Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №18 (сентябрь 2016) » Проектная, учебная и внеучебная деятельность в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся

О.В. Архипова, И.О. Будённая. Дистанционный курс «Святой равноапостольный Великий князь Владимир»


Автор: Архипова Ольга Валерьевна, доктор философских наук профессор кафедры Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, стаж работы 12 лет.

 


Автор: Будённая Ирина Олеговна, заместитель директора по УВР ГБОУ школы №300 Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 12 лет, высшая квалификационная категория.

 


Одной из главных задач современного образования является воспитание творческой личности. Для полноценного выполнения этого обучение должно быть максимально личностно-ориентированным. Необходимо предоставить возможность каждому ученику услышать хорошего учителя, и каждому учителю - освободиться от рутины и заняться главным - воспитанием творческой личности.

В настоящее время возрастает роль и значение дистанционных форм образования. Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме. Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу.

В тоже время, представляется, что дистанционная форма обучения весьма полезна для изучения предметов «по выбору», в частности, шести модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). С ее помощью можно организовать не только более углублённое изучение той области знания, которую ученик и его родители выбрали для себя, но и дать возможность познакомиться с материалами уроков других модулей.

Данная форма обучения позволит многим ученикам и их родителям провести множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным социальным явлением под разными углами зрения. В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей ОРКСЭ, особенно модуля «Основы православной культуры». Возможность для школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны.

Различные по уровню и содержанию недочеты системы школьного образования можно и нужно устранять усилиями социально активных людей. Самой удобной площадкой для объединения этих усилий сегодня выступает Интернет. Именно на платформе дистанционного образования возможно формирование единой команды единомышленников, педагогов, родителей и учеников. Безусловно, взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики», будут работать как одна педагогическая команда. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи:

1) разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий, и возможностей образовательного учреждения;

2) выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;

3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;

4) организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.

Презентуемый курс «Святой равноапостольный Великий князь Владимир» даёт возможность формирования уважительного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, что является основной целью обучения. Данный курс позволяет проводить увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания, что, несомненно, способствует повышению мотивации младших школьников в изучении курса ОРКСЭ в целом и основ православной культуры, в частности.

Постоянная обратная связь с учащимися, наблюдение за развитием их внутреннего мира и коррекция образовательного процесса служат важным элементом технологии преподавания курса «Святой равноапостольный Великий князь Владимир».

Созданное виртуальное пространство отвечает принципу концентрации образовательных ресурсов, обеспечивает каждому ребёнку возможность индивидуального отклика на ценностное содержание курса в соответствии с возрастными и личностными особенностями

Цель курса «Святой равноапостольный Великий князь Владимир» - расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории (о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого).

Задачи курса «Святой равноапостольный Великий князь Владимир»:

  • содействие ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в стране, входящей в систему стран всего мира;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности;
  • раскрытие значения основных символов, используемых в православном быту и богослужении в государственной символике;
  • научить ребенка ориентироваться и правильно употреблять наиболее важные духовно-религиозные термины православия, раскрывающие традиции православной культуры и миропонимания;
  • научить ребенка сопоставлять доброе и злое в самом себе, в делах, в деятельности других людей, опираясь на традиции православной нравственности;
  • научить ребенка благоговейно относиться к православным святыням, к ценностям православной культуры, к богослужению;
  • создать насыщенную духовно-нравственными смыслами событийно среду, в которой каждый учащийся получает возможность обретения внутреннего опыта духовно-нравственного самосовершенствования.

Место курса «Святой равноапостольный Великий князь Владимир» в учебном плане школы. Курс «Святой равноапостольный Великий князь Владимир» является курсом в рамках внеурочной деятельности. В содержательном плане курсдополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся православных представлений о добре и зле, справедливости, религиозных ценностях и смыслах человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы как «Основы религиозной культуры и светской этики», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка» и позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых духовно-нравственных ценностей культуры Православия.

Курс «Святой равноапостольный Великий князь Владимир» создает возможность реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей православной религиозной традиции. Дистанционные занятия следует дополнять семейными экскурсиями, посещением храмов.

Формы контроля знаний. В начальной школе формы контроля знаний должны соответствовать возрастным особенностям школьников и ценностному содержанию курса. Основной формой контроля знаний являются: самооценка, выполнение письменных работ, тестовых и творческих заданий.

Важным условием технологии ценностного восхождения ребенка является культурное насыщение создаваемого педагогом образовательного пространства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Святой равноапостольный Великий князь Владимир». Реализация программы направлена на достижение планируемых результатов, определяемых потребностями общества, государства и личностными возможностями младших школьников. К числу планируемых результатов освоения программы курса относятся: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Среди личностных результатов выделяются: готовность и способность выпускников начальной школы к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, выражающие их социальные компетентности, комплекс личностных качеств, сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам отнесены универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие основу умений учиться.

К предметным результатам относятся: система знаний по курсу, обеспечивающая формирование адекватной православному миропониманию картины мира в сознании обучающихся; опыт деятельности по получению и преобразованию нового знания о православной традиции в культуре.

К предметным результатам по ИКТ можно отнести умение правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе; знание того, для чего нужны основные устройства компьютера, умение пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними, умение пользоваться Интернет браузером и поисковыми системами, умение работать с сервисами Google, приложением Web2.0 LearningApps.org.В таблице 1 приведены планируемые результаты обучения в соотнесении с их проявлениями.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения в соотнесении с их проявлениями

 

Качества

Проявления

Личностные результаты

Готовность и способность учащихся к духовно-нравственному саморазвитию

Управлять своими чувствами, помыслами, желаниями и поступками, внутренним сознательным мерилом которых является совесть; понимать  роль слова как условия достойных поступков, замечать и признавать расхождения своих поступков со своими словами, взглядами, высказанными позициями; корректировать свои поступки.

Отношение к учению и познанию как к важнейшей ценности

Объяснить ценность познания, важность собственной учебы для семьи, общества и государства; ответственность в отношении к учению; устремленность к постижению истины; стремление к знаниям и к самореализации в творчестве.

Духовно-нравственные ценностно-смысловые установки личности, обеспечивающие ее социальную компетентность

Способность и готовность оценивать ситуации и поступки, ценностные установки, духовно-нравственные ориентации свои и других людей на основе традиций православной культуры; готовность к сопереживанию, к сочувствию, к состраданию, отзывчивость к бедам других людей; стремление радоваться благу другого человека; благоговейное отношение к ценностям православной культуры, к православным святыням; понятие и чувство прекрасного; совестливость, переживание чувства стыда; понимание нравственной ответственности за свое поведение перед собой и окружающими людьми; устремленность к переживанию возвышенных чувств добра и любви; сознательное проявление уважения к взрослым, послушание родителям и старшим в семье.

Комплекс личностных качеств, раскрывающих сформированность основ российской гражданской идентичности

Осознание себя гражданином России: умение объяснять, что тебя связывает с родными, друзьями, земляками, народом, Родиной, с судьбой России; переживание чувства гордости за свой народ, свою Родину, проявление этих чувств в добрых поступках; понимание и умение на примерах показать роль Православия в культуре и государственности России.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Объяснить ценность познания, важность собственной учебы для семьи, общества и государства; ставить цель, оценивать, сопоставлять, предвидеть, обнаруживать проблемы в духовно-нравственной сфере; использовать информационные технологии для целей духовно-нравственного познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Планомерно и настойчиво преодолевать собственные недостатки; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Оформлять свои мысли в письменной форме, высказывать свою точку зрения, оценочные суждения, стремление их обосновать, приводить аргументы; готовность проявлять в общении с учителями и родителями благодарность, ответственность, уважение к их достоинству.

Предметные результаты

Система знаний по курсу, обеспечивающая формирование адекватной православному миропониманию картины мира в сознании обучающихся

Представления об основных источниках познания истины, соответствующих православному; знание основных символов Православия, используемых в быту и богослужении, в государственной символике России; ориентироваться в основных духовно- религиозных терминах Православия, нормах и правилах жизни, отвечающих православной традиции; знать основных святынь Православия, имен выдающихся подвижников православной веры; знать основные требования к духовно-нравственным качествам человека в православной традиции, объяснить их смысл.

Предметные  результаты по ИКТ

Умение правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;  знание для чего нужны основные устройства компьютера

умение пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними

умение пользоваться Интернет браузером и поисковыми системами.

Приведем содержание курса «Святой равноапостольный Великий князь Владимир» в начальной школе (4 класс).

Тема «Русь».

Наша Родина – Россия. Общее представление о мире в православной традиции: Бог, Вселенная, Земля, человек, семья, человечество. Красота и гармония мира. Мир видимый и невидимый. Кто были наши предки? «Повесть временных лет». Россия - многонациональное государство. Культурные традиции страны. Чувства гордости за свою Родину

Тема «Князь Владимир и его жизнь».

Любовь к своей семье, народу, родному краю, Родине. Язычество. Дети и родители. Красота семейной жизни. Чудеса и православные святыни. Святая княгиня Ольга. Моральный долг. Моральные обязанности. Моральные нормы, уважение, бескорыстная помощь, благодарность, благотворительность. Портреты и лики князей и княгинь.

Тема «Приход к православной вере».

Православные святыни. Выбор веры. Крещение Руси. Православие как красота внутреннего мира человека. Нравственная культура в православной семье. Русские святые Борис и Глеб. Наиболее важные духовно-религиозные термины православия. Православие в Греции, в славянских странах и на Святой Земле. Основание Церкви. Первые Поместные Церкви. Жизнь первых христиан. Значение принятия христианства для Руси. Радзивиловская летопись.

Тема Князь-Владимирский собор.

Святой князь Владимир. Роль Церкви в истории России и в жизни православного человека, семьи, общества. Жизнь и служение святых людей как нравственный пример. Православная храмовая архитектура и её стили. Устройство православного храма. Символика православного храма. Пречистые лики (иконы). Хоровое пение. Колокольный звон.

Тема «Подведём итог».

Я гражданин России. Значение основных символов, используемых в православном быту и богослужении в государственной символике. Служение Отечеству. Памятники Князю Владимиру. Значение принятия христианства для Руси.

Тематическое планирование дистанционного курса внеурочной деятельности «Святой равноапостольный Великий князь Владимир» приведено в таблице 2.

Таблица 2.

Тематическое планирование дистанционного курса внеурочной деятельности «Святой равноапостольный Великий князь Владимир»

 

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Тема «Русь»

Работа по данной теме занимает приблизительно 5 часов, по 1 часу ежедневно. Возможные темы прогулок с родителями: «Петербург - территория мира и толерантности»

Россия - наша Родина. Древняя Русь. Кто были наши предки? Первые литературные памятники – летописи. Культурные традиции страны.

Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрации, фильм), делают выводы.

Самостоятельно формулируют тему и цели занятия.

Работают по плану, сверяя свои действия с целью, корректируют свою деятельность.

Проявляют свои чувства посредством слов.

Разрабатывают совместно с родителями маршрут прогулки.

Выполняют творческие работы (по выбору).

Объясняют значения слов: летопись, культура, традиция.

Тема «Князь Владимир и его жизнь»

Работа по данной теме занимает приблизительно 5 часов, по 1 часу ежедневно. Возможные темы прогулки с родителями: «Как и что нам говорит город?»

Древний Киев. Дети и родители. Чудеса и православные святыни. Святая княгиня Ольга. Портреты и лики князей и княгинь. Чудеса и православные святыни.

 

Работают с картой (атласом), отмечают границы Древней Руси, Днепр, Древний Киев.

Выполняют творческие задания (по выбору) Совершенствуют умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий.

Объясняют значения слов: язычество, князь, княгиня, родословное древо, милосердие, терпение, смирение, послушание, верность, сострадание, совестливость.

Тема «Приход к православной вере»

Работа по данной теме занимает приблизительно 5 часов, по 1 часу ежедневно. Возможные темы прогулок с родителями: «Православные соборы Санкт-Петербурга»

Выбор веры. Красота службы христианской. Лики Святого князя Владимира. Православные святыни. Крещение Руси. Радзивиловская летопись. Русские святые Борис и Глеб.

 

Самостоятельно выполняют задание, формулируют вывод. Используют основы смыслового чтения.

Анализируют и оценивают содержание предложенного текста.

Показывают Херсонес на карте

Выполняют творческие задания (по выбору)

Объясняют значения слов: православие, обряд крещения, крестный отец, православные святыни, поместные Церкви, добродетель, обряд венчания.

Тема «Князь-Владимирский собор»

Работа по данной теме занимает приблизительно 5 часов, по 1 часу ежедневно.

Возможные темы прогулок с родителями: «Князь-Владимирский собор»

Святой князь Владимир. Роль Церкви в истории России и в жизни православного человека, семьи, общества. Православная храмовая архитектура и её стили

 

Соотносят новые знания и личный опыт. Обобщают изученный материал, делают выводы.

Используют основы смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию.

Самостоятельно, пользуясь памяткой, находят адрес Князь-Владимирского собора»

Объясняют значения слов: храм, собор, богослужение, таинство, служение в Церкви, икона и картина

Тема «Подведём итог»

Работа по данной теме занимает приблизительно 2, 5 часа, по 30 минут ежедневно

Я гражданин России. Значение основных символов, используемых в православном быту и богослужении в государственной символике.Служение Отечеству. Памятники Князю Владимиру

 

Самостоятельно записывают, какие благотворные изменения почувствовали в своей душе и видят в своих поступках. Выполняют творческие задания, пишут сочинение, проявляют свои чувства посредством слов

Выводы:

Интегрирующим компонентом содержания модуля «Основы православной культуры» авторы выбирают этику православного христианина, что обеспечивает целостность учебного материала при его внешнем разнообразии, единство обучения и воспитания учащихся.

Авторы предлагают осуществлять решение задач духовно-нравственного воспитания на основе соприкосновения личного опыта ребенка с культурной традицией православия. Опора на непосредственно переживаемый личный опыт ребенка в сочетании с художественными текстами, зрительными образами, выражающими ценности православной  культуры,  создает возможности для развития  подлинного интересашкольников к изучаемому содержанию, выработке собственной ценностной позиции.

Материально-техническое обеспечение программы.

Для учителя:

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
  3. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2004.
  4. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа_Пресс, 1994.
  5. «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор_составительВ.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].
  6. «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4_х кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.
  7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
  8. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.

Для ученика:

  1. 1. Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение
  2. 12. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.