Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №18 (сентябрь 2016) » Проектная, учебная и внеучебная деятельность в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся

Ю.Э. Воротникова. Школьный сетевой проект как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников


Автор: Воротникова Юлия Эдуардовна, заместитель директора по воспитательной работе, ГБОУ школа №300 Центрального района СПб, стаж работы 15 лет, высшая квалификационная категория.

 

«История — свидетель прошлого,
свет истины, живая память, учитель жизни…» 

Марк Туллий Цицерон

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей задачей современного образования. Для адаптации школьника в современной социально-информационной среде необходимы не только наличие знаний, компетентности и интеллекта, но и культуры: культуры деятельности, культуры отношений, этики. Обязательны наличие у ребенка современного мировоззрения, соблюдение им социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям. Все это означает необходимость развития духовного начала у младшего школьника.

Мы должны вкладывать несколько расширенный смысл в термин «образование»: это образование не только будущего специалиста, но, прежде всего, личности, субъекта общественной среды, гражданина, патриота, носителя его культуры.

Культурное наследие Центрального района Санкт-Петербурга – это уникальные культурные объекты. Разъяснение этой информации дает ребенку возможность понять, на каких ценностных основах может строиться мир, увидеть общечеловеческие ценности, скорректировать собственную ценностно-смысловую сферу. Многогранное культурное наследие Центрального района Санкт-Петербурга - это источник формирования представлений учащихся о социально значимых ценностях. Способом включения учащихся в работу становится комплекс проектов (урочного и внеурочного типа), предполагающих использование внеаудиторных методов и технологий; расширение границы образовательного пространства образовательного учреждения. Школа становится одной из составляющих открытого образовательного пространства.

Одним из таких проектов является проект ГБОУ школа № 300 «От Победы города к Победе страны». Цель проекта «От Победы города к Победе страны» - создать условия для формирования мотивации у младшего школьника к осознанному нравственному поведению. Задачами проекта являются: знакомство младших школьников с периодом Великой Отечественной войны в истории своей семьи, Центрального района, Санкт-Петербурга, России. Проект был рассчитан на год и включает несколько подпроектов. Работа над реализацией проекта начинается в сентябре. На официальном сайте школы создается, с помощью средств Google, информационный портал. В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию информационно-коммуникативной культуры младших школьников, разработке методических материалов, связанных с реализацией проекта и организация информационной поддержки проекта.

Организация сетевого сотрудничества с общественными организациями, социокультурными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и другими ОУ. Сетевой проект и использование средств Google позволяет организовать совместную деятельность всего педагогического коллектива ОУ, а также сотрудничество с другими организациями. Одних знаний о культуре, общественных отношениях и нравственных ценностях мало, необходимы их проявление и соучастие в них. Следовательно, воспитание учащихся можно осуществить только в рамках всего образовательного процесса, равномерно распределяя его духовное содержание по всей образовательной среде.

Первый этап работы над проектом организационный. Педагоги школы обучаются использовать в работе средства Google. Организаторы проекта знакомят педагогов и родителей, учащихся с планом работы над проектом, они в свою очередь обсуждают с детьми, каким образом в классе будет проходить данная деятельность.

Второй этап - внедрение. На этом этапе работа ведется параллельно по двум направлениям:

1. «Дорогами славы» – кураторы классные руководители. Три дороги: «Историческая» (Создание карты знаний о медали "За Оборону Ленинграда"), «Исследовательская» (Блокадная история зданий, объектов культуры, образования, промышленности Центрального района Санкт-Петербурга. Создание информационной карты "Блокадная история Центрального района"), «Журналистская.» (Награжденные медалью "За Оборону Ленинграда" в семьях учащихся, интересные факты, связанные с этой наградой.) Весь материал размещается на школьном сетевом ресурсе. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся в информационно-продуктивном пространстве: http://learningapps.org/watch, работа подразумевает и создание собственных приложений учащимися в информационно-продуктивном пространстве(кроссворды, викторины).

Создание "Книги памяти", сбор и публикация информации о родственниках учащихся переживших Блокаду и Великую Отечественную войну.

2. «А музы не молчали» – кураторы учителя-предметники (ИЗО, музыка, физкультура, английский язык). В ходе реализации этого подпроекта проводятся для каждой параллели

«Музыкальные гостиные», тематика: «Истории военных песен", «Кто сказал, что надо бросить песни на войне!". Как результат - ко Дню Защитника Отечества проводится смотр строя и песни. (выбор рода войск, история и значение данного вида войск в защите блокадного Ленинграда, памятные места Центрального района). На внеурочных занятиях дети знакомятся с искусством плаката и со значением плаката во время Великой Отечественной Войны. Следующий шаг - создание плакатов "Это и наша Победа!"

Ежегодно в школе проводится Новогодняя Благотворительная ярмарка - сбор средств для проведения акции "Подарок ветерану".

Третий этап – завершающий. Подпроект "Это и наша Победа!". Проводится школьная олимпиада "Это и наша Победа!", акция "Победа - великое слово", акция "Бессмертный полк", издание сборника "Это и наша Победа!". Создание виртуальной экскурсии «Блокадные места Центрального района». Результатом проекта является сетевой информационно-образовательный ресурс «От Победы города – к Победе страны» (https://sites.google.com/site/trehsotka2015/), направленный на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Ресурс открытый и может быть использован педагогами-участниками проекта, а также учащимися, их родителями, педагогами других ОУ.

Технологии Интернет необходимы для реализации предметного, метапредметного обучения, личностного развития, достижения необходимых образовательных и предметных результатов, для достижения целей воспитания, формирования субкультуры.

Проект "От Победы города к Победе страны" вносит позитивные изменения в образовательную среду школы, уклад школьной жизни, взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, т.к. ориентирован на успешное взаимодействие между ними. Учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, возможности школьной среды, социальное партнерство, использование городского исторического пространства. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет детям чувствовать себя уверенно, продуктивно взаимодействовать с миром. Учащиеся знакомятся с культурным наследием региона, являющегося составной частью окружающего мира и отражающего историческое развитие общества, как результат-оценка значимости прошлого для настоящего и будущего, становление исторического сознания.

Работа над проектом способствует развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны.

В рамках реализации инновационного проекта направленного на духовно-нравственное воспитание школьников значительно повысилась ИКТ-компетентность педагогических работников в результате практической работы по применению Google-средств (педагогический коллектив школы стал победителем районного конкурса ИКТ). Решена задача образовательной организации по созданию модели управления творческой группой педагогов с использованием средств ИКТ. По окончании реализации проекта и освоении большинством педагогов средств Google, было принято решение перейти на электронный вид портфолио.