Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №21 (июнь 2017 года) » Технологии деятельности педагогов дополнительного образования

Ю.В. Канина. «Технология социального проектирования в деятельности детских общественных объединений» (Фестиваль социальных проектов)


Автор: Канина Юлия Васильевна, методист ДДТ «Град чудес» Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 11 лет.

 

1. Введение

Фестиваль проектов Кронштадтского района может выявить проблемные зоны, которые интересуют подростков, поможет им научиться проектной деятельности и реализации своих идей. Фестиваль проводится в целях привлечения старшеклассников  к участию в развитии своего города: разработке и реализации проектов, направленных на развитие волонтерской, экологической и патриотической деятельности; а также как один из механизмов подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, реального сектора экономики и научно-педагогической сферы.

2. О фестивале социальных проектов

Целью Фестиваля является формирование активной гражданской позиции учащихся, поддержка инициатив и внедрение проектов в жизнь.

Задачи Фестиваля:

привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, дома, класса, школы, двора, района;

включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных проблем своими силами;

повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

сформировать основные социально-личностные компетенции учащихся, необходимые для успешного участия в реализации гражданских инициативах: умения и навыки работы в команде, планирования и организации деятельности, расчета необходимых ресурсов, анализа результатов и т.д.;

развить исследовательское и критическое мышление школьников;

способствовать приобретению и совершенствованию учащимися практических навыков и умений выступления перед аудиторией, повышению личной уверенности.

Направления фестиваля:

Волонтерское

Гражданско-патриотическое

Экологическое

Обоснование направлений:

Социальные проекты по волонтерскому направлению:

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться, жить. История волонтерства богата событиями, людьми, внушающими уважение и вдохновляющими на благородные дела. Одна из них, Мать Тереза-монахиня, посвятившая свою жизнь служению бедным и больным. И хоть деятельность ее происходила в прошлом веке, ее порывы, стремления отчасти близки нам. Она пыталась не только обратить внимание на проблему, но и воспитать в обществе качества, необходимые для полноценного развития. Благодаря труду, вырабатываются такие качества как ответственность, сочувствие, мужество, терпимость, столько необходимые в наше время, в котором превалирует роль денег и стремление к собственной выгоде.

Идеального общества не существует, и всегда есть люди, которые нуждаются, поэтому данная проблема постоянно должна быть во внимании.

Почему тема волонтерства должна стать актуальной для старшеклассников? Необходимо формировать «здоровое» поколение людей, для которых понятия гуманного отношения и взаимопомощи не будут чуждыми. В заведениях, где способствуют развитию прежде всего интеллектуальных  способностей ученика, очень часто формируются личности сосредоточенные на личных достижениях и ушедшие в себя, социально ущербные, на мой взгляд, не готовые общаться, разобщенные даже внутри классного «коллектива». Поэтому я считаю необходимым создание волонтерского направления работы в ддт.

Можно предполагать, что возможно создание волонтерского направления и реализация проектов в деятельности ДДТ, направленное на получение участниками знаний, опыта в этой сфере и формирования личностных качеств. Данный фестиваль привлечет интересующихся, энергичных школьников, с целью создания постоянной группы для работы в волонтерском направлении.

Гражданско-патриотическое направление:

В чём проявляется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях? Как донести до них тургеневскую мысль о том, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

В современных условиях развития России патриотическое воспитание учащихся трудно осуществлять без учета значительного политического, идеологического, социально-психологического и воспитательного потенциала образовательного процесса. Приобщение школьников к поисковой и исследовательской деятельности пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Поисковая и исследовательская работа помогают воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.

Экологическое направление:

Человек живёт, и что-то постоянно производит для своей жизни уже много тысяч лет. За это время Земля должна была превратится в огромную свалку, однако этого ещё не произошло. Это природа трудится над тем, чтобы очистить нашу Землю от продуктов нашей жизнедеятельности. Но природа уже не в состоянии перерабатывать весь наш мусор, поэтому мы должны ей помочь. Мы должны научится собирать, уничтожать наши отходы или продумать возможные способы их переработки, то есть превратить их в полезные продукты или изделия. Из стеклянной тары после соответствующей переработки производится новая стеклянная посуда. Макулатура легко перерабатывается в новую бумагу. Пластмассы можно переплавить, чтобы сделать новые изделия. Фестиваль проектов поможет в решении этой проблемы. Ведь именно не равнодушные люди являются двигателями своих идей.

Каждый гражданин должен не только знать об экологических проблемах города, но и уметь их преодолевать, а ещё лучше этих проблем не создавать. Такое поведение посильно только экологически грамотному человеку, способному правильно оценить результаты своей деятельности и умеющему не наносить вред окружающей его среде, обладающему культурой поведения и навыками бережного отношения к природе.

Участниками фестиваля могут быть учащиеся 9-11 классов Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Порядок проведения фестиваля расписан в Положении о фестивале.

Этапы фестиваля:

  1. Изучение общественного мнения через опросы. Анкеты – опросники помогут выявить подростков, которые заинтересованы в данной работе, которым есть что предложить своему городу. И так же они могут заинтересовать тех, кто не задумывался о проектной деятельности и быть первым шагом в этом направлении.
  2. Разработка Положения о Фестивале
  3. Реклама проекта. Составление информационных плакатов и расклейка их по городу. Информирование школ и подростковых организаций о проведении фестиваля.
  4. Обучение: привлечение районного совета старшеклассников к обучению проектной деятельности желающих участвовать в фестивале (под кураторством методистов Дома детского творчества). Порядок проведения расписан в  Порядке обучения.
  5. Практическая часть (защита и реализация проекта) фестиваля.

Первый этап проводится в виде защиты разработанных социальных проектов учащихся. Защита проекта предполагает выступление участников фестиваля, в ходе которого учащиеся должны продемонстрировать знания содержания выбранной проблемы, умение грамотно представить вариант ее решения и показать результативность своей деятельности. Обязательным условием является наглядное сопровождение защиты проекта.

Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской  деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.

Регламент: защита проекта – до 7 минут, ответы на вопросы жюри и аудитории – до 5 минут (жюри имеет первоочередное право постановки вопроса).

В рамках второго этапа проекты – победители получают возможность реализации идеи в течение следующего года.

Контроль реализации проектов будет проходить каждый второй вторник месяца в виде встреч и отчетов.

3. Заключение

Ожидаемые результаты:

Выявление активных учащихся СОШ Кронштадта, обучение их проектной деятельности. Формирование активной гражданской позиции, умение четко формулировать свои идеи и задачи. Получение опыта реализации.

Положение о фестивале

Опрос по волонтерской деятельности

Опрос по гражданско-патриотическому направлению

Опрос по экологической направленности