Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №19 (декабрь 2016 года) » Общее образование

Т.В.Мироненко. Методическая разработка урока «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные»

Автор: Мироненко Тамара Владимировна, учитель биологии ГБОУ СОШ №425 им. академика П.Л. Капицы, стаж работы 35 лет, высшая квалификационная категория.

 

 

Методическая разработка урока «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные»

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Особо подчеркивается, что учащиеся должны самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Современные образовательные технологии (такие как метод проектов, «дебаты», технология развития критического мышления, исследовательские и дискуссионные технологии) направлены на развитие творческого мышления, коммуникативных способностей, способности к самообразованию.

Урок «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные» проводится с использованием технологии развития критического мышления. Эта технология направлена на повышение культуры индивидуальной работы с информацией. Она помогает обучать учащихся анализировать и делать самостоятельные выводы, способствует формированию коммуникативных способностей учащихся.

Актуальность методической разработки заключается в возможности формирования ключевых компетентностей учащихся. Проведение уроков по технологии развития критического мышления позволяет повышать интерес к предмету.

Структура педагогической технологии развития критического мышления стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Технология включает три стадии (фазы).

Первая стадия – «Вызов». Эта стадия направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активации их деятельности, мотивации к дальнейшей работе.

Вторая стадия – «Осмысление содержания». Эта стадия направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, происходит постепенное продвижение от знания старого к новому.

Третья стадия – «Рефлексия». На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Задачи урока:

  • создать условия для формирования знаний учащихся о том, что млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные, изучить внешнее, внутреннее строение и особенности размножения млекопитающих, выделяя черты высокой организации этих животных;
  • развивать логическое мышление учащихся, познавательный интерес к биологии, умения кратко и точно излагать свои мысли;
  • воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты

Предметные:

  • выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие
  • обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов
  • оценивать признаки в организации млекопитающих, позволяющие их считать эволюционно высокоразвитыми животными

Метапредметные:

  • познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; передавать содержание в сжатом виде; работать с натуральными объектами; обобщать и систематизировать знания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы
  • регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; осуществлять рефлексию своей деятельности;
  • коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Личностные:

  • формирование и развитие познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры;
  • эстетическое восприятие объектов природы;
  • умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности

 

 Средства обучения:

образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран, скелет кролика, муляж головного мозга млекопитающих.

Ход урока:

1. Учитель предлагает ученикам назвать известных им млекопитающих животных. После ответов учеников говорит о том, что людей всегда интересовали животные этого класса, потому что из всего царства животных люди наиболее тесно связаны с млекопитающими; некоторых из них они одомашнили. Человек разумный – вид, представителями которого являемся все мы, относится к классу Млекопитающие.

2. Ученики записывают в тетради тему урока: «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные».

3. Учитель демонстрирует слайды млекопитающих животных (синий кит, верблюд, белый медведь, летучая мышь, шимпанзе) и предлагает ученикам рассказать все, что они знают про этих животных.

4. Учитель предлагает ученикам сформулировать главные вопросы урока. Как правило, все ученики задают вопрос: «Почему млекопитающие заселяют все жизненные среды?» или «Почему млекопитающие приспособлены к жизни в разных средах обитания?». Некоторые ученики, обратив внимание на тему урока, пишут вопрос: «Почему млекопитающие высокоорганизованные позвоночные животные?». Учитель говорит, что ребята правильно сформулировали вопросы урока.

5. Учитель предлагает ученикам разделиться на группы и в каждой группе обсудить ответ на вопрос «Почему млекопитающие – высокоорганизованные животные?». Каждая группа представляет свой ответ классу. Ответы ученики дают неточные и неполные, так как не хватает знаний об особенностях строения, жизнедеятельности и размножения млекопитающих.

6. Чтобы восполнить пробелы в знаниях, ученикам предлагается поработать с различными источниками информации (текст, предложенный учителем, материал учебника, справочники, энциклопедии). Работая с текстом, ученики делают  карандашом пометки на полях (демонстрируется слайд, объясняющий значение знаков).

V – я раньше это знал

+ - это новое для меня

- я думал иначе

? – я не понял, есть вопросы

Используется прием «инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения. Использование этого метода обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. На стадии осмысления содержания учащиеся:

1)         осуществляют контакт с новой информацией,

2)         пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом,

3)         акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения,

4)         обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы,

5)         стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией. Обратить внимание на то, что именно их привлекает,

6)         готовятся к анализу и обсуждению прочитанного материала.

7.Работая с текстом, ученики заполняют таблицу в тетради.

8.Работа с текстом  проводится по следующим вопросам:

-Внешнее строение млекопитающих

- Опорно-двигательная система млекопитающих

-  Нервная система млекопитающих

- Пищеварительная система млекопитающих

-  Кровеносная система млекопитающих

-  Размножение и развитие млекопитающих

9. Учитель предлагает выделить три наиболее важные черты общей организации млекопитающих. Каждая группа предлагает свои варианты. Формулируем общий вывод:

1. Высокий уровень развития нервной системы и органов чувств, обеспечивающих сложное поведение.

2. Живорождение и вскармливание детёнышей молоком.

3. Совершенная система терморегуляции.

9. В заключительной части урока (рефлексия) используется форма синквейн

Пример синквейна:

Млекопитающие

Теплокровные и живородящие.

Кормят, охраняют, обучают.

Высокоорганизованные животные на Земле.

Умные.

Домашнее задание: написать краткий ответ на вопрос «Почему млекопитающие – высокоорганизованные животные?».

Список источников

1.Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004

3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011

4. И. В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. –метод. пособие. – СПб: КАРО, 2009