СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Бондаренко Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ начальная школа-детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
|
Испокон века книга растит человека.
Народная мудрость
В нашей школе разработан школьный долговременный проект "Я и мир вокруг меня". И я как классный руководитель организую работу в рамках этого проекта с 1 по 4 класс. Цель проекта: организовать жизнь коллектива в целом и каждого ученика класса интересно, с пользой для духовного роста и накопления жизненного опыта. Проект включает в себя подпроекты и я бы хотела поделиться опытом работы по одному из них.
Поскольку существует не только школа, но и семья, то ответственность за нежелание брать книгу в руки лежит в том числе и на родителях. Сколько раз сами родители берут книги в руки в присутствии своего ребёнка? Обсуждают ли дома, прочитанные ребёнком произведения?
В рамках первого собрания для родителей первоклассников мной был проведен опрос: «Читаете ли вы с детьми дома?». Результаты получились следующие:
- каждый день - 30%;
- когда попросит - 40%;
- иногда - 30%.
- да - 60%;
- нет - 5%;
- иногда - 35%.
- энциклопедии, книги познавательного содержания - 40%;
- журналы и комиксы - 20%;
- сказки - 30%;
- нет определенных предпочтений - 10%.
По результатам опроса и беседы с родителями я сделала вывод, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Хотя на вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваши дети любили читать?" «Да» ответили все. «Обсуждаете ли прочитанное?" - утвердительный ответ дали большинство родителей. Прекрасный результат, но, честно говоря, не верится, что это так. Потому что на вопрос "Что читают ваши дети?" подавляющее число пап и мам дали самые общие ответы: журналы, энциклопедии, комиксы. К сожалению, телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. А, как известно, непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах. Кроме этого, из семьи уходит замечательная традиция совместного чтения. Таким образом, одной из приоритетных проблем нашего общества становится приобщение ребёнка к чтению.
Так у меня родилась идея создать подпроект " Я - читатель", который сможет в какой-то мере решить эти задачи. Педагоги нашей школы и педагог дополнительного образования поддержали идею проекта и активно включились в работу.
Состав проектной группы: педагоги, воспитатели ГПД, ученики и родители школы №662.
Время работы проекта: 4 года(1 - 4 класс)
Форма организации: групповая, индивидуальная, коллективная.
Методы, которые используются в деятельности проекта:
- Словесные методы обучения: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение.
- Наглядные методы обучения: рассматривание иллюстраций, картин.
- Практические методы обучения :тренинг ,репетиция ,подготовка и показ творческих работ
Форма продукта проектной деятельности: творческие работы учащихся, концерты, тематические встречи и конференции, спектакли, праздники, экскурсии.
Цель проекта: приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы.
Задачи проекта:
- помочь обучающимся осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- помочь детям научиться высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
И одна из важнейших задач для этого проекта - приобщить родителей к совместному чтению с детьми
В нашем проекте мы выделили следующие подпроекты:
- "Громкие чтения";
- "В стране фантазий и проказ";
- "Это знакомое имя - Пушкин";
- "Поэтическая тетрадь";
- "Басня-маленькая пьеса";
- "Поэтика прозы".
Коротко расскажу о каждом из них.
Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа для большинства детей становится местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой,
а, следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей, поэтому один из подпроектов это - "Громкие чтения".
Чтение вслух популярно во всем мире, опровергая мнение о том, что читать нужно только детям, которые сами не умеют читать. Кроме того громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста, дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, посмаковать вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. Чтение вслух текста проводится образно с обязательными последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.
В рамках работы над подпроектом "В стране фантазий и проказ" дети знакомятся с произведениями следующих писателей: Даниил Хармс, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков. Поэтическая особенность этих авторов - игра словом, звуком, игровые ситуации.
Формы работы в этом подпроекте это - речевые разминки, речевой тренинг и речь в движении, чтение стихов сольно и хором, этюды-зарисовки, подвижные игры. Итогом работы над этим подпроектом является спектакль-игра «В стране фантазий и проказ».
Следующий подпроект - "Это знакомое имя - Пушкин". Кто-то спросит, почему именно Пушкин? Отвечу словами современника Александра Сергеевича, Аполлона Григорьева: «Пушкин- наше всё!" В рамках работы над этим подпроектом дети знакомятся с биографией Александра Сергеевича, читают его стихи и сказки, инсценируют сказки, проводятся тематические встречи - разговоры с родителями и учениками. Как итог работы в 4-м классе организуется поездка - экскурсия в Царскосельский Лицей "Пушкинский фестиваль", во время которой дети читают стихи, там, где творил Пушкин и его товарищи.
В рамках работы над подпроектом "Поэтическая тетрадь" ученики знакомятся с поэтическими текстами русских поэтов, педагоги учат выразительно читать стихи и организуют работу по созданию поэтического концерта-конкурса "В мире русской поэзии" и праздника поэзии "Золотая осень".
Следующий подпроект - "Басня - маленькая пьеса". В рамках работы над этим подпроектом происходит знакомство с басней как с литературным жанром от Эзопа до наших дней. Учащиеся делают открытие, что особенность басен И.А.Крылова - театральность. Затем выбирается басня для чтецкого и театрального представления. Дети готовятся к показу спектакля " О том, как в баснях говорят".
В рамках работы над направлением "Поэтика прозы" ученики знакомятся с творчеством писателя Андрея Платонова, внимательно читают тексты рассказов и обсуждают прочитанное, учатся читать с листа, заучивают прозаический отрывок наизусть, работают над аннотацией прочитанного рассказа.
Одна из форм работы над этим подпроектом - это опрос родителей и других родственников учеников о любимых книгах детства. И как результат в классе формируется "Золотая библиотека". Также итогом работы над этим подпроектом является создание дискуссионного клуба «Одна книга - множество мнений».
Ожидаемые результаты проекта:
В результате проектной деятельности формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это:
- сформированная потребность в систематическом чтении;
- создание сборника аннотаций на прочитанные книги;
- создание дискуссионного клуба "Одна книга-множество мнений";
- участие в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- составление "Золотой библиотеки класса";
Как итог работы, в конце 4 класса, - проведение совместной с родителями встречи в форме круглого стола "Семейное чтение".
Кроме этого проект организует ребенка-ученика, дает возможность развивать индивидуальные способности, накапливать новые выразительные средства речи, проявления в творчестве.
Конечно, без поддержки родителей было бы трудно справиться с поставленными задачами. Родители принимают самое непосредственное участие во всех проводимых мероприятиях, в показах творческих работ, вместе с детьми ведут подготовку к праздникам, мероприятиям и могут также проявить себя в творчестве.
Воспитать увлечённого читателя трудно. Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Этому и способствует проект "Я - читатель", разработанный мной в нашем учреждении на основе личного опыта и материалов педагогов, занимающихся данной проблемой. Моя работа над этим проектом не завершается. И я надеюсь на заинтересованность им как детей и родителей, так и педагогического коллектива и жду от проекта положительных результатов.