Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Кронштадтская школьная лига Выпуск №21 (июнь 2017 года) » Технологии деятельности педагогов дополнительного образования

Л.П. Матвеева. Социализация детей и подростков на основе коллективных творческих дел ЮИД (Проект «На зеленой волне»)


Автор: Матвеева Любовь Павловна, методист по профилактике ДДТ «Град чудес», стаж работы 36 лет, 1 квалификационная категория

 

Актуальность проекта.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для нашего общества. По данным статистики ГИБДД, ежедневно на дорогах России гибнут до 10 детей и около сотни несовершеннолетних получают травмы. Эти данные говорят о низкой культуре участников дорожного движения, отсутствии у подрастающего поколения достаточных знаний о поведении на дорогах. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни граждан России. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Об актуальности решения указанных задач свидетельствуют объявленное всемирной конференцией решение о признании периода 2011-2020 гг. Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения (Москва, 19-20 ноября 2009 г.), а также принятая постановлением Правительства РФ № 864 от 3 октября 2013 года  федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», где особое значение приобретает решение проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, а также повышение правосознания и ответственности  всех участников дорожного движения;

   Рассматривая проблему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), необходимо говорить о формировании у несовершеннолетних безопасного поведения на дороге, которое связано с общей культурой человека. Одной из эффективных форм работы по профилактике ДДТТ может стать развитие юидовского движения.

Из истории движения ЮИД

Отряды юных инспекторов движения (ЮИД) были созданы по инициативе начальника главного управления ГАИ МВД СССР В.В.Лукьянова и госавтоинспектора ГУГАИ МВД СССР Л.Н. Овчаренко с целью формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на дороге и активной пропаганды правил дорожного движения среди детей. 6 марта 1973 года было принято Постановление Секретариата ЦКВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР, коллегии Министерства просвещения СССР «О создании отрядов юных инспекторов движения». ЮИДовскому движению более 40 лет со дня их основания. За эти годы благодаря участию в отрядах юных инспекторов движения тысячи ребят получили первичные навыки дорожной безопасности. На сегодняшний день более 300 тысяч школьников по всей стране успешно занимаются в отрядах ЮИД, изучают правила дорожного движения, пропагандируют культуру поведения на дорогах среди своих сверстников.

Общие положения.

Деятельность районного штаба  ЮИД, организованного  в ГБУ ДО ДТТ «Град чудес» в 2014 году, направлена на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, повышение у школьников уровня культуры, знаний о правилах безопасного поведения на дорогах. Районный штаб формируется из представителей школьных отрядов ЮИД. Общая численность  составляет 10-12 человек. Отряды юных инспекторов движения – добровольные общественные объединения детей и подростков в возрасте от 8 до 16 лет.

Основные цели создания отрядов ЮИД:

- выработка ценностных ориентаций, способствующих формированию готовности к освоению норм культуры дорожного движения и безопасного поведения на улице;

- широкое привлечение учащихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей и подростков, а также взрослого населения;

- освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей и установок.

Для реализации поставленных целей районным штабом проводится работа по  различным направлениям:

  • организация и проведение акций
  • просветительская работа по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах
  • участие в слетах, конкурсах, конференциях.
  • участие в заседаниях городского и районного штабов ЮИД

Работа ЮИД строится по принципу «равный – равному». Обучение по этому принципу– это обучение, при котором сами дети и подростки  передают своим сверстникам знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту и социальному статусу.

Основная проектная идея: воспитание у школьников активной гражданской позиции, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей и подростков, с целью профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи проекта:

Способствовать:

формированию устойчивых стереотипов законопослушного поведения, умений и навыков распознавания и оценки опасностей на дорогах;

вовлечению детей и подростков в отряды ЮИД, привлечение их к участию в пропаганде безопасности дорожного движения;

  • воспитанию положительных морально-волевых качеств личности через разно­образные виды деятельности;
  • формированию положительной мотивации к принципам здорового образа жизни. сознательного, ответственного отношения  к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих;
  • созданию всевозможных условий для полноценной самореализации и развития личности детей и подростков,
  • развитию у подростков самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей.
  • накоплению опыта социальной жизни, социальных эталонов отношений и поведения.

Участники проекта: учащиеся 5-9 классов ОУ района. Срок реализации проекта: 1 год

  • Механизмы реализации проекта:
  • Проведение заседаний районного штаба ЮИД
  • Участие в работе городского штаба ЮИД
  • Просмотры обучающих видеофильмов
  • Организации и проведение тематической фотовыставки
  • Участие в работе слетов юных инспекторов движения, конференциях
  • Организация и проведение танцевальных флешмобов
  • Организация и проведение конкурсов, игр, тематических бесед и т.д.
  • Проведение обучающих мастер-классов
  • Проведение районных акций с участие инспектора ГИБДД

Ресурсы:

Актуальность проекта.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для нашего общества. По данным статистики ГИБДД, ежедневно на дорогах России гибнут до 10 детей и около сотни несовершеннолетних получают травмы. Эти данные говорят о низкой культуре участников дорожного движения, отсутствии у подрастающего поколения достаточных знаний о поведении на дорогах. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни граждан России. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Об актуальности решения указанных задач свидетельствуют объявленное всемирной конференцией решение о признании периода 2011-2020 гг. Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения (Москва, 19-20 ноября 2009 г.), а также принятая постановлением Правительства РФ № 864 от 3 октября 2013 года  федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», где особое значение приобретает решение проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, а также повышение правосознания и ответственности  всех участников дорожного движения;

   Рассматривая проблему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), необходимо говорить о формировании у несовершеннолетних безопасного поведения на дороге, которое связано с общей культурой человека.

Одной из эффективных форм работы по профилактике ДДТТ может стать развитие юидовского движения.

Из истории движения ЮИД

Отряды юных инспекторов движения (ЮИД) были созданы по инициативе начальника главного управления ГАИ МВД СССР В.В.Лукьянова и госавтоинспектора ГУГАИ МВД СССР Л.Н. Овчаренко с целью формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на дороге и активной пропаганды правил дорожного движения среди детей.

6 марта 1973 года было принято Постановление Секретариата ЦКВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР, коллегии Министерства просвещения СССР «О создании отрядов юных инспекторов движения».


План-карта действий штаба ЮИД по реализации проекта:

Действия ЮИД

Сроки проведения

1.

Районная акция «Мы хотим жить в безопасности» (совместно с ОГИБДД)

01 09.2016 г.

2.

Разработка памяток о необходимости ношения светоотражателей

сентябрь  2016 г.

3.

Проведение акции «Пора засветиться!»

29.09.2016 г.

4.

Участие в заседании городского штаба ЮИД «Планирование деятельности штаба ЮИД на 2016-2017 учебный год»

06.10.2016 г.

5.

Заседание районного штаба ЮИД «Подготовка а акции, посвященной Всемирному Дню памяти жертв»

07..10.2016 г.

6.

Разработка памяток для пешеходов

сентябрь-октябрь 2016 г.

7.

Проведение районной акции «Пешеход на переход!» (совместно с ОГИБДД)

07.10.2016г.

8.

Обучающий мастер-классе для членов районного штаба по изготовлению журавликов и ангелочков ко Всемирному Дню памяти жертв ДТП

13.10.2016 г.

9.

Городской слет семинар ЮИД

14.10-16.10.2016г.

10.

Проведение мастер-классов для младших школьников на базе школ по изготовлению журавликов и ангелочков ко Всемирному Дню памяти жертв ДТП

ноябрь 2016 г.

11.

Городская акция, посвященная Всемирному дню памяти жертв ДТП (совместно с ОГИБДД)

18.11.2016 г.

12.

Заседание районного штаба ЮИД  «Подготовка а акции «Безопасные каникулы или «правильный Новый год»

13.12.2016 г.

13.

Городской слет-семинар для городского штаба общественного движения «Юный инспектор движения» С-Пб

16-18.12.2016 г.

14.

Изготовление новогодних поделок по тематике ПДД (подготовительный этап городской акции «Безопасные каникулы или «правильный Новый год»

декабрь 2016 г.

15.

Городская акция «Безопасные каникулы или «правильный Новый год»

24.12.2016 г.

16.

Заседание районного штаба ЮИД «Итоги деятельности штаба за первое полугодие 2016-2017 учебный год»

19.01.2017 г.

17.

Заседание городского штаба ЮИД

(знакомство с музеем ГАИ, социальное проектирование)

13.03.2017 г.

18.

Подготовка писем-обращений к водителям

от учащихся школ

март 2017 г.

19.

Районная акция «Водитель,
внимание! У школьников каникулы» (совместно с ОГИБДД)

23.03.2017 г.

20.

Организация и проведение фотовыставки «Мой малыш в автомобиле»

апрель  2017 г.

21

Подготовка к районная акция «Сбавь скорость. Сохрани жизнь!»

Апрель 2017 г.

22.

Участие в III детской открытой городской конференции ЮИД  «Движение ЮИД – за безопасность на дорогах» (обобщение опыта работы районного штаба ЮИД)

11.04.2017 г.

23.

Районная акция в рамках Всемирной семейной  акции «Сбавь скорость! Сохрани жизнь!»

08.05-14.05.2017 г.

24.

Подготовка к игровой программе для детей-инвалидов «Движение с уважением»

май  2016 г.

25.

Игровая программа для детей-инвалидов «Движение с уважением» совместно с ОГИБДД (помощь в проведении игровых станций, танцевальный флешмоб)

23.05.2017 г.

26

Итоговое заседание районного штаба ЮИД «Итоги деятельности штаба ЮИД в 20116-2017 учебном году. Перспективное планирование»

26.05.2017 г.

27.

Танцевальный флешмоб «Безопасное движение» для воспитанников дс №2

01.06.2017 г.

28.

Районная акция. Рисунок на асфальте «Мы за безопасное детство» (совместно С ОГИБДД)

01.06.2017 г.

Ожидаемые результаты:

  • активизация деятельности отрядов ЮИД;
  • приобретение детьми и подростками  необходимых знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах;
  • адекватное восприятие возможных опасных ситуаций;
  • сформированность знаний, умений и навыков в сфере дорожного движения;
  • выработанная система творческого саморазвития личности.
  • повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе, повышение социальной ответственности
  • развитие личностных качеств учащихся (самостоятельность в принятии правильных решений, дисциплинированность, тактичность, толерант­ность по отношению к окружающим, самоконтроль);
  • формирование умений и навыков индивидуальной и коллективно-творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества;
  • приобретение социального опыта.

Заключение

Особую роль в приобретении опыта социальных отношений и освоении новых социальных ролей имеют детские общественные организации и объединения. Являясь участниками городского движения ЮИД, участвуя в мероприях юных инспекторов движения, организовывая акции, обучающиеся приобретают навыки безопасного поведения на дорогах. У детей и подростков формируются такие качества, как самостоятельность в принятии правильных решений, дисциплинированность, тактичность, толерантность по отношению к окружающим людям, самоконтроль, умение передачи своего опыта сверстникам и младшим школьникам. Ребята, занимающиеся в отрядах ЮИД на протяжении нескольких лет, готовы творить, проявлять инициативу, умеют использовать полученные знания по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах, понимая и осознавая важность свой деятельности как для города, так и для страны. Применяемые формы и методы работы стимулируют активность, способствуют созданию ситуации успеха, что является значимым для каждого юидовца. Детское движение ЮИД является мощным воспитательным инструментом в формировании гражданской позиции подрастающего поколения.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу. Об эффективности данного проекта можно судить по использованию творческих, активных форм и методов обучения и воспитании детей.
Взаимодействие с сотрудниками ОГИБДД в ходе реализации проекта создает условия для привития у детей и подростков устойчивых навыков безопасного поведения на дороге,  воспитывает уважение к профессии полицейского.