СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Добромыслова Ирина Александровна, ГБОУ СОШ № 178 Центрального района, руководитель опытно-экспериментальной площадки, стаж работы 28 лет, первая квалификационная категория.
|
Обеспечение безопасности дорожного движения в России в настоящее время приобрело масштабы одной из важнейших государственных задач. Очень остро встает вопрос сохранения жизни и здоровья наших детей при сегодняшней ситуации на дорогах страны, особенно для школ, находящихся в больших городах. Необходимо систематическое включение здоровьесберегающих технологий, традиционных социализирующих мероприятий означенной тематики в уклад, в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательных учреждений.
Школьный уклад формирует значимые качества у учащихся, когда идёт целенаправленная разработка соответствующих компонентов. В ГБОУ СОШ № 178 Центрального района Санкт-Петербурга ведётся опытно-экспериментальное формирование системообразующих компонентов уклада общеобразовательной школы как средств социализации личности учащихся. В школьном укладе выделены культурологический, межпредметно-интегративный, информационно-технологический, коммуникативно-организационный, результативно-презентационный компоненты [1,2]. Предполагается, что для ученика школа должна стать источником стабильности, своеобразной «лабораторией», где можно управлять собственной деятельностью, обрести увлечения, утвердить уверенность в своих способностях.
Культурологический компонент уклада обеспечивает условия для полноценного культурного развития учащихся, вхождения их в мир современной культуры, ознакомления с многообразием культурных направлений, традиций [1,2]. Большое значение здесь приобретают мероприятия для воспитания, социализации учащихся с позиции петербуржца – жителя культурной столицы. Одно из направлений этой работы – формирование у школьников дорожной культуры. При работе по этому направлению упор делается на возрастные психологические особенности школьников, так как и в профилактической деятельности успех зависит от опоры на психологический возраст ребенка, его социальных примеров и контактов.
Возраст 7-10 лет (1-4 классы) – младший школьный возраст.
Ведущая деятельность в этом возрасте – игра. Однако с поступлением ребенка в школу его жизнь усложняется и обогащается. Семья начинает выполнять особую роль. Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социализации» [3]. Поэтому занятия по правилам дорожного движения строятся с опорой на следующие психологические особенности возраста.
1) Для младшего школьного возраста еще важен контракт с родителями, поэтому родители участвуют в организации и проведении мероприятий и в выполнении творческих заданий вместе с детьми.
2) Младшие школьники лучше усваивают материал в действии и игре, что используется при изучении правил дорожного движения в начальной школе, когда в школьные и внеклассные занятия включаются различные игры и игровые программы.
3) Для учащихся 1-4-х классов важны межличностные контакты, они ищут свое место в коллективе, поэтому им интересно участвовать в викторинах, соревнованиях, играх по станциям и других мероприятиях, направленных на социализацию ребенка.
Возраст 11-12 лет (5-6 классы) – младший подростковый возраст.
Ведущая деятельность – личностное общение в процессе общественно–полезной деятельности и обучения [3], поэтому учащимся этой возрастной группы интересно:
1) Участие в играх на командное взаимодействие (что способствует социализации ребенка).
2) Участие в различных массовых мероприятиях, выступления перед младшими (при подготовке к которым им нужна помощь старших учащихся и учителей).
3) Подготовка материалов к различным мероприятиям (плакаты, рисунки, презентации и т.д.).
Возраст 13-15 лет (7-9 классы) - подростковый возраст.
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 13-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся [3]. Школьникам этой возрастной группы интересно:
1) Самостоятельно подбирать материал для занятий по правилам дорожного движения, составлять презентации.
2) Выполнять тестовые задания.
3) Изучать правила дорожного движения с перспективой получения водительских прав в будущем.
4) Решать задачи по правилам дорожного движения в рамках различных предметов и выполнять тестовые задания по карточкам на знание правил дорожного движения.
5) Выступать в роли организаторов мероприятий для других учащихся школы.
Возраст 15-17 лет (10-11 классы) – ранний юношеский возраст.
Юность – важный период в развитии человека, когда происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Старшеклассники еще не взрослые, но их мнение нужно уважать [3], им свойственны:
1) Готовность к сотрудничеству с взрослыми. Они - активные участники самоуправления в школе.
2) Желание наравне с взрослыми участвовать в организации мероприятий.
3) Стремление передавать свой опыт младшим, быть наставниками и модераторами.
Строя работу в рамках культурологического компонента школьного уклада по формированию у учащихся дорожной культуры с учетом их возрастных особенностей, можно добиться того, что изучение правил дорожного движения становится интересным для детей, помогает формированию социальных навыков. Включение подобных мероприятий в уклад школы способствует установлению системности в важной сфере здоровьесбережения, идёт на пользу социализации, гармоничному развитию личности учащихся и формированию не только дорожной, но и общей культуры с позиции петербуржца – жителя культурной столицы.
Литература: