Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №17 (июнь 2016) » Экологическое воспитание дошкольников

О.В. Зарейчук, Л.А. Веселкова, Н.Э. Смирнова. Методическая разработка совместной деятельности. Вечер развлечений с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи «Мы зимой в лесу гуляли и про птиц не забывали» (опубликовано в сентябре


Автор: Зарейчук Ольга Викторовна, музыкальный руководитель ГБОУ начальная школа – детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 31 год, высшая квалификационная категория/


Автор: Веселкова Людмила Алексеевна, воспитатель, ГБОУ начальная школа – детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 39 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Смирнова Неля Эйновна, старший воспитатель, ГБОУ начальная школа – детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория


Данная методическая разработка является частью экологического проекта и одним из мероприятий, проведенных в его рамках. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них и дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

Актуальность методической разработки заключается в следующем: она способствует решению педагогических задач, таких как: формирование целостного представления о птицах в зимнее время года, соблюдение нравственных норм в экологическом воспитании, воспитание ответственности и бережного отношения к объектам живой природы птицам, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников. Оригинальность и эффективность методической разработки состоит и в том, что применение разнообразных игр в ходе образовательной деятельности способствует воспитанию экологического мировоззрения, а совместная деятельность детей и взрослых помогает создать благоприятный эмоциональный настрой.

В результате проведенной работы:

  • дети получили целостное представление о жизни зимующих птиц, закрепили ранее полученные знаний о птицах в зимние время года, их образе жизни, повадках, роли человека в жизни птиц;
  • научились изготавливать кормушки, заготавливать корм для птиц и правильно подкармливать их;
  • на участке группы открыта «Птичья столовая».
  • родители вместе с детьми приняли активное участие в конкурсе «Самая оригинальная кормушка» и в акции «Покормим птиц вместе зимой»;
  • дети и родители стали более заботливыми и внимательными по отношению к нашим пернатым друзьям.

Программное содержание:

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение и интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них в холодное время года
  2. Формировать коммуникативные навыки, навыки самооценки своей деятельности, позитивную оценку действительности.

Образовательные задачи: 

  1. Продолжать формировать и расширять представления о птицах в зимние время года, их образе жизни, повадках, роли и ответственности человека за охрану живой природы.
  2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей воспитанников.
  2. Развивать связную речь, слуховое внимание, общую и мелкую моторику, дыхание, координацию речи с движением.

Оздоровительные задачи;

  1. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка, направленные на укрепление психического и физического здоровья, используя здоровьесберегающие приемы.

Предварительная работа:

Беседы, чтение рассказов, разучивание стихов, наблюдение за птицами, изготовление кормушек, создание альбома «Берегите птиц зимой».

Оборудование и материалы:

Телевизор, ноутбук.

Презентация «Мы в лесу гуляли и про птиц не забывали».

Магнитофон и аудиозапись к пальчиковой гимнастике

Искусственные елки и фигурки зимующих птиц.

Кормушки.

Шумовые музыкальные инструменты.

Ход образовательной деятельности.

1.      Организационный момент. Дети вместе с педагогом заходят в зал.

Игровой массаж – настройка на деятельность.

Музыкальный руководитель.

Ребята, я очень рада всех вас видеть.

Добрый день. Улыбнитесь скорее.

И сегодня весь день будет веселее. (дети улыбаются).

Мы погладим лобик (гладят лоб).

Носик и щечки (гладят нос щёки).

Будем мы красивыми как в саду цветочки.

Разотрем ладошки (потирают ладоши)

Сильнее, сильнее. Ушки мы теперь натрем! (потирают уши).

И здоровье сбережем. Улыбнемся снова! (дети «улыбаются»).

Будьте все здоровы! (дети повторяют хором).

Педагог. Посмотрите, за окном лежит снег. Давайте вспомним, какой же снег? (белый, холодный, искристый, блестящий, сверкающий). А если его взять в руку, то он какой? (холодный, легкий, мокрый, если растает…). Давайте проверим, какой он. Возьмите его в руки и скажите, какой он? (дети берут снег в руки и рассказывают какой снег).

Замёрзли? Давайте погреемся.

«Пальчиковая гимнастика «Погреемся» (дети выполняют пальчиковую гимнастику).

Включается аудиозапись с голосами птиц.

Музыкальный руководитель. Ребята, прислушайтесь. Что вы услышали? (голоса птиц, чирикает воробей, стучит дятел…). Сегодня я вам предлагаю прогуляться в лес и понаблюдать за птицами. Чем мы, люди, можем помочь зимующим птицам в зимний период ? (сделать кормушки, покормить, насыпать крошек, повесить кусочки сала для синиц…). Конечно же, смастерить кормушки. Давайте вспомним стихи и покажем, как мы это делаем. Приготовьте руки.

Логоритмическое упражнение «Кормушки для птиц».

Мы дощечки распилили

Чтоб кормушки смастерить.

Взяли гвозди сколотили.

Крышки к колышкам прибили

Тук-тук-тук-ток.

Бьёт весёлый молоток.

Педагог достаёт приготовленные заранее кормушки

Педагог: Самое страшное для птиц не холод, а голод. Когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к человеку. Люди – добрые, они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого зернышками, кого крошками, а кого и сальцем.

Кормушки у нас готовы. Мы кормушки смастерили и столовую открыли.

Ребенок: Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку

Угощенье ждет в кормушке

Игра-соревнование «Меню для птиц» Каждой команде предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц (Рябина, макароны, семечки, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, шоколадные конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сыра, карандаш, карамелька, печенье, жареные семечки).

Педагог: Давайте проверим, все ли мы сделали правильно, ведь у птиц особый рацион и есть продукты, которыми их кормить нельзя. Посмотрите на экран и сравните.

Показ слайда 2 (см. приложение 1).

Музыкальный руководитель. Молодцы, можно отправляться в лес, но сначала, нам, что надо сделать? (Одеться). Покажите, жестами, что вы будете надевать (дети имитируют одевание одежды). Что надевает Соня? Что надевает Алена? И т.д. Все готовы, пойдём? Но прежде нам надо спуститься по лесенке, исполним нашу распевочку.

Исполнение распевки «Мы по лесенке идём» (поют)

Мы по лесенке идём, тихо песенку поём.

Вот иду я вверх, вот иду я вниз.

А потом идём обратно, нам домой вернуться надо.

Вот иду я вверх, вот иду я вниз

(дети показывают рукой движение вверх и вниз).

Музыкальный руководитель. Послушайте внимательно. Куда движется мелодия в распевке? Вверх или вниз?

(Педагог играет на фортепиано мелодию распевки, дети отвечают, куда движется мелодия распевки).

Какая снежная зима, снега намело, видимо - не видимо. Предлагаю прокатиться, представьте, что мы отправляемся в лес на лыжах.

Логоритмическое упражнение «Мы на лыжах в лес пойдём». Мы на лыжах в лес пойдём (дети имитируют ходьбу на лыжах)

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут.

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер (качают руками над головой)

Он деревья крутит, вертит (выполняют «моталочку» руками)

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит (плавно поднимают и опускают руки)

По дорожке, по дорожке (выполняют прыжки на правой ноге)

Скачем мы на правой ножке.

И по той же по дорожке

Скачем мы на левой ножке (выполняют прыжки на левой ноге)

По тропинке побежим (бегут на носочках по кругу)

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке.

Мы попрыгаем как зайки (прыгают на двух ногах)

Вверх потянулись (тянутся за руками в верх)

Всем улыбнулись (улыбаются друг другу)

Педагог. Вот мы и пришли на зимнюю лесную поляну. Вокруг нас снег лежит, да мороз трещит.

На дворе морозище - градусов под сорок.

Плачутся воробышки, что весна не скоро.

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!

Холод как перетерпеть? Их замерзших отогреть!

Упражнение на развитие речевого дыхания «Отогреем птичку»

Музыкальный руководитель. Представьте, что у вас на ладошках замерзшая птичка, давайте ее отогреем теплым дыханием (дети складывают руки «чашечкой» и выполняют упражнение на дыхание). Под музыку берем глубокий вдох и за тем выполняем плавный и медленный выдох (дети под вальсовую музыку дуют на «птичек», в конце упражнения «выпускают птичку на волю»)

Педагог. Посмотрите, кто спрятался за ёлочкой? (Педагог поворачивает ёлочку, на обратной стороне которой закреплены силуэты зимующих птиц). Отгадайте загадки (педагог читает загадки, при правильном ответе на экране появляется слайд-отгадка)

Показ слайда 3 (приложение 1).

Небольшая, жёлтогрудая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто ...(Синица)

Показ слайда 4 (приложение 1).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ….(Снегири)

Показ слайда 5 (приложение 1).

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

В лютый мороз.

Не страшны ему метели,

Гнезда вьет зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный...(Клест)

Показ слайда 6 (приложение 1).

Громче всех кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? (Ворона)

Показ слайда 7 (приложение 1).

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает …(Сова)

Показ слайда 8 (приложение 1).

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая …(Сорока)

Показ слайда 9 (приложение 1).

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - (Свиристели)

Показ слайда 10 (приложение 1).

На Репейнике он ловко

Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол

Птичка бойкая …(Щегол)

 Показ слайда 11 (приложение 1).

По деревьям ползает.,

Букашек добывает.

В трудах проводит целый день.

Кто же это? (Поползень)

 

Показ слайда 12 (приложение 1).

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок. (Воробей)

Педагог. Поместите на большую кормушку птиц, название которых состоит из 3 слогов, на кормушку поменьше – из 2 слогов, на маленькую – из 1 слога. ( Дети выполняют задание).

Педагог. А как ещё можно помочь птицам нам расскажет Алёна.

Постучит синица утром мне в окно.

«Все мои запасы снегом занесло».

Я кормушку смастерю, положу ей сало.

Наблюдаю-пташечка веселее стала.

Педагог. Кого покормила Алена? (Синицу).

Ребята, но ведь мы знаем и перелётных птиц. Предлагаю игру «Будь внимательным». Вставайте в круг. Если услышите название перелётной птицы, то вы двигаетесь по кругу, если название зимующей, вы останавливаетесь.

Игра на развитие внимания «Будь внимательным». (Педагог перечисляет детям названия птиц: воробей, свиристель, попугай, синица, снегирь, ласточка, скворец, клёст, ворона, сорока, грач, поползень, дятел).

Педагог. Ребята, посмотрите, что я нашла под ёлочкой? (педагог показывает конверт). Интересно, что в нем? Посмотрим? (педагог открывает конверт и читает загадку)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Педагог. Ребята, дятла называют санитаром леса. Как вы думаете почему? (рассуждения детей)

Показ слайда 13 (приложение 1).

Педагог: Зимой в лесу очень тихо, и лишь где то вдалеке слышен методичный стук – это работает дятел. Дятел – санитар леса, он не просто истребляет жуков и их личинки, но еще скрупулезно извлекает их оттуда, куда добраться до них не может больше никто. Долбит дятел, долбит, потом вдруг внезапно остановится и бежит на другую сторону дерева что-то проверять. Оказывается, от стука насекомые нередко вылезают наружу с противоположной стороны дерева и дятел их ловко подбирает. Количество насекомых, поедаемых дятлами, огромное. Дятел за день может уничтожить 750-900 короедов или более 50 крупных майских жуков. Именно благодаря дятлам эти вредители до сих пор не уничтожили все деревья на планете.

Показ слайда 14 (приложение 1). Кроме этого, дятлы чрезвычайно полезны еще тем, что выдалбливают дупла в деревьях с подгнившей сердцевиной и сами используют их в качестве гнездования лишь один раз, освобождая «жилплощадь» другим птицам, белкам и летучим мышам, которые неспособны самостоятельно создавать дупла.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю взять инструменты и повторить песенку дятла отстучать ритм (дети берут бубны, деревянные ложки, маленькие барабанчики и повторяют ритмический рисунок за педагогом).

Педагог. Молодцы. Вы все постарались и справились с заданием. Давайте вспомним стихотворение про птиц, но не просто его прочитаем, а постараемся рассказать с разной интонацией и силой голоса.

Педагог напоминает детям, кто с какой интонацией будет читать строки из стихотворения.

«Покормите птиц зимой» Александр Яшин.

Покормите птиц зимой? пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна,

Горсть одна -и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть, и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать, заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз, к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Музыкальный руководитель. Ребята, мы знаем веселую песенку про еще одну зимующую птичку, но только встречается она нам чаще не в лесу, а в городе.

Как вы думаете, о ком моя загадка.

Птичка-невеличка ножки имеет,

А ходить не умеет, хочет сделать шажок

 - Получается прыжок. (о воробье).

Я предлагаю исполнить песню про воробья.

Исполнение песни «Всем нужны друзья», музыка З.Компанейца, слова П.Синявского.

Заключительная часть.

Педагог. Мы сегодня с вами побывали в зимнем лесу, вспомните, кого видели, что мы делали? (говорили о птицах, кормили их, играли, повторяли ритм, читали стихи и т.д.)

Ребята, предлагаю и у нас на участке организовать птичью столовую. Птицы быстро к ней привыкнут и станут частыми гостями. А мы будем следить за тем, чтобы в кормушках был всегда корм, и сможем наблюдать за птицами, которые обязательно отблагодарят нас своими красивыми песнями.

Дополнительные материалы