Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №18 (сентябрь 2016) » Проектная, учебная и внеучебная деятельность в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся

В.Ю. Токарев. Роль предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в профилактике вредных привычек

Автор: Токарев Владимир Юрьевич, ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга, преподаватель-организатор ОБЖ, стаж работы 2 года, первая квалификационная категория.

 

Сложившаяся система школьного образования, на мой взгляд, не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

На первый взгляд, взаимосвязь предметов «ОБЖ» и «Физическая культура» очевидна, она вытекает из определения данных дисциплин. Вспомним, что физическая культура - это система укрепления здоровья и развития физических способностей людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены, тогда как предмет «ОБЖ» призван вооружить каждого учащегося знаниями, умениями и навыками выживания и сохранения своего здоровья в любых  ситуациях. Поэтому система образования и должна формировать у учащихся необходимый уровень подготовки к реальным условиям жизни. Отличительной особенностью именно предметов «ОБЖ» и «Физическая культура» является их направленность на формирование не просто грамотного (грамотной) и физически развитого (развитой) юноши (девушки), а на формирование личности, стремящейся побеждать. И побеждать буквально, сражаться ведь можно и на математической дуэли, прилагая все силы, напрягая весь организм [1, 2]. Побеждать свою лень, безграмотность, некомпетентность, бескультурие, вредные привычки. И часто именно от того, насколько добросовестно подошли к обучению учащиеся, насколько осознали, прониклись идеей изучаемой темы, будет просто зависеть продолжительность их дальнейшей жизни. Поэтому формировать потребность и умение организовать собственный жизненный стиль - это наиважнейшая задача современного образования. Пользуясь самыми различными методами, важно не только показать, как правильно решать самые сложные задачи, но и научиться ставить и конкретизировать проблему, т.е. не только показать дорогу, но и повести по ней, более того, сформировать у учащегося желание пойти по этому пути - по пути охраны здоровья. Ведь на самом деле все, чему мы учим, должно служить охране именно здоровья - своего и близких. Каждый мальчик мечтает быть сильным и мужественным, а каждая девочка мечтает быть красивой, стройной и обаятельной. Сегодня существует множество различных программ, рекомендаций, следование которым обязательно приведет к успеху. Каждый человек независимо от возраста может помочь себе развить свою физическую сферу, добиться физического совершенства, красоты и силы. Особую актуальность этот вопрос приобретает в эпоху информационной цивилизации. Новое строящееся общество предъявляет требования, при которых охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, никто не только не в праве, но и не в силах перекладывать ее на окружающих. К сожалению, нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, сложившимися в период взросления, перееданием, гиподинамией уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и тогда вспоминает о медицине. А не ошибка ли это образования? Не недостаток ли образования и воспитания препятствует в этом случае разрешению проблем здоровья? Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней и вредных привычек. Возможно, это и звучит громко, но во многом человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

На данный момент принято выделять три основные вредные привычки: курение, употребление алкоголя и пристрастие к наркотическим веществам в их различных формах. Давайте рассмотрим, при каких обстоятельствах человек поддается вредным привычкам или не принимает их.

Курение.

Факторы, способствующие тому, что человек начинает курить:

  1. Это модно.
  2. За компанию.
  3. По совету друзей, знакомых, потому что курение якобы: позволяет снять нервное напряжение; помогает похудеть; делает тебя взрослее и т.д.
  4.  Попытка попробовать.
  5.  Окружение курящих людей – все вокруг курят.

Факторы, препятствующие курению:

  1. Воспитание (родители, школа).
  2. Занятие спортом.
  3. Религия.
  4. Информация о вреде курения.
  5. Окружение некурящих.

Во многих развитых странах мода на курение давно прошла, и сейчас подавляющее большинство работодателей доплачивают некурящим сотрудникам, стимулируя их вести здоровый образ жизни. Даже в российской армии некурящим дополнительно выдают сахар. Роль физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в этом вопросе предельно ясна – пропагандировать среди молодежи, начиная с начальных классов, здоровый образ жизни, говорить о вреде курения для курильщика и окружающих его людей.

Употребление алкоголя.

Факторы, способствующие употреблению алкоголя:

  1. Праздники.
  2. За компанию.
  3. Окружение.

(В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные напитки бы не употреблялись вообще).

    4. Для храбрости.
    5. С горя.
    6. Для расслабления.
    7. Желание попробовать новый напиток.
    8. В качестве анестезии.

Факторы, препятствующие употреблению алкоголя:

  1. Воспитание (семья, школа).
  2. Вид деятельности (водитель, пилот и т.д.)
  3. Боязнь потерять работу, тотальный контроль.

53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.


    4. Окружение.
    5. Целеустремленность, наличие высшей цели.
    6. Отрицательный пример (родителей, друзей, знакомых и т.д.)

(По статистическим данным, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки).
    7. Высокие моральные принципы.
    8. Информация о вреде алкоголя.

В обществе для профилактики употребления алкоголя следует минимизировать рекламу алкогольной продукции, вернуть институт вытрезвителей, ужесточить законодательство в контексте совершения проступков в состоянии алкогольного опьянения. В школах на уроках физкультуры, ОБЖ, биологии следует пропагандировать здоровый образ жизни и беседовать с обучающимися о вреде алкоголя, пагубном его влиянии на органы человека и организм в целом, на развитие зародыша и рождение здорового потомства. Необходимо также, на мой взгляд, привлечь медперсонал школы к работе по профилактике алкоголизма и других вредных привычек.

Употребление наркотиков.

Факторы, способствующие употреблению наркотиков:

  1. Достаток в семье. В основном, наркотики начинают употреблять дети обеспеченных родителей.
  2. Окружение.
  3. Стремление попробовать. («Нужно испытать в жизни все!»).
  4. Принуждение («Посадили на иглу»).
  5. Мода.
  6. Осознание того, что легкий наркотик не приносит вреда и не влечет за собой привыкания.

Факторы, ограждающие от употребления наркотиков:

  1. Воспитание (семья, школа).
  2. Окружение.
  3. Информация о вреде наркотиков.
  4. Тотальный контроль, отсутствие возможности приобретения и употребления.
  5. Отсутствие финансовых средств.

И здесь очень важна роль пропаганды ЗОЖ и неприятия наркотических средств на уроках физической культуры и ОБЖ. Необходимо доводить до обучающихся ужасающие факты последствий употребления наркотиков, ухудшения здоровья и смерти наркозависимых людей.

В чем же главная задача занятий по физической культуре и ОБЖ? Достаточно ли только рассказать о том, что здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности? Рассказать о том, что здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека? Ведь не только благодаря учебным заведениям каждый понимает, что активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора, а различного рода злоупотребления и вредные привычки пагубно влияют на человека. На наш взгляд, ценность занятий как раз и заключается в умении педагога привить каждому учащемуся потребность к здоровому образу жизни, под которым надо понимать образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. На самом деле, по сути, мы говорим о культуре здоровья и культуре в самом широком смысле этого слова. Ставится задача: силой разных наук сформировать человека, прежде всего, культурного [3-5].

Роль ОБЖ и физической культуры нам видится в этом вопросе в практической направленности наук обучения, когда рассматриваются не только общие теоретические вопросы, такие, как, например, темы, посвященные гигиене, профилактике заболеваний, но прежде всего занятия по обучению навыкам развития физических качеств, повышения защитных механизмов своего организма. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.

Литература:

1. Бабёнышева Л.Ф. Пути и методы экологического образования школьников // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края. Ставрополь, 1991.

2. Беляев B.C. Экологическое воспитание студентов физкультурных учебных заведений. М., 1990.

3. Голубчиков С.В. Что нас ждет в будущем? // Энергия: экономика, техника, экология. 1991. № 11.

4. Капцова Л.В. Ты и Я. М., 1989.

5. Криксунов Е.А. Экология. М., 1995.

6.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 192 с.: ил.

7.Латчук В.Н. и др. Основы безопасности и жизнедеятельности.10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004. - 320 с.


Следующая статья »