Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №21 (июнь 2017 года) » Технологии деятельности педагогов дополнительного образования

А.Е. Ежова, «Инновационные подходы в экскурсоведении» (направленность: туристско-экскурсионная)


Автор: Ежова Анна Евгеньевна, педагог дополнительного образования ДДТ «Град чудес» Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 2 года.


Согласно заключениям из исследований Галины Андреевны Лесковой, внутренний туризм становится заметным явлением в культурной и общественной жизни России. Поездки россиян по стране помогают выработать социальную и культурную позиции, ориентирующие личность на развитие собственной страны, её культуры; так же здесь формируется интерес к т.н. культурному пространству страны.

Цель работы: просветительская.

Задачи:

- Расширение кругозора.

- Повышение уровня знания истории и культуры Санкт-Петербурга.

- Повышение интереса к биографиям великих писателей и их произведениям.

- Повышение интереса к экскурсионной деятельности.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Александровском саду

Направление: от станции метро «Адмиралтейская» / «Невский проспект» / «Гостиный двор» / идти по Невскому проспекту в направлении Адмиралтейства. Сад будет с юго-западной и юго-восточной стороны Адмиралтейства.

Александровский сад был назван так в честь императора Александра II. Закладка этого сада состоялась 3 июля 1872 года, был торжественно открыт 8 июня 1874 года. В 1920 году сад был переименован в Сад Трудящихся. 3 августа 1936 года с целью увековечить память писателя М. Горького (который скончался 18 июня 1936 года) саду было присвоено имя писателя. В 1989 году Сад Трудящихся имени Максима Горького был переименован в Адмиралтейский сад. В 1997 году саду было возвращено историческое название Александровский сад.

В 1880 году на заседании Городской думы Санкт-Петербурга было предложено украсить Александровский сад бюстами знаменитых деятелей в области науки и словесности.

4 июня 1887 года в саду был установлен бюст В.А. Жуковского (скульптор В.П. Крейтан, архитектор А.С. Лыткин). Открытие бюста произошло к столетию со дня рождения поэта. Место установки памятника выбрано не случайно: Жуковский был близок императорской семье и являлся наставником Александра II.

20 октября 1892 года был открыт памятник почётному гражданину Санкт-Петербурга, путешественнику и исследователю Н. М. Пржевальскому (скульптор И. Шредер, по рисунку А.А. Бильдерлинга).

В 1891г. в преддверии 50-летия со дня смерти М.Ю. Лермонтова Городская Дума Санкт-Петербурга решила увековечить его память, а также память Н.В. Гоголя, установив им бюсты в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством и открыв бесплатные читальни. 23 мая 1891 г. в Городской Думе выступила Комиссия народного образования и финансовой комиссии с докладом о предоставлении 1000 рублей на создание этих памятников. Автором памятника выступил скульптор В. П. Крейтан, а сам бюст высотой 1,2 был отлит из бронзы на заводе К. Берто в 1896 г. Архитектором памятника стал А. П. Максимов.

17 июня 1896 года около фонтана были установлены бюсты Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова (авторы обоих - скульптор В. П. Крейтан, архитектор Н. В. Максимов).

Памятник М.Ю. Лермонтову был установлен на постамент высотой 2,25 м, выполненный из красного гранита. На постамент были нанесены надписи, текст которых был согласован с Комиссией народного образования. Эти тексты гласят:

Михаилу Юрьевичу Лермонтову

городъ С.Петербургъ

2го октября 1814 г. - 15го июля 1841 г.

Свершитъ блистательную тризну

Потомокъ позднiй надъ тобой

И съ непритворною слезой

Промолвитъ: «онъ любилъ отчизну!»

(1841 г.)

 

Твой стихъ, какъ божий дух,

носился надъ толпой,

И отзывъ мыслей благородныхъ

Звучалъ, какъ колоколъ на башне вечевой,

Во дни торжеств и бедъ народныхъ.

(1839 г.)

Сооруженъ въ 1896 году.

Здесь, среди фактов и дат следует обратить внимание на следующие детали:

- Михаил Лермонтов при жизни был неугоден властям и дважды ссылался на Кавказ;

- Велико и неоспоримо значение творческого наследия Лермонтова – для литературы, музыки, театра;

- Памятник Лермонтову был установлен в саду, названном в честь императора, что само по себе является парадоксом, своеобразным «примирением»;

- Скульптор памятника, Василий Крейтан, в 1863 году был четырнадцатым бунтующим в знаменитом «бунте четырнадцати» и единственным в этой компании скульптором.

- Именно по распоряжению императора Александра II за всеми четырнадцатью выпустившимися академистами был установлен негласный полицейский надзор. Это схоже с наблюдением, которое предприняли за Лермонтовым во время его второй ссылки на Кавказ.

- Заказ на памятник исходил от Городской Думы – то есть, был полностью официальным. Это лишний раз показывает своеобразное признание правомерности притязаний некогда взбунтовавшихся академистов, их выступление за реализм в изобразительном искусстве родной страны.

Таким образом, на примере сочетания этого памятника и места его установки мы имеем своеобразный культурный парадокс, на который можно и должно указывать. Само расположение Александровского сада – рядом с Дворцовой и Сенатской площадями Санкт-Петербурга, -  и количество достопримечательностей, находящихся рядом с ним, создаёт особую атмосферу центральной части города.

Анализ памятника М.Ю. Лермонтову в Александровском саду

1.Автор скульптуры –Василий Петрович Крейтан. Название произведения – памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Установлен в 1896 году.

2.Вид произведения – круглая скульптура, бюст, жанр – скульптурный портрет. Взаимосвязь жанра и вида произведения: объёмный портрет, позволяющий увеличить сходство с оригиналом.

3. Тема произведения: портрет, увековечивающий память известного человека. Сюжета нет.  Скульптор Крейтан обратился к этой теме после объявления Городской думой конкурса на памятник Лермонтову - в 1891 году, незадолго до 50-летней годовщины со дня смерти поэта. В контексте этого события можно заключить, что прошло достаточно времени, чтобы вклад Лермонтова в русскую культуру и литературу был оценён по достоинству. Данная тема - скульптурный портрет, здесь значительна потому, что одновременно является и памятником, и, в силу выразительных средств, выказывает большее сходство с оригиналом.

4. Скульптура выполнена в технике отливки из бронзы. Предварительный образец для отливки был вылеплен – предположительно из глины. Признаки: по большей части гладкая поверхность скульптуры, цельность и обтекаемость силуэта портрета, мягкий блеск поверхности.

 5. Материал данного произведения: бронза – собственно скульптурный портрет, постамент -  красный гранит, буквы на постаменте – позолота. Предпочтения скульптора в выборе данного материала могли не учитываться, т.к. это была конкурсная работа, и условия исполнения устанавливал не он. Поэтому нельзя ответить, почему скульптор склонен трактовать образ Лермонтова именно в бронзе.

Бронза – это сплав меди, обычно с оловом, либо с алюминием, кремнием, свинцом и др., с небольшими добавками. Бронза как материал обладает высокой стойкостью к коррозии и хорошими литейными качествами, она прочна; обладает малой усадкой, и, при невысокой текучести  - успешно применяется для получения сложных по конфигурации отливок, в том числе для художественного литья. Выполнение скульптур из бронзы имеет давнюю традицию в многих странах.

В данном случае выбор материала более обусловлен грядущим расположением скульптуры. Вдобавок бронза даёт чёткий тёмный силуэт, и в силу этого бронзовые статуи предпочтительно размещать на открытом воздухе.

6. Автор скульптуры Василий Крейтан получил классическое художественное образование в Императорской Академии художеств; портрет Лермонтова исполнен строго, в академических традициях. Скульптурный портрет здесь – погрудный. Лермонтов изображён в мундире с наброшенным поверх плащом. Складки плаща трактованы без мелкой формовки, что придаёт им сходство с драпировками на античных статуях. Острые, контрастные формы характерны для бронзовой скульптуры. Бюст завершается круглой опорой и квадратным стилобатом. Водружён на высокий гранитный постамент.

7. Скульптор Крейтан использует непосредственный натурный способ для трактовки пластической формы. В данном случае мы имеем дело со скульптурным портретом-бюстом, должным передать сходство с увековечиваемой личностью. Поэтому аллегорические или символические приёмы трактовки здесь неуместны – размер скульптуры также не позволяет их применить. О предпочтениях автора в выборе данного способа сведений не сохранилось.

8.Метод трактовки пластической формы здесь – рельефная моделировка формы, но без избыточной фактурности. Форма произведения – погрудный скульптурный портрет писателя-классика. Поэтому такая трактовка здесь уместна – в первую очередь важна достоверность портрета, его реалистичность.

9. Скульптура отличается отчётливым графичным силуэтом, чётко очерченными контурами, рельефностью; при ярком освещении рельефная трактовка формы усиливается.

10. Композиция произведения – статичная, подчёркнуто вертикальная: это впечатление усиливает высокий узкий гранитный постамент. Материал – бронза, подчёркивает впечатление силуэтности портрета.

11. Высота скульптурного портрета – 1,2 метра. Высота скульптурного постамента – 2,25 метра. Это станковая скульптура. Она установлена в парке, с заранее заданной дистанцией, поскольку окружена клумбой. Поэтому можно утверждать, что она рассчитана на разглядывание издали и снизу вверх. Данный скульптурный портрет – самостоятельное произведение.

12. Данная скульптура – круглая, и полностью задействует возможности трёхмерных форм. Она может рассматриваться в фас, в профиль слева или справа, в ракурсе три четверти, сзади.

13.Скульптура имеет по меньшей мере три законченных выразительных силуэта: оба вида в профиль и один вид в фас. В силу специфики – скульптурного портрета – вид сзади, со «спины» скульптуры, уже не столь выразителен. Силуэты скульптуры замкнуты и компактны. Скульптура симметрична.

14.Скульптура имеет неусложнённый рисунок. Фактура скульптуры гладкая, по большей части однородная. Это гармонирует с материалом – бронзой – и техникой изготовления – литьём. В следствие чего такая фактура помогает воспринимать портрет силуэтно. Цвет в скульптуре отсутствует.

15. Скульптура является портретом конкретного, реально существовавшего человека; вероятно, изображение Лермонтова нахмуренным – отражение его трудной судьбы, непростого характера и общей нетерпимости к недостаткам окружавшего его общества.

Приложение:

Ментальные карты


Следующая статья »