Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №22 (сентябрь 2017 года) » Воспитательная работа в школе (из опыта классных руководителей)

И.Ф. Кузнецова. Сценарий классного часа «Давление среды и его преодоление»


Автор: Кузнецова Ирина Федоровна, ГБОУ СОШ № 427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель истории и обществознания, стаж работы 25 лет, высшая квалификационная категория.

 

Учащиеся 11-13 лет - это младший подростковый возраст, когда остро ощущается необходимость включения ребёнка в коллектив ровесников, стремление быть включенным в состав какой-либо группы по интересам, где человек может развить свои способности, удовлетворить интересы. Подросток хочет быть значимым для своих товарищей, друзей, одноклассников, стремится быть для них заметным, неординарным и, в то же время, подчиняется групповым нормам, принятым в коллективе, проявляет конформизм, подчиняется требованиям группы.

Группа может оказывать на ребёнка как положительное воздействие (вовлекать в общественно-полезные дела, раскрывать его таланты, совершенствовать умения), так и отрицательное (заставить употреблять алкоголь, сигареты, наркотики, совершать какие-либо правонарушения). Вот почему каждый ребёнок должен научиться отстаивать свою индивидуальность, формировать собственные убеждения и свой характер, отстаивать своё право на собственную точку зрения, вырабатывать умение сказать «нет» группе, если её требования противоречат моральным нормам и собственным взглядам, быть независимым от поведения толпы.

В младшем возрасте ребёнку не трудно объяснить «Что такое – хорошо, что такое – плохо». Это воспринимается естественно и для воспитателей, и для учителей, и для родителей. В подростковом возрасте родители уверены, что всё уже объяснено, учителя понимают, что нравоучения уже не действуют и воспринимаются в штыки и уходят от подобных тем и разговоров. Однако разговор о нравственности необходим подростку ещё более, нежели младшему школьнику. Только методы и приёмы работы должны быть несколько другие.

Хочу представить вам сценарий классного часа «Давление среды и его преодоление». Занятие рассчитано на школьников 5-7 классов. Его задачи: показать значимость социального окружения для каждого человека, положительные и отрицательные способы воздействия группы на человека, способствовать развитию умения отстоять свою точку зрения, сформировать собственные убеждения

План занятия:

  1. Человек – существо социальное;
  2. В какие группы мы входим;
  3. Положительное воздействие группы;
  4. Давление группы;
  5. Умей сказать – нет!

Ход занятия:

1) Человек – существо социальное

Упражнение «Кто я ?»

Учащимся предлагается ответить на вопросы небольшого теста, но до этого предлагается соблюсти следующие требования: во время выполнения теста не переспрашивать, ничему не удивляться и последовательно выполнять задания.

Тест:

1) Ответь на вопрос: «Кто ты?»

2) Ответь на вопрос «Кто ты?» (ребята, как правило, удивляются, поэтому напоминаем об условии выполнения задания)

3) Ответь на вопрос «Кто ты?» столько раз, сколько успеешь в течение минуты.

Затем учитель анализирует ответы:

Учитель: Озвучьте ответы на 1 вопрос (называют ответы). Озвучьте ответы на 2 вопрос (называют ответы) Многие из вас на первый вопрос ответили «человек», «женщина», «мужчина» (для детей «мальчик», «девочка»). На второй вопрос вы отметили такие проявления собственного «я», как принадлежность к той или иной группе: «учитель» (ученик), житель города, сын или дочь и т.п.)

А теперь прочитайте ответы на третий вопрос. Смотрите, какое разнообразие. Как правило, только на третий вопрос ребята начинают отмечать черты собственной индивидуальности и непохожести на других (любитель кошек, поклонник футболы, собиратель монет, яркая блондинка и т.д.)

Выводы из теста:

  • Человек ассоциирует себя, прежде всего, членом той или иной группы и осознаёт себя частью человеческого общества в целом;
  • Человек – существо социальное, ему трудно существовать вне группы себе подобных.

Упражнение «Молекула»

Вы все сейчас – «атомы». Вы должны хаотично двигаться по кабинету, но по хлопку учителя вы должны объединиться в молекулы по столько атомов, сколько скажет учитель: «молекулы по две», «молекулы по три», «молекулы по четыре» (у тех, кто оставался один, учитель спрашивает как они себя чувствовали в одиночестве). Мы, взрослые, понимаем, что это всего лишь игра, но даже у взрослых возникает чувство неловкости, когда они остаются одни, вне «молекулы». А реакция детей, как правило, более эмоциональная. Ребёнок, обидевшись, что остался один, может отказаться от игры, у него портится настроение. Игра доказывает, что человек вне группы ощущает себя одиноко и некомфортно, желает включиться в общение со сверстниками, желает быть признанным группой.

Читаю отрывок из Маяковского:

Плохо человеку,

когда он один.

Горе одному,

один не воин –

каждый дюжий

ему господин,

и даже слабые,

если двое…

Единица – вздор,

единица – ноль,

один –

даже если

очень важный –

не подымет

простое пятивершковое бревно,

тем более

дом пятиэтажный.

2) В какие группы мы входим?

С момента рождения человек является членом той или иной группы. В какие группы входите вы? Озвучьте, пожалуйста. Учитель на доске фиксирует ответы: семья, житель города, школа, компания друзей, кружок по интересам, россияне, профессиональная группа и т.д.) Среди групп можно выделить те, в которых вы оказываетесь не по своему выбору. Группа как бы сама тебя выбирает. Например, принадлежность к нации или твоя семья (родившись, ты уже оказался членом семьи). Но есть и те группы, которые выбираешь ты сам, и такие группы начинаются с какого-нибудь интереса. Назовите такие группы (компания друзей, кружок по интересам, спортивная секция)

3) Положительное воздействие группы

А теперь выполните задание. Выберите из перечисленных групп ту, которая вам наиболее близка из тех, которые вы выбрали сами (например, компания друзей). Я буду произносить незаконченные утверждения, а ваша задача – записать их окончания.

  • В этой группе все друг друга ….. (как правило, любят, ценят, уважают, поддерживают);
  • Я чувствую себя в этой группе…. (хорошо, комфортно, уютно);
  • В группе у меня проявляются такие качества, как….. (ответственность, взаимовыручка, умения делать то-то);
  • В этой группе я научился ….. (быть внимательным, прислушиваться к мнению других, умению делать то-то);
  • В этой группе мне …(давайте скажем вместе «хорошо»).

Очевидно, что социальное окружение может оказывать положительное влияние на человека: оно способствует его социализации, усвоению правил общения, развитию личных умений и способностей, взаимопомощи и взаимовыручке.

4) Давление среды (отрицательное воздействие группы)

А теперь внимание на экран! (Демонстрируется отрывок из мультфильма «Дюймовочка»: жук делает Дюймовочке предложение руки и сердца, но другие жуки не принимают её, и жук отказывается от Дюймовочки).

Учитель: Дюймовочка нравилась жуку? Почему же он от неё отказался?

На самом деле Дюймовочка была прелестна. Это находил и майский жук. Но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать ее у себя - пусть идет куда знает, решил он. Мы часто поступаем так, как считает группа, даже если в душе мы не согласны с мнением большинства. Особенно в подростковом возрасте.

Ровесники - это люди одного возраста. Поскольку в юности человек идентифицирует себя с ровесниками, эта группа играет очень важную роль. Влияние наших ровесников часто определяет, как мы причесываемся, одеваемся, какие фильмы смотрим и даже что едим. Менее очевидным, но очень сильным является влияние наших ровесников на наши убеждения. Это влияние называется давлением среды.

            Определите причины, по которым подростки попадают в такую зависимость?

Почему нас можно заставить делать то, чего мы не хотим?

  • Страх обидеть кого-либо, если откажешь.
  • Страх остаться одному, отверженным.
  • Страх угроз, насмешек.
  • Не знает, как отказать.
  • Неуверенность в себе.
  • Низкий статус в группе.
  • Низкая самооценка.

Вывод: Неумение отстоять собственное мнение является причиной того, что подростки попадают под воздействие отрицательной среды.

А вы так же поступили бы на месте майского жука? (Как правило, часть класса говорит, что так бы НЕ поступили, но, скорее всего, это бравада и желание отстоять свою независимость, нежели правда).

Упражнение «А я считаю» (в аудитории стоят три стула с номерами «1», «2», «3».На стульях жетоны красного, жёлтого, зелёного цвета. За ответы «1» - красные жетоны, «2» - жёлтые, «3» - зелёные. (Ученики, выбрав вариант ответа, подходят к одному из стульев и берут жетончик)

1-й вопрос: родители подарили вам новую куртку, от которой вы в восторге. Вы приходите в ней в школу, но ваш приятель говорит: «Где ты раздобыл этот ужас? Ты же не собираешься её носить?» Другие ребята так же засмеяли вас. Как бы вы поступили?

  1. Решили бы, что куртка вам действительно не к лицу, и что она вам самому не нравится, и стали бы носить старую;
  2. Куртка вам по-прежнему нравится, но теперь вы надеваете её только в присутствие родителей;
  3. Куртка вам нравится, и вам нет дела до того, что говорят приятели. Вы всегда её носите.

2-й вопрос: на перемене ваши приятели смеются и обсуждают одного из одноклассников. Он вам тоже не нравится. Но от их оскорблений и вам не по себе. Что вы станете делать?

  1. Смеётесь вместе с другими – вы же не хотите, чтобы другие подумали, что он вам нравится;
  2. Не смеётесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним;
  3. Не смеётесь и говорите другим, что эти шутки вам не нравятся.

3-й вопрос: нужно готовиться к итоговой контрольной работе, ты дал себе слово написать её хорошо, но звонит подруга и приглашает на вечеринку, где будет много ваших одноклассников. Что вы сделаете?

  1. Забываете о контрольной и идёте на вечеринку;
  2. Вы идёте на вечеринку, но мысль о контрольной не даёт вам покоя, вы рано уходите, хотя друзья и считают, что вы попросту зануда;
  3. Вы не идёте на вечеринку, контрольная действительно сложная и вы хотите её с успехом решить.

4-й вопрос: тебе предлагают покурить твои приятели, пристают очень активно, хотя знают, что ты не куришь. Как быть?

  1. Попробуешь покурить, потому что все курят, а вы не хотите, чтоб над вами смеялись;
  2. Придумаете отговорку;
  3. Просто категорически откажетесь от сигареты.

Комментарии учителя: вопросы, на которые вы ответили, показывают. Как не легко справиться с давлением среды. Вы догадались, что ответ «1» означает отсутствие сопротивления тому, к чему вас склоняют сверстники, хотя вы с ними и не согласны. Ответ «2» означает, что в какой-то степени вы способны сопротивляться давлению среды, иногда прибегая к компромиссному решению проблемы, а ответ «3» показывает, что никто и ничто не заставит вас повести себя вопреки своим убеждениям.

Всем бы нам хотелось быть всегда людьми типа «3», но на самом деле все мы в той или иной степени подвержены влиянию окружающих. Нам небезразлично то, как на нас смотрят и что о нас думают.

А теперь – внимание на экран.

Видео клип «Воздействие среды»

Таким образом, влияние группы, может быть как положительным, так и отрицательным и даже опасным.

5) Умей сказать – нет!

В определённых ситуациях очень важно ответить «нет» давлению окружающей социальной среды. А какой человек может сказать нет? (ответы учеников: «сильный», «независимый», «имеющий собственное мнение») Прежде всего, личность, индивидуальность. Каждый человек индивидуален. Свою индивидуальность нужно отстаивать. Сильная личность отстаивает свое мнение, не боится быть осмеянной или вырваться из общего круга. Слабая – постоянно подстраивается под чье-то мнение. Не каждая личность становится индивидуальностью. Чтобы отличаться от других, необходимо иметь твердые жизненные принципы, сильную волю, ум, внутреннюю свободу, уверенность в своих силах. Как сохранить свою индивидуальность? И, вообще, нужно ли быть собой? Об этом мы поговорим в следующий раз, а пока вам домашнее задание: нарисовать плакаты на тему «Умей сказать – нет!»