СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Терешенко Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №425 им. академика П.Л. Капицы, стаж работы 6 лет, первая квалификационная категория.
|
«Без игры не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
«Учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности» (Я.А. Коменский). Радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции – это то, что движет сознательным учением. Перед каждым учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Необходимо стремиться создавать такую атмосферу на уроке, о которой так замечательно написал великий педагог К.Д. Ушинский: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с педагогом создавали, творили урок или занятие, на котором они – главные деятели. Ведь, не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, социализироваться в обществе.
Одно из важных и актуальных требований к современному обучению – формирование и повышение учебно-познавательной мотивации учащихся. Одним из путей решения этого вопроса является применение современных педагогических технологий, среди которых особое внимание уделяется игровым технологиям. В младшем школьном возрасте ребёнок перестраивается с игровой деятельности в учебную деятельность, которая становится основной. И этот переход очень сложен для него. Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. Главное содержание мотивации в этом возрасте - «научиться учиться». Основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям, поэтому одна из задач учителя - сформировать к концу младшего школьного возраста мотив-интерес. Здесь главными педагогическими приёмами являются игровые технологии, которые совмещают в себе и учитывают возрастные особенности, познавательные способности и интересы детей.
Кроме того, в связи с развитием инклюзивного образования, особое значение игровые технологии имеют в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С их помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.
Игровая форма занятий создаётся на уроках и классных часах при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игру можно использовать не только на различных этапах урока, как отдельный момент, но и как урок или занятие в целом: путешествия, викторины, конкурсы…
Разработаны целые системы физкультминуток. Существуют физкультминутки с учётом вида урока, с учетом ограниченного пространства, направленные на развитие речи, воображения, внимания и мелкой моторики кистей рук. Нередко ребята самостоятельно проводят динамические паузы, и даже с удовольствием придумывают свои физкультминутки.
Игровые технологии важный элемент и уроков русского языка. Задача учителя в том, чтобы не просто создать условия для формирования ЗУН, но и привить интерес и любовь к родному языку. В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках русского языка возникает вопрос, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В этом помогают творческие задания и игровые приемы, особенность которых состоит в том, что их можно использовать на разных этапах урока. Очень популярны такие игровые упражнения: «Третий лишний», «Полслова за вами», «Шифровальщики», «Алфавит вокруг нас», «Рассказ (предложение) по опорным словам», «Наборщик» и др.
Опыт использования игровых технологий представлен на уроках математики. На каждом уроке есть возможность применить игровой элемент, цель которого развитие логического и нестандартного мышления. Чаще всего используют игры в начале урока (для эмоционального настроя и бодрости): «Найди лишнее число», «Магические квадраты», «В две руки*», «Угадай», «11 палочек». Познавательными и интересными получаются уроки в нестандартной игровой форме (уроки-путешествия).
Уроки по литературному чтению и окружающему миру также не проходят без применения игровых ситуаций. В 1 классе ребята в восторге от работы на уроке чтения с таблицей «Звукобуквоград», по которой можно создать сказку, и каждый урок дополнять её своими историями, пропевая слоги. Живыми получаются уроки-путешествия и уроки с инсценированием: произведений или отношений в природе. Игровые элементы на уроках чтения и окружающего мира применяются, в первую очередь, в начале урока: кроссворды, ребусы, игры: «Найди лишнее», «Угадай сказку (животное)», "Фантазия-картинка", «Продолжи…». Замечательны уроки обобщения и закрепления в форме игр-викторин и «Поля Чудес».
Таким образом, игра - незаменимый рычаг умственного развития ребенка в тесной связи с другими видами учебной работы. Игровые технологии в урочной деятельности чаще всего применяют на таких этапах урока, как устный счёт, речевые разминки, словарная работа, актуализация знаний и рефлексия. Игра может проходит в форме индивидуальной работы, работы в парах или работы в группах. Главное правило, которому необходимо следовать – «Ни дня без игры». Очень важно, что игровые элементы помогают с замкнутыми и стеснительными, робкими детьми, которые в игре становятся более активными, способны раскрепоститься и проявить инициативу. Кроме того, в связи с внедрением ЭОР, дети с огромным удовольствием познают новый материал, обобщают и закрепляют ЗУН через обучающие игры на интерактивной доске.
Особую роль игровые технологии выполняют во внеурочной деятельности, содержание которой – это, прежде всего, единство игровой и познавательной сферы. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков. Необходимо помнить, что задания во внеурочной деятельности носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер, поэтому использование игр необходимо: «Опиши животное», «Угадай произведение», «Сочиняем сказку», «Узнай» и др.
Любая внеклассная работа также связана с игровыми технологиями, которые применяют в воспитательных целях: праздники и классные часы («Прощание с Азбукой», «Учись учиться», «Мамин день», «День смеха» и др.).
К достижениям моего класса, я считаю, можно отнести рождение традиции - в последний день каждой четверти мы собираемся своей школьной семьей в круг, который они сами назвали «Круг дружбы». И здесь я следую простому правилу: «Главное - гармония в семье. Важное - в простой игре» (Ю.Б. Гиппенрейтор). Начинаем мы с того, что все с огромным удовольствием делятся своими самыми яркими впечатлениями за четверть. А потом, конечно, мы играем в предложенные мной игры или в игры, которые подготовили или даже сочинили сами ребята. После такого общения мы расходимся на каникулы, заряженные положительной энергией.
Что даёт применение игровых педагогических технологий?
Значение игры невозможно исчерпать или переоценить. При включении в ситуацию игры интерес учеников к учебной деятельности возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным и понятным, значительно повышается работоспособность, ребятам комфортно учиться. Игра помогает не просто оживить уроки, способствует развитию элементов творчества и формированию универсальных учебных действий, но и помогает создать такую атмосферу, в которой невозможно не выучиться. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Но следует отметить, что во всем должна быть своевременность и мера: в одних условиях игра нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней.
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. С увеличением объема информации мы порой пренебрегаем игровыми ситуациями, забываем о естественной потребности ребенка - о потребности в игре, которая необходима ему для раскрытия своей личности, своего потенциала. Задача каждого учителя - научиться не просто правильно использовать игру на уроках, а изучать игру в постоянно меняющемся мире, поскольку она имеет огромное значение для развития ребенка. Как отметил А.С. Макаренко – «хорошая игра похожа на хорошую работу». Практическая значимость моего труда состоит в том, что я с удовольствием делюсь личным опытом и разработками со своими коллегами в школе, в жизни и на сайте. Хочу представить вашему вниманию некоторый систематизированный опыт – «Игротека - оптимальная игровая среда начальной школы», (https://infourok.ru/igroteka-optimalnaya-igrovaya-sreda-nachalnoy-shkoli-1348949.html), В завершение хочу добавить: Верьте в успех! Создавайте успех! Цените успех! |