Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №20 (март 2017 года) » Использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

З.П. Бархатова. О.В. Кобчикова. "Использование медиапродукта, как методического ресурса, в образовательном процессе"


Автор: Бархатова Зоя Павловна, заместитель директора, методист ГБУ ДО ДДТ  «Град чудес», стаж работы 33 года, первая квалификационная категория.

 


Автор: Кобчикова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ  «Град чудес» стаж работы 21 год, высшая квалификационная категория.

 


Одним из путей решения проблемы повышения у обучающихся интереса к творчеству, к занятиям в дополнительном образовании, является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, привела к переосмыслению методов обучения и преподавания. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют разнообразить формы и средства обучения. Учебное кино – фильм, созданный в качестве средств обучения, (а в нашем случае и создание этих фильмов) является обучающим моментом, повышает творческую активность детей и подростков.

Учебные видеоролики, являются учебно-методическим ресурсом детской киностудии "Радужка" и студии "Флористика", а также предназначены для использования педагогами дополнительного образования художественной и технической направленности. Данный материал представляет собой сборник из нескольких фильмов. Каждый из фильмов – это законченный и самостоятельный продукт, который может быть использован педагогами для обучения по своему усмотрению: либо как часть урока, либо как отдельная тема для целого урока, либо как средство для побуждения к творческой деятельности.

Одной из самых эффективных форм обучения, можно назвать мастер-класс. Видео ролики, представленные авторами, - это мастер-классы, в которых раскрывается технологические процессы работы с природным материалом, песком, красками и водой (техника эбру), в компьютерной программе.

Цели и задачи:

1. Развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

•подготовка обучающихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

•повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

•выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Преимущества для педагога в использовании данного медиапродукта:

  • позволяет разнообразить любое занятие;
  • позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужной пропорции;
  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;
  • экономит учебное время;
  • обучающиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов;
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • может быть использован многократно.
  • может применяться обучающимися дома для повторения или самостоятельного изучения материала.
  • может применяться для дистанционного обучения, через интернет.

В то же время, процесс создания учебных фильмов в детской киностудии позволяет:

  • Совершенствовать навыки работы с фотокамерой.
  • Закреплять навыки работы в монтажной программе Pinnacle Studio.
  • Расширять контакты и партнёрские отношения между обучающимися различных студий. Так, без обучающихся студии «Флористика», которые обучаются 4-й год, было бы невозможно создавать фильмы для обучающихся этой же студии 1 и 2-го года обучения.

Наиболее привлекательным и перспективным направлением развития образовательных видеотехнологий является создание собственных видеофильмов. Обучающиеся старших годов обучения выступают в роли разработчиков и исполнителей фильма. Создание учебных видеороликов является формой усвоения, закрепления и коррекции знаний обучающихся детской киностудии и студии «Флористика». Занимательность материалов, представляемых с помощью учебных роликов, – безгранична. Непроизвольное внимание новичков вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения. Создание учебного фильма позволяет удовлетворить одну из главных потребностей детей – почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности.

При работе над учебным фильмом дети не только овладевали чисто техническими навыками производства фильма. Они включались в процесс творчества, активно мыслили и говорили. Выбор подходящих тем и сюжетов, написание вариантов сценария, обсуждение сценария, обсуждение текстов, подбор материалов для анимирования и декораций, сам процесс съемки и монтаж готовых фильмов, написание титров или текста закадровой речи проходило в обстановке коллективного обсуждения. Когда надо было не только представить свои идеи и работы, но еще и обосновать свою точку зрения. При создании видеофильмов обучающиеся стремились не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, композицию кадра, дополнить изображение музыкальным сопровождением.

Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеофильма. Каждому этапу свойственны особые задачи и средства, позволяющие решить эти задачи.

1 этап: - опрос руководителей объединений на предмет необходимости создания учебных фильмов для конкретных студий (обучающиеся вместе с педагогом);

2 этап:- выбор темы и написание сценария (привлечение к работе обучающихся студии «Флористика»). Этот этап носит информационно-мотивационный характер. На этом этапе обучающиеся выступают в роли авторов сценария и, прежде всего, должны определить для себя, что нужно снимать и зачем.

3 этап: - непосредственная съёмка кадров и видео для учебных фильмов (обучающиеся студии флористика и киностудии).

Когда был написан сценарий, выбраны соответствующие сюжеты, место проведения съемок, приступаем к съемке фильма.

4 этап: - монтаж видео фильмов (обучающиеся киностудии). Основная роль на этом этапе отводилась систематизации видеоматериала в определенном логическом порядке.

Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве, а фильм должен быть кратким, лаконичным, емким по содержанию, "скупым", но выразительным и точно отвечать своей главной задаче - ради чего он снимался.

5 этап: - вставка в ролик текста и музыкального сопровождения (обучающиеся киностудии).

Синхронный звук, как правило, используется при проведении событийных видеосъемок. Несинхронные звуки помогают создавать определенный эмоциональный настрой.

6 этап: - вывод готового продукта, показ учебных роликов на занятиях в объединениях «Флористика» и «Детская киностудия».

Видео ролики не могут вытеснить «живое» обучение и общение с учащимися, но помогают разнообразить учебный процесс, привнести в него элемент игры, повысить мотивацию, снизить утомляемость  – ученик смотрит яркое и красивое видео (элемент развлечения), но в то же время учится, запоминает последовательность работы.

Использование учебных фильмов на занятиях позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • повысить объем выполняемой работы на занятии;
  • улучшить контроль знаний;
  • сформировать навыки исследовательской деятельности;
  • видеоматериал из данного сборника может быть размещен на образовательных сайтах, связанных с предметом технологии и изобразительного искусства и использоваться педагогами ДПИ, ИЗО и компьютерными студиями.