Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №19 (декабрь 2016 года) » Воспитание в школе

Е.Ю.Бондаренко. Школьный долговременный проект "Я - Читатель"


Автор: Бондаренко Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ начальная школа-детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

 

Испокон века книга растит человека.

Народная мудрость

 

В нашей школе разработан школьный долговременный проект "Я и мир вокруг меня". И я как классный руководитель организую работу в рамках этого проекта с 1 по 4 класс. Цель проекта: организовать жизнь коллектива в целом и каждого ученика класса интересно, с пользой для духовного роста и накопления жизненного опыта. Проект включает в себя подпроекты и я бы хотела поделиться опытом работы по одному из них.

Поскольку существует не только школа, но и семья, то ответственность за нежелание брать книгу в руки лежит в том числе и на родителях. Сколько раз сами родители берут книги в руки в присутствии своего ребёнка? Обсуждают ли дома, прочитанные ребёнком произведения?

В рамках первого собрания для родителей первоклассников мной был проведен опрос: «Читаете ли вы с детьми дома?». Результаты получились следующие:

  1. Часто ли вы читаете ребенку книги?

 - каждый день - 30%;

 - когда попросит - 40%;

 - иногда - 30%.

  1. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанное?

 - да - 60%;

 - нет - 5%;

 - иногда - 35%.

  1. Какие книги предпочитает ваш ребенок?

 - энциклопедии, книги познавательного содержания - 40%;

 - журналы и комиксы - 20%;

 - сказки - 30%;

- нет определенных предпочтений - 10%.

По результатам опроса и беседы с родителями я сделала вывод, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Хотя на вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваши дети любили читать?" «Да» ответили все. «Обсуждаете ли прочитанное?" - утвердительный ответ дали большинство родителей. Прекрасный результат, но, честно говоря, не верится, что это так. Потому что на вопрос "Что читают ваши дети?" подавляющее число пап и мам дали самые общие ответы: журналы, энциклопедии, комиксы. К сожалению, телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. А, как известно, непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах. Кроме этого, из семьи уходит замечательная традиция совместного чтения. Таким образом, одной из приоритетных проблем нашего общества становится приобщение ребёнка к чтению.

Так у меня родилась идея создать подпроект " Я - читатель", который сможет в какой-то мере решить эти задачи. Педагоги нашей школы и педагог дополнительного образования поддержали идею проекта и активно включились в работу.

Состав проектной группы: педагоги, воспитатели ГПД, ученики и родители школы №662.

Время работы проекта: 4 года(1 - 4 класс)

Форма организации: групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы, которые используются в деятельности проекта:

 - Словесные методы обучения: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение.

 - Наглядные методы обучения: рассматривание иллюстраций, картин.

 - Практические методы обучения :тренинг ,репетиция ,подготовка и показ творческих работ

Форма продукта проектной деятельности: творческие работы учащихся, концерты, тематические встречи и конференции, спектакли, праздники, экскурсии.

Цель проекта: приобщить детей и их родителей  к чтению художественной литературы.

Задачи проекта:

 - помочь обучающимся осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

 - сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

 - помочь детям научиться высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

И одна из важнейших задач  для этого проекта - приобщить родителей к совместному чтению с детьми

В нашем проекте мы выделили следующие подпроекты:

 - "Громкие чтения";

 - "В стране фантазий и проказ";

 - "Это знакомое имя - Пушкин";

 - "Поэтическая тетрадь";

 - "Басня-маленькая пьеса";

 - "Поэтика прозы".

Коротко расскажу о каждом из них.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа для большинства детей становится местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой,

а, следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей, поэтому один из подпроектов это - "Громкие чтения".

Чтение вслух популярно во всем мире, опровергая мнение о том, что читать нужно только детям, которые сами не умеют читать. Кроме того громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста, дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, посмаковать вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. Чтение вслух текста проводится образно с обязательными последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.

В рамках работы над подпроектом "В стране фантазий и проказ" дети знакомятся с произведениями следующих писателей: Даниил Хармс, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков. Поэтическая особенность этих авторов - игра словом, звуком, игровые ситуации.

Формы работы в этом подпроекте это - речевые разминки, речевой тренинг и речь в движении, чтение стихов сольно и хором, этюды-зарисовки, подвижные игры. Итогом работы над этим подпроектом является спектакль-игра «В стране фантазий и проказ».

Следующий подпроект - "Это знакомое имя - Пушкин". Кто-то спросит, почему именно Пушкин? Отвечу словами современника Александра Сергеевича, Аполлона Григорьева: «Пушкин- наше всё!" В рамках работы над этим подпроектом дети знакомятся с биографией Александра Сергеевича, читают его стихи и сказки, инсценируют сказки, проводятся тематические встречи - разговоры с родителями и учениками. Как итог работы в 4-м классе организуется поездка - экскурсия в Царскосельский Лицей "Пушкинский фестиваль", во время которой дети читают стихи, там, где творил Пушкин и его товарищи.

В рамках работы над подпроектом "Поэтическая тетрадь" ученики знакомятся с поэтическими текстами русских поэтов, педагоги учат выразительно читать стихи и организуют работу по созданию поэтического концерта-конкурса "В мире русской поэзии" и праздника поэзии "Золотая осень".

Следующий подпроект - "Басня - маленькая пьеса". В рамках работы над этим подпроектом происходит знакомство с басней как с литературным жанром от Эзопа до наших дней. Учащиеся делают открытие, что особенность басен И.А.Крылова - театральность. Затем выбирается басня для чтецкого и театрального представления. Дети готовятся к показу спектакля " О том, как в баснях говорят".

В рамках работы над направлением "Поэтика прозы" ученики знакомятся с творчеством писателя Андрея Платонова, внимательно читают тексты рассказов и обсуждают прочитанное, учатся читать с листа, заучивают прозаический отрывок наизусть, работают над аннотацией прочитанного рассказа.

Одна из форм работы над этим подпроектом - это опрос родителей и других родственников учеников о любимых книгах детства. И как результат в классе формируется "Золотая библиотека". Также итогом работы над этим подпроектом является создание дискуссионного клуба «Одна книга - множество мнений».

Ожидаемые результаты проекта:

В результате проектной деятельности формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это:

 - сформированная потребность в систематическом чтении;

 - создание сборника аннотаций на прочитанные книги;

 - создание дискуссионного клуба "Одна книга-множество мнений";

 - участие в конкурсах чтецов и рассказчиков;

 - составление "Золотой библиотеки  класса";

Как итог работы, в конце 4 класса, - проведение совместной с родителями встречи в форме круглого стола "Семейное чтение".

Кроме этого проект организует ребенка-ученика, дает возможность развивать индивидуальные способности, накапливать новые выразительные средства речи, проявления в творчестве.

Конечно, без поддержки родителей было бы трудно справиться с поставленными задачами. Родители принимают самое непосредственное участие во всех проводимых мероприятиях, в показах творческих работ, вместе с детьми ведут подготовку к праздникам, мероприятиям и могут также проявить себя в творчестве.

Воспитать увлечённого читателя трудно. Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Этому и способствует проект "Я - читатель", разработанный мной в нашем учреждении на основе личного опыта и материалов педагогов, занимающихся данной проблемой. Моя работа над этим проектом не завершается. И я надеюсь на заинтересованность им как детей и родителей, так и педагогического коллектива и жду от проекта положительных результатов.


Следующая статья »