Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №19 (декабрь 2016 года) » Воспитание в школе

Н.В. Гриб. Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младших школьников


Автор: Гриб Надежда Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 425 им. академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория.

В учительской среде ходит поговорка «трудно быть Богом и педагогом». Современное общество ставит перед нами очень сложные воспитательные задачи. И то, как мы с ними справимся, таковым будет духовное здоровье нашей нации.

Есть много замечательных слов, которые могли бы стать педагогическим девизом любого воспитателя, я для себя сформулировала его так:

Дела? Проблемы? Все пустое! Душа ребенка – вот святое!

Цветок в душе еще так мал! Успей полить, чтоб не завял!

Как много цветов детской души остаются так и нераспустившимися! Как часто педагог не находит ту живительную влагу, которая способна разбить цветущий сад в душе ребенка! Мой девиз говорит о желании и возможности разбить такой сад!!! На мой взгляд, воспитание – питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным.

Образование – ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой. Еще Св. Прав. Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце…» Следует не только передавать нашим ученикам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Успешность процесса образования и воспитания, ориентированного на социальные ожидания, невозможен без внедрения в процесс обучения и воспитания новых технологий, приемов и способов взаимодействия с учащимися. Полученный результат обучения усилит мотивацию к повышению квалификации.

Родители будут уверены в безопасной, успешной, комфортной среде обучения, развития, воспитания; будут готовы к сотрудничеству со школой, с классным руководителем, будут воспринимать образование, как инвестиционный процесс, так как жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать. При этом устанавливается неразрывная связь поколений. Для того, чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет.

Если мы желаем добра себе и своим детям - мы сами должны быть для них хорошим примером. Учась у родителей, дети будут поступать так же. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека. Поэтому одна из главных задач школы - создание системы взаимодействия с семьей.

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя в условиях реализации ФГОС должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеурочную внеклассную деятельность.

В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы, со стороны классного руководителя. Это и определило выбор ключевой идеи моей воспитательной работы с классом: Создание системы взаимодействия семьи и классного руководителя в вопросах обучения, воспитания и развития моих учеников. Целью моей работы стало создание единого воспитательного пространства, через взаимодействие семьи и классного ученического коллектива, обеспечивающее гармоничное развитие личности моих учеников.

Согласно цели я поставила для себя задачи:

 - Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи;

 - Формирование системы социально- ценностных отношений моих учеников посредством включения их родителей в активную деятельность;

 - Формирование традиций в классном коллективе.

И определила принципы своей работы:

1. Принцип объективности и последовательности;

2. Принцип субъективности и многосубъективности;

3. Принцип толерантности;

4. Принцип доброты и заботы.

Основными направлениями моей работы являются:

 - Организация деятельности классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьёй. Работая в этом направлении, я использую современные средства коммуникаций, такие как портал «Петербургское Образование», электронный дневник, группа в Контакте, а так же печатные информационные средства буклеты: школьную газету «Школьный вестник», листовки;

 - Организация работы коллектива родителей. Организуя работу в этом направлении, я обязательно учитываю образ современного родителя: молодой, эмоциональный, энергичный, активный, амбициозный. Эти качества позволяют создать актив класса, который готов помогать в организации учебно-воспитательной работы;

 - Психолого-педагогическое просвещение современного родителя. К работе в этом направление, я привлекаю специалистов: психологов, логопедов-дефектологов, социального педагога.

Все эти направления работы поставили передо мной вопросы: как наиболее эффективно взаимодействовать с родителями? Какие выбрать методы и формы?

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия семьи и школы является, конечно, родительское собрание. Но что сделать для того, чтобы собрание было эффективным, вызывало живой отклик у современных родителей? Работая в этом направлении, я создала систему инновационных форм проведения родительских собраний, привлекательных для современных родителей: мастерские семейного опыта, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, собрания-диспуты, родительские ринги, собрания совместно с детьми.

Остановлюсь на некоторых видах родительских собраний, кратко их характеризуя.

Для того, чтобы объединить родителей и создать коллектив единомышленников, я провожу круглые столы и родительские ринги. Эти формы работы позволяют не только объединять родителей, но и обозначать возникающие проблемы и находить их решения. Но есть проблемы и вопросы, которые возможно решить только с помощью специалистов (психолога, логопеда, соц.педагога). Такую возможность дают родительские ринги. Примерные темы родительских рингов:

1 класс: «Что вы делаете, если у вашего ребенка есть проблемы с дисциплиной?», «Трудности школьного урока. В чем они состоят?»;

2 класс: "За" и "против" школьной формы;

3 класс: «Можно ли наказывать ребенка, и если можно, то как?»;

4 класс: «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?».

Следующая форма работы - родительские вечера. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственные дети. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны научить слушать и слышать друг друга и самого себя.

Очень интересной, на мой взгляд, формой работы с родителями являются родительские чтения. Они дают возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. У родителей появляется желание не только слушать мои лекции, но и изучать литературу самостоятельно.

Самый простой способ показать родителям, что их дети каждый день открывают для себя что-то интересное и учатся чему-то новому - это, конечно же, проведение совместного собрания детей и их родителей. В моих классах сложилась хорошая традиция проведения таких собраний. Цель таких собраний - раскрыть важность семьи для становления человека; способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми; воспитывать чувство уважения к своим родителям и чувство гордости за своих детей. Такие собрания я провожу один раз в год. Темы собраний подбираю в зависимости от возраста, а также интересов коллектива детей и родителей.

1 класс: собрание-игра «Большая разница». 2 класс: «Круглый стол «7 я – моя радость». 3 класс: «Наши семейные традиции и ценности». 4 класс: «Творческая мастерская семьи».

Совместное участие даёт возможность родителям взглянуть на мир глазами ребёнка и открыть для себя мир детства.

Одной из приветствуемых мною форм взаимодействия с родителями в моих классах является родительский кружок. Любой, увлеченный родитель, может организовать работу кружка в классе. Его направленность, охват учащихся решается конкретно в каждом случае. Я, как классный руководитель, в этом случае не устраняюсь от работы, а являюсь непосредственным помощником. Форма проведения занятий различна: беседы, экскурсии, фотовыставки, оформление газет и др. В нашем классе действует театральная мастерская. Ее работа заключается в обучении актерскому мастерству, мастерству каскадеров, подготовке спектаклей, посещение театров, оформление фотоотчетов, выпуск стенгазет о пройденной работе. Инициаторами данной работы являются родители, имеющие театральное образование и желание работать на благо и заинтересованность наших детей. Видя, с каким азартом и интересом ребята принимают в этом участие, и другие родители стали подключаться к этой творческой работе. Одна мама организовала обучение фотографированию, бабушка ученика организовала мастер-класс по росписи имбирного печенья. О результатах проделанной работы мы рассказываем на творческих вечерах, круглых столах, классных часах. И всегда это вызывает шквал положительных эмоций, как у детей, так и у родителей.

Не менее интересной формой взаимодействия с родителями, которой я пользуюсь в своей практике являются заочные конкурсы. Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком-либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я провожу конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков, выполненных мамами), «Лучший почерк» (в прописях у первоклашек), «Папины руки» (выставка поделок, выполненных папами), «Из бабушкиного сундучка» (работы народного промысла, выполненные руками бабушек и дедушек).Тематика конкурсов, вовлечение в них всех членов семьи моих учеников зависят от выдумки учителя. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов я приглашаю своих детей-выпускников среднего и старшего звена, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, самое главное условие делать это в присутствии детей.

В своей работе я задействую не только пространство класса и школы, но и использую огромный культурный потенциал района и города. Родители принимают активное участие в классных, школьных, районных праздниках; во всевозможных поездках не только в Санкт-Петербург и область, но и другие регионы нашей страны. Участвуя в таких мероприятиях, родители становятся непосредственными участниками образовательного и воспитательного процессов. У них формируется стойкое положительное отношение к школе и всему, что делает классный руководитель. Создание единого воспитательного пространства, взаимодействие родителей, учеников и классного руководителя обеспечивают высокое качество образования и воспитания.

Результатами работы по данной системе являются:

1. Успешное освоение школьниками программы государственного образовательного стандарта. (100% успеваемость);

2. Сформированность высокого уровня воспитанности учащихся:

 - качества гражданина своей страны (отношение к Родине, уважение государственных символов, традиций, потребность в служении Отечеству и народу).

 - качества школьника (старательность и добросовестность, трудолюбие);

 - ценностные ориентиры (умение отстаивать свои убеждения и взгляды, семья, знания, культура, труд).

 - качества семьянина (уважение к родителям, братьям, сестрам, интерес к родословной семьи, умение строить отношения с людьми на основе партнерства, семейные ценности).

 - качества делового человека (уверенность в себе, умение преодолевать трудности, готовность и способность сотрудничать с другими людьми).

3. Уровень развития качества знаний, умений и навыков учащихся:

 - сформированность положительной социально-значимой мотивации учения;

 - умение проектирования, ориентации и анализа учебно-познавательной деятельности;

 - сформированность творческих качеств личности, творческого мышления, решения нестандартных задач,

4. Готовность к продолжению образования.

Результатами работы по данной системе являются победы моих учеников в районных, городских предметных олимпиадах, творческих конкурсах.

Ученики моего класса легко проходят период адаптации, переходя в пятый класс. Они показывают достойные знания по предметам, продолжают одерживать побед, становясь призерами различных конкурсов, фестивалей районного и городского уровня.

Высшей оценкой моей работы считаю светящиеся радостью и любовью глаза моих учеников, слова благодарности и уважения от их родителей.

Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперед - сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей.