Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №18 (сентябрь 2016) » Проектная, учебная и внеучебная деятельность в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся

И.А. Добромыслова. Психологические особенности включения в уклад школы социализирующих мероприятий по формированию у учащихся школы дорожной культуры


Автор: Добромыслова Ирина Александровна, ГБОУ СОШ № 178 Центрального района, руководитель опытно-экспериментальной площадки, стаж работы 28 лет, первая квалификационная категория.

 

Обеспечение безопасности дорожного движения в России в настоящее время приобрело масштабы одной из важнейших государственных задач. Очень остро встает вопрос сохранения жизни и здоровья наших детей при сегодняшней ситуации на дорогах страны, особенно для школ, находящихся в больших городах. Необходимо систематическое включение здоровьесберегающих технологий, традиционных социализирующих мероприятий означенной тематики в уклад, в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательных учреждений.

Школьный уклад формирует значимые качества у учащихся, когда идёт целенаправленная разработка соответствующих компонентов. В ГБОУ СОШ № 178 Центрального района Санкт-Петербурга ведётся опытно-экспериментальное формирование системообразующих компонентов уклада общеобразовательной школы как средств социализации личности учащихся. В школьном укладе выделены культурологический, межпредметно-интегративный, информационно-технологический, коммуникативно-организационный, результативно-презентационный компоненты [1,2]. Предполагается, что для ученика школа должна стать источником стабильности, своеобразной «лабораторией», где можно управлять собственной деятельностью, обрести увлечения, утвердить уверенность в своих способностях.

Культурологический компонент уклада обеспечивает условия для полноценного культурного развития учащихся, вхождения их в мир современной культуры, ознакомления с многообразием культурных направлений, традиций [1,2]. Большое значение здесь приобретают мероприятия для воспитания, социализации учащихся с позиции петербуржца – жителя культурной столицы. Одно из направлений этой работы – формирование у школьников дорожной культуры. При работе по этому направлению упор делается на возрастные психологические особенности школьников, так как и в профилактической деятельности успех зависит от опоры на психологический возраст ребенка, его социальных примеров и контактов.

Возраст 7-10 лет (1-4 классы) – младший школьный возраст.

Ведущая деятельность в этом возрасте – игра. Однако с поступлением ребенка в школу его жизнь усложняется и обогащается. Семья начинает выполнять особую роль. Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социализации» [3]. Поэтому занятия по правилам дорожного движения строятся с опорой на следующие психологические особенности возраста.

1)  Для младшего школьного возраста еще важен контракт с родителями, поэтому родители участвуют в организации и проведении мероприятий и в выполнении творческих заданий вместе с детьми.

2) Младшие школьники лучше усваивают материал в действии и игре, что используется при изучении правил дорожного движения в начальной школе, когда в школьные и внеклассные занятия включаются различные игры и игровые программы.

3) Для учащихся 1-4-х классов важны межличностные контакты, они ищут свое место в коллективе, поэтому им интересно участвовать в викторинах, соревнованиях, играх по станциям и других мероприятиях, направленных на социализацию ребенка.

Возраст 11-12 лет (5-6 классы) – младший подростковый возраст.

Ведущая деятельность – личностное общение в процессе общественно–полезной деятельности и обучения [3], поэтому учащимся этой возрастной группы интересно:

1) Участие в играх на командное взаимодействие (что способствует социализации ребенка).

2) Участие в различных массовых мероприятиях, выступления перед младшими (при подготовке к которым им нужна помощь старших учащихся и учителей). 

3) Подготовка материалов к различным мероприятиям (плакаты, рисунки, презентации и т.д.).

Возраст 13-15 лет (7-9 классы) - подростковый возраст.

Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 13-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся [3]. Школьникам этой возрастной группы интересно:

1) Самостоятельно подбирать материал для занятий по правилам дорожного движения, составлять презентации.

2) Выполнять тестовые задания.

3) Изучать правила дорожного движения с перспективой получения водительских прав в будущем.

4) Решать задачи по правилам дорожного движения в рамках различных предметов и выполнять тестовые задания по карточкам на знание правил дорожного движения.

5) Выступать в роли организаторов мероприятий для других учащихся школы.

Возраст 15-17 лет (10-11 классы) – ранний юношеский возраст.

Юность – важный период в развитии человека, когда происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Старшеклассники еще не взрослые, но их мнение нужно уважать [3], им свойственны:

1) Готовность к сотрудничеству с взрослыми. Они - активные участники самоуправления в школе.

2) Желание наравне с взрослыми участвовать в организации мероприятий.

3) Стремление передавать свой опыт младшим, быть наставниками и модераторами.

Строя работу в рамках культурологического компонента школьного уклада по формированию у учащихся дорожной культуры с учетом их возрастных особенностей, можно добиться того, что изучение правил дорожного движения становится интересным для детей, помогает формированию социальных навыков. Включение подобных мероприятий в уклад школы способствует установлению системности в важной сфере здоровьесбережения, идёт на пользу социализации, гармоничному развитию личности учащихся и формированию не только дорожной, но и общей культуры с позиции петербуржца – жителя культурной столицы.

 Литература:

  1. Аранова С.В., Митрофанова С.В., Добромыслова И.А. Особенности формирования уклада школы в ракурсе социализации личности учащихся. Модернизация общего образования: поиск проблем и решений: Сборник научных статей / Ред. Совет: Аранова С.В., Кондракова И.Э., Синицына А.И., Тряпицына А.П. – СП.: «Своё издательство», 2014. – 316 с.
  2. Аранова С.В..  Преодоление неуспешности учащихся путём оптимизации компонентов уклада школы // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Сентябрь 2013, ART 2043. - CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2043.htm,  ISSN 1997-8588.
  3. Дубровина. .И.В Практическая психология образования. – М.: «Просвещение», 2003.

« Предыдущая статья