути часто случаются неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не должно быть фальшивых слов и действий. Я считаю, что только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, могу добиться таких результатов, которые позволят моим ученикам уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданами своей страны не на словах, а на деле.

Формы воспитания разнообразны в зависимости от количества учеников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. А создавать это единство ох как непросто!

Я всегда строю отношения с родителями на основе взаимоуважения, стараюсь сделать их моими единомышленниками. Ведь, чтобы расположить к себе ребенка, направить его в нужное русло, я прежде всего должна понимать и уважать его родителей. А когда ребенка поддерживают и учитель, и родители, когда ему хорошо и комфортно, тогда ребенок успешен.

Главная моя задача - создание в классе единого коллектива детей и родителей. Говоря о моем последнем выпуске в 2016/17 учебном году, могу сказать: «Я рада, что у меня это получилось». На протяжении всех семи лет родители были активными помощниками и участниками всех наших мероприятий, начиная с дней именинника, классных огоньков, поездок в музеи и театры, экскурсий, и заканчивая спортивными соревнованиями, соревнованием классов, свободных от курения, ежегодными загородными поездками, концертами для ветеранов и митингами, волонтерской деятельностью.

Я считаю, что праздничные классные огоньки, дни именинника (раз в четверть), поездки за город по окончании каждого учебного года являются важным фактором в духовно-нравственном воспитании. Помню, как в 5 – 6 классах я с помощью родительского актива и инициативных ребят разрабатывала сценарии этих мероприятий. Сколько было придумок, фантазии! Эти совместные праздники сплотили коллектив, сдружили ребят, позволили им развить их творческий потенциал. Да что там говорить, к 10-у классу они выросли в настоящих артистов. Современная молодежь 17-18 лет предпочитает «отдыхать» в кафе-барах с анимацией, в развлекательных центрах. А моим ребятам нравилось собираться в нашем школьном кабинете, устраивать чаепитие, конкурсы, общаться, слушать музыку. Поддерживая школьную традицию, в конце 11-го класса (в начале мая) мы провели мероприятие «Ночь в школе», которое оставило след в душе каждого, я просто в этом уверена. Пришли абсолютно все и даже те ребята, которые ушли из школы после 9-го класса. Это был трогательный вечер воспоминаний и прощания со школой. У ребят была возможность пройти по тихим школьным этажам, заглянуть в кабинет любого учителя и оставить на классной доске пожелания, либо слова благодарности. Мы пели под гитару, смотрели видео «Какими мы были, какими мы стали…», играли в фанты и весьма актуальный в наше время и любимый детьми школьный квест, конечно пили чай со сладостями. Еще мы запечатали в красочную бутылку с записками о чем мы мечтаем, назначили хранителя и договорились вскрыть ее через 10 лет, в 2027 году. И самое главное: мы «сожгли наши недостатки»! Сколько было эмоций: мы смеялись и плакали, радовались и грустили… Мы не заметили, как прошла эта удивительная ночь в школе, богатейшее духовно-нравственное мероприятие! Все остались довольны, а значит моя работа не напрасна.

А еще мои ребята очень любили поездки в театр. Я старалась найти спектакль по школьной программе, и мы ехали практически всем классом, обязательно с родителями. Начинали мы с ТЮЗа и театра кукол, а потом были «Буфф», «Молодежный», камерный театр Малыщицкого, Мариинский театр. Но больше всего им понравился театр «Мастерская». Игра актеров этого театра просто покорила всех: и детей, и взрослых.

Моей настольной книгой в духовно-нравственном воспитании является одна из самых задушевных книг академика Д.С. Лихачева «Письма о добром». Редкий классный час мы обходились без чтения и обсуждения этих писем, в которых есть ответы на очень многие важные жизненные вопросы: как не быть смешным? Как справиться с завистью? В чем смысл жизни? Как прожить долгую и счастливую жизнь? В 10-м классе ребятам понравилось высказывание: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!» Следуя этим словам как заповеди, мои ученики достойно отработали в старшей школе, на высоком уровне сдали единый государственный экзамен и продолжают получать образование в ВУЗах и колледжах в соответствии с их выбором.

Я старалась воспитывать моих учеников так, чтобы они выросли достойными людьми. И сейчас я знаю, что среди них не будет циников и лицемеров. Они вышли в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, с душой, способной любить и сострадать.