Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №22 (сентябрь 2017 года) » Воспитательная работа в школе (из опыта классных руководителей)

Д.Е. Левкович. Диспут как технология духовно-нравственного воспитания подростков


Автор: Левкович Дарья Евгеньевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 6 лет, первая квалификационная категория.

 

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобретает особое значение. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями в жизни России, которые привели к осознанию необходимости пересмотра не столько содержания образования, сколько средств и методов образования подрастающего поколения россиян. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной для России духовно-нравственной иерархии ценностей, таких как совесть, честь, доброта, долг.

Средний школьный возраст - это возраст освоения тех нравственных ценностей, которые закладывались в начальной школе. Понятия о дружбе, любви, верности, родительском доме... Для младшего школьника ценность этих понятий не подвергалось сомнению, и слово учителя являлось истиной. А вот в подростковом возрасте происходит переоценка ценностей. Мнение сверстников, порой, становится важным, чем значимость слова взрослого. Ребенок погружается в пучину информации: телевидение и всемогущий интернет, и не всегда качественные сериалы, и безжалостные боевики.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от полученных знаний и элементарных навыков поведения к умению сделать правильный нравственный выбор, жить по законам гармонии и красоты.

Среди традиционных и нетрадиционных форм работы с ребятами классные часы по формированию нравственных убеждений, ориентиров личности приобретает особую значимость. Только на смену технологии этической беседы приходит другой жанр - диспут. Иногда он образуется стихийно, по следам какого-нибудь события, иногда это ролевая игра (например «Суд над невежеством»), иногда спланированный диспут по предложенной ситуации. Диспут — жанр очень трудный.

Я расскажу о своем небольшом пока опыте по освоению методики проведения диспута. Этот опыт я представляла на городском конкурсе классных руководителей, где стала лауреатом. Конечно, вряд ли бы меня ожидал такой успех, если бы не огромная помощь моих наставников и коллег Г.Б.Титовой, Н.Б.Филимоненко, Т.В.Шаповаловой, Ж.В.Матросовой.

Диспут может возникнуть стихийно, а может быть подготовлен. Расскажу о подготовленном. Начинаю с игры «Похвали себя». Обычно в 5-7-х классах это задание трудности не вызывает. В середине игры прошу на листочках написать о себе что-то личное, такое, о чем не должны знать другие, обещаю, что тайна будет сохранена. Ребята пишут, запечатывают в конверт и кладут конверт под стул. А мы продолжаем игру, в процессе которой не раз меняемся местами. Потом звучит задание: открыть конверт, находящийся под стулом. Замешательство, недовольство, негодование: «Вы же обещали!» Даю команду «стоп». Предлагаю прислушаться к своим чувствам. Ребята говорят, что очень испугались, что тайна может стать достоянием других. (Конверты забираю и рву на мелкие части.)

Вот и готова тема классного часа - диспута. Я стараюсь анализировать не конкретную ситуацию из жизни класса, а на примере художественных произведений (книг, фильмов) дать возможность подумать над похожей ситуацией. Просвещение добрым словом - один из самых эффективных способов достучаться до детской души. В данном случае читаю фрагмент рассказа М.Худякова «Предательство». Главный проблемный вопрос может родиться из ответов ребят. Мнения обычно разделяются: одни обвиняют предателя, другие оправдывают незрелый поступок мальчишки. И тогда круг делится пополам для формулирования аргументов. Ребята работают в малых кругах: одни обвиняют, другие ищут причины оправдания и подчеркивают самоотверженность мальчика. Очень важно дать возможность ребятам обсудить проблему между собой, для них важны мнения сверстников. И самая ответственная часть работы - дискуссия. Моя задача - дать высказаться всем желающим, подбодрить робкого, приструнить демагога, не дать ребятам расшуметься, поссориться. Сколько же так любимых сегодня в педагогике УУД формирует этот разговор! Умение формулировать умозаключение, навыки ораторского искусства, умение слушать и слышать собеседника, принимать мнение, отличное от твоего, отстаивать свою точку зрения, корректно указывать на ошибочное суждение - все это только коммуникативные умения. А какой огромный воспитательный потенциал диспута!

А мы продолжаем разговор. Оказывается, доверенный тебе секрет - очень хрупкая вещь. Но эта хрупкая вещь цементирует дружбу. Настоящий друг умеет хранить твою тайну.

Но бывает и по-другому. Сейчас я расскажу один секрет: мы передадим его друг другу на ушко, тоже по секрету (шепчем) Чем же стал секрет? Во что превратилась тайна? Благодаря интернету, социальным сетям, тайна может стать достоянием не только всего двора или класса, но и всего мира. Вот почему надежнее всего по-прежнему доверять свои тайны личному дневнику, в который записывают сокровенные мысли и прячут под подушку. Прозвучал вопрос: «А родители? Они могут найти дневник и прочитать…» Этот вопрос натолкнул меня на мысль провести родительское собрание об уважении детского права на тайны. В основе собрания – «Пушкинские проповеди» С. Соловейчика о семейной тайне.

Потом можно приступить к написанию эссе. Ребята выбирают тему. Лучшие работы потом составят «Азбуку нравственности». А этот диспут помог понять, что дружба - это не только великий дар, но и великий труд, великая ответственность.