Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №19 (декабрь 2016 года) » Дошкольное образование

А.В. Матвеева. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность


Автор: Матвеева Алла Вячеславовна, воспитатель категории ГБДОУ № 13 комбинированного вида, стаж работы 20 лет, высшая квалификационная категория.

 

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил»

Н.А.Заболоцкий

 Детство – необычная планета. Сколько неразгаданных секретов, тайн и неопознанных объектов! Есть люди, особо приближенные к этой планете – это воспитатели! А воспитатель для детей, прежде всего, человек, который связывает их с удивительным миром, многообразием окружающего, еще ими неопознанного. Я убеждена, что воспитание – это не назидание, а создание условий для максимального раскрытия потенциала ребенка, развития творческих способностей, эмоционально-волевой сферы, индивидуальности. Время ориентируют нас, педагогов, на поиск более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов являются игры – эксперименты. В имеющихся методических пособиях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами. Поэтому передо мной встала необходимость создания системы работы в данном направлении. Как построить работу? Как сделать родителей активными участниками исследовательских проектов и экспериментов? Вопросов было много. Задачи, которые я определила для себя, сегодня перед нами ставит и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это:

 - Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию;
- Создавать условия для исследовательской деятельности.

Определились и основные направления работы:

 - Моделирование занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования;
- Практическая деятельность воспитанников;
- Поисковая деятельность, направленная на познание окружающего мира.

А также формы работы:

- Исследование;
- Проектирование;
 - Коллекционирование;
- Экспериментирование.

Наиболее эффективными средствами реализации считаю игровую деятельность, непосредственно-образовательную деятельность, самостоятельно-исследовательскую и проектную деятельность, которые осуществляются совместными усилиями педагогов, специалистов, родителей. Для этого в группе была создана мини-лаборатория «Любознайка». В этой лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты, с каждым предметом можно вступить во взаимодействие: заставить двигаться магнитный маятник, самостоятельно выдуть гигантский мыльный пузырь, послушать музыку воды. Постоянно наша лаборатория пополняется различными материалами. Здесь выделено место для выставки различных коллекций (раковины, кристаллы, камни) для хранения различных материалов (песок, глина, опилки, вода), а также приборов. Родители не сразу, а постепенно становились участниками различных проектов, и сегодня они стали больше поощрять стремление детей узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Вот, что говорят родители:

«Мы с сыном стали вместе проводить опыты. У нас появились общие интересы и отношения стали лучше.»;
«Я и не думала, что не только детям, но и взрослым так интересно проводить опыты! Большую радость, удивление и даже восторг мы испытываем от своих маленьких «больших» открытий»;
«Мы с мужем и ребенком тоже организовали домашнюю лабораторию. Теперь экспериментируем дома все вместе. Это очень интересно!!!»


Достичь ощутимых результатов мне помогают и социальные партнеры нашего района и Санкт-Петербурга, с которыми мы сотрудничаем не один год. Моя методическая копилка значительно пополнилась, постоянно оснащается экспериментальная лаборатория. Вместе с детьми была оформлена картотека со схематическим изображением предлагаемых опытов. Результаты проведенных исследований фиксируются в дневниках наблюдений. Широко использую современные мультфильмы, где есть целый цикл по экспериментированию, и дети совместно с героями мультфильмов проводят опыты.

В результате у моих воспитанников сформировался интерес к проведению опытов, к исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Считаю это достижением в своей работе.

В настоящее время я продолжаю работу в данном направлении. Уверена, что год пройдет интересно и насыщено. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создаем все условия для их развития. А для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находиться с детьми и стремление к профессиональному росту.

В работах многих отечественных педагогов говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития». Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить в этом мире они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам.