Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №18 (сентябрь 2016) » Проектная, учебная и внеучебная деятельность в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся

И.В. Богданова. Применение технологии триз (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с античной культурой


Автор: Богданова Ирина Валерьевна, воспитатель ГБДОУ № 110 Центрального района Санкт-Петербурга «Эрмитажный детский сад», стаж работы 4 года, высшая квалификационная категория

 

Наше учреждение занимается опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Формирование мультикультурной компетенции дошкольников в свете федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)».

Содержанием работы является знакомство детей с разными культурами народов. Много лет мы работаем по авторской программе Н.Б. Кутьиной «Ребенок XXI века. Воспитание культурой» Мы выбрали тему «Ознакомление детей с Античной архитектурой и скульптурой», так как эта увлекательная тема, а особенно архитектура античности больше всего находит отклик в прекрасных зданиях нашего любимого города.

Одной из задач ФГОС является сохранение и поддержки индивидуальности ребёнка, развития его уникальных способностей и его творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. В свете новых ФГОС мы решили одну из тем авторской программы реализовать по технологии ТРИЗ и внести изменения в развивающую среду.

Напомню, что ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Средством решения их является, наряду с другими,  является системный оператор.  Он великолепный помощник при проблемном обучении, т.к. помогает связать отдельные части в целое, развивать и логическое мышление, и воображение, формировать целостное видение той или иной системы, предмета, явления, и, в конечном итоге – мира.

Системный оператор строится как «волшебные экраны», текст в которых основан на детском стихотворении Марата Гафитулина, мастера ТРИЗ, кандидата педагогических наук:

«Если мы рассмотрим что-то, это что то для чего-то.

Если мы рассмотрим что-то, это что-то часть чего-то.

Если мы рассмотрим что-то, это что-то из чего-то.

Если мы рассмотрим что-то, это что-то было чем то.

Если мы рассмотрим что-то, чем-то будет это что то.

Что-то ты сейчас возьми на экране рассмотри».

Выглядит системный оператор следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Системный оператор.
Давайте рассмотрим его работу на примере знакомства детей с античной архитектурой. Например, рассмотрим объект «Греческий дом» (это - система) в следующей последовательности (рис. 2 и 3):

Рис. 2. Рисунки к системе «Греческий дом»

Рис. 3. Экраны к системе «Греческий дом»

При рассматривании экранов обычно используется следующий алгоритм вопросов к детям:

Давайте на машине времени отправимся в древнюю Грецию и тогда для нас Греческий дом будет настоящим временем (картинка кладётся на центральный экран).

Как вы думаете, из чего состоит греческий дом? (Дети обычно называют материал, из которого построен дом).

Как вы думаете, частью чего является греческий дом? (Дети называют улицу или город. В данном случае, конечный ответ – это греческий город).

Как вы думаете, чем греческий дом был в прошлом? Какие жилища были раньше? (Дети называют строителя или древний дом. Конечный ответ - это землянка - прошлое системы).

Чем греческий дом может быть в будущем? (На самом деле, это самый вариативный аспект. Дети предлагают: ремонт, разрушился от вулкана, построили второй этаж, люди научились строить высокие дома - современные. В данном случае, конечный ответ - это небоскребы. Внимание акцентируется на положительном развитии будущего - будущее системы).

Важно обратить внимание, что картинки на экранах расположились так называемым «крестом». Это первый этап работы. Можно использовать только горизонталь или вертикаль. Обычно он используется в младшем возрасте, но многое зависит от уровня знаний и представлений ребенка.

5. Теперь обратим внимание на прошлое подсистемы. Как вы думаете, из чего состоит древнее жилье? Или: какие материалы использовались в прошлом для строительства? (Дети предлагают: палки, солому, деревья, камни, шкуры. Конечный ответ - это материал для строительства.)

6. И, наконец, будущее подсистемы. Как вы думаете, из какого материала будут строить небоскребы или: из чего они состоят? (Дети называют бетон, железо, арматуру. Конечный ответ - это современная стройка. Все ответы правильны. То, что предлагают дети, тоже всегда правильно. Наша задача - подвести их к одному общему логическому варианту, который желательно усвоить).

7. Теперь идет работа с прошлым надсистемы. Здесь можно задать два вопроса: Как вы думаете, чем был греческий город в прошлом? Или частью чего является древний дом? (Дети предлагают ответы на первый вопрос: ничего не было, природа была, другой город был не греческий. На второй вопрос: шалашный город, совсем древний город. Конечный ответ - древнее поселение).

8. Далее рассматриваем будущее надсистемы. Здесь можно задать опять два вопроса: Чем греческий город будет в будущем? Или частью чего является небоскреб? (Дети предлагают ответы на оба вопроса: разрушился, построили новый, небоскреб часть города. На вопрос: в нашем городе есть небоскребы? Ответили: да. Конечный ответ - Санкт-Петербург.

Здесь использовался вариант мозгового штурма, когда дети не видели иллюстраций и картинка показывается после ответа на вопрос. Если дети затрудняются ответить, педагог показывает картинку и рассматривает её вместе с детьми. Как вариант детям в зависимости от их знаний, представлений и возраста, можно предложить готовые иллюстрации и искать ответ среди них.

Какие же ещё темы античности мы рассмотрели с помощью волшебного экрана? Это тема архитектуры, достаточно сложная для детей, но очень интересная, так как архитектурные находки греческой классики нашли отражение по всему миру и, особенно, в нашем городе.

Предлагаем экраны для темы «Элементы древнегреческой архитектуры в строительстве храмов» (рис. 4 и 5).

Рис. 4. Картинки к системе «Элементы древнегреческой архитектуры в строительстве храмов»

Порядок раскладки картинок:

Парфенон как пример греческой архитектуры.

Архитектурные детали (из каких частей состоит Парфенон?)

Греческий город на примере Акрополя (частью чего является Парфенон?)

Жертвенник (если храм нужен для поклонения богам, то чем он мог быть в прошлом?)

Здания Санкт-Петербурга с элементами античности (используются ли архитектурные знания греков в будущем?)

Древнее поселение (чем был греческий город в прошлом или частью чего является жертвенник?)

Санкт-Петербург (частью чего являются здания СПб (где находятся)), или где используются архитектурные знания греков?

Камни: мрамор, вулканический туф, песчаник, известняк (чем были архитектурные детали в прошлом или из чего сделан жертвенник?)

Детали фасадов зданий СПб (архитектурные детали в будущем или из каких греческих архитектурных деталей состоят здания СПб?)

Рис. 5. Экраны к системе «Элементы древнегреческой архитектуры в строительстве храмов»

На начальном этапе работы иллюстрации подбираются воспитателем, в зависимости от того, какая информация предусмотрена для взаимодействия с детьми, способов ее закрепления и логического завершения темы.

Мы с вами рассмотрели на примере античной архитектуры, как работает системный оператор.

Задача педагога - подобрать иллюстративный материал. Для работы с детьми можно использовать печатные иллюстрации или электронные, в зависимости от возможностей. Высший пилотаж, когда иллюстрации рисуют дети, но лично мы этого еще не достигли, у нас все впереди.

В работе с детьми я использовала игру «Сыщик»: дети превращались в сыщиков и искали в своем окружении элементы античности. Вначале мы искали колонны и капители, потом фронтон и меандр.

И вот что у нас получилось (рис.6).

Рис. 6 Фотографии архитектурных элементов из окружения детей

А теперь рассмотрим этапы работы.

1 этап:

Рассматривание системы.

Предложить подумать, частью чего она является (надсистема).

Предложить подумать, из чего она состоит (подсистема).

2 этап:

Предложить подумать, что было с системой в прошлом.

Предложить подумать, что с ней будет в будущем.

3 этап:

Предложить подумать о будущем и прошлом надсистемы.

Предложить подумать о будущем и прошлом подсистемы.

На своем опыте мы убедились, что технология системного оператора позволяет решать комплекс задач:

Технология способствует развитию кругозора.

Активно развивает воображение, мышление и память с помощью мозгового штурма и вопросов педагога.

Учит слушать собеседника.

Развивает речь, так как надо уметь объяснить ход своих мыслей.

Затрагивает практически все аспекты темы.

Способствует развитию логического мышления с помощью раскрытия причинно-следственных связей.

При затруднениях в работе я использовала наводящие вопросы (значение имеет именно правильно заданный вопрос), помощь другого ребенка, подсказку, загадку, предложение заглянуть в книжку, спросить у родителей.

В планах провести мастер-класс и для родителей.

Удачи всем педагогам в освоении технологии ТРИЗ и разработки тем для системного оператора!

Литература:

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986, 1991.

Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» - НИИ школьных технологий-С.24-30.

Кутьина Н.Б. Авторская программа «Воспитание культурой. Ребёнок XXI века»-С.41-43.

Тамберг Ю.Г. «Как научить ребёнка думать»-Феникс-С.15-20.