Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №17 (июнь 2016) » Экологическое воспитание дошкольников

А.О. Кузьмина. Нравственно-экологический проект «Добрая зима» для детей старшей группы (опубликовано в сентябре 2016 года)


Автор: Кузьмина Анастасия Олеговна, ГБОУ детский сад № 6 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, первая квалификационная категория, педагогический стаж 3 года.

 

Паспорт проекта

Тема проекта: «Добрая зима».

Вид проекта: игровой, информационно-творческий, коллективный.

Участники: дети 5-6 лет, педагог.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста ценностных основ отношения к действительности; решение проблем экологического, социального, познавательного и эмоционального развития ребенка-дошкольника. Ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Актуальность проекта: сложная экологическая обстановка на Земле; недостаточный уровень экологических знаний и экологической культуры населения.

Задачи образовательных областей ООП ДО:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» - становление эмоционально-нравственных начал; формирование понятий о безопасности жизнедеятельности человека в процессе использования природных ресурсов; о безопасном поведении детей в природе; привитие навыков и умений в экологически значимой деятельности; прививать трудолюбие, уважение к людям-труженикам, первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; развитие умений выполнять поручения и задания осознанно и на довольно высоком уровне.

ОО «Познавательное развитие»- ознакомление с основными понятиями экологии, овладение элементарными приемами наблюдений в природе, освоение этических норм отношения к природным объектам.

ОО «Речевое развитие»- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности и в разных ситуациях; формирование  устойчивого интереса к  книге: художественной, природоведческой.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»- ознакомление с понятием «гармонии» природы и изобразительного искусства; формирование умения понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения; ознакомление с понятием «гармонии» природы и музыки;

ОО «Физическое развитие»- формирование понятий о здоровом образе жизни, о влиянии природных факторов на здоровье человека; формирование навыков и умений применять полученные знания при решении личностных проблем, адекватных возрасту; следить самостоятельно за своим здоровьем.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

Реализация проекта:

НОД №1 «Царство животных». Приложение 1

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).

Совместная деятельность по художественному творчеству:

«Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе). Приложение 2.

 «Царство белого цвета» (рисование с детьми зимнего пейзажа). Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна:

  • Загадки о растениях и о животных.
  •  Пословицы, поговорки о растениях и о животных.
  •  Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому.
  •  Дидактические игры.
  •  Физкультминутки.

Здоровье-сберегающие операции и трудовые десанты:

 - «Осторожно, гололёд!»;

 -«Осторожно снегопад».

Природоохранная акция «Добрая зима» - подкормка  птиц.

Акция «С праздником, защитники Отечества!»- выставка детского творчества.

ИТОГ: создание презентации « Что мы делали – покажем».

 

Приложение 1

Непосредственно образовательная деятельность «Царство животных»

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).

Ход занятия.

Воспитатель: дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок, побывали во многих царствах - государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным царством.

Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебную страну – царство животных: вот мы видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот  рыжая лисица притаилась и за кем-то охотится, мишка - косолапый еще в зимней спячке, зайчата играют в чехарду.

Вдруг, прилетела злая  волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем?

Ответы детей: да, поможем!

Воспитатель: злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась - волшебные часы, на которых надо правильно указать какое сейчас время года. Обитатели не знают – какое сейчас время года: то снег пойдет, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вить или на юг улетать, толи белкам и ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос (Дети делятся на команды и собирают пазлы по временам года)

Воспитатель: с первым заданием вы справились. Молодцы. Дети, а какое сейчас у нас время года?

Ответы детей: зима.

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть такие, которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая колдунья перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти свои домики. (Дидактическое пособие «домашние и дикие животные»).

Воспитатель: дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем?

Ответы детей: домашние.

Воспитатель: а животные, которые не живут с человеком?

Ответы детей: дикие.

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку),
Папа был большой-большой (поднимают руки над головой),
Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди),
А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают),
С погремушками ходил: дзинь- дзинь, дзинь – дзинь.
(Дети имитируют игру с погремушками).

Проводится 2-3 раза.

Воспитатель: представьте себе, а если у нас корова отбилась от стада и вечером не вернулась домой к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была изранена, напугана. Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна без человека?

Ответы детей: нет, не смогла бы выжить.

Воспитатель: Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он принес домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему?

Ответы детей: нет, не смогли бы выжить в лесу.

Воспитатель: правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и растут в ней – им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда – животное погибает. Вот поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом.

Воспитатель: дети, а вот злая волшебница сделала так, животные, какие живут в жарких странах, попали на Север, а животные с Севера – в тропический лес. Нужно помочь животным вернуться к себе домой.

Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там? Почему нет?

Ответы детей: он перегреется – у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться – его отовсюду будет видно. И в саване нет животных, на каких он охотится.

Воспитатель: а, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить?

Ответы детей: он замерзнет – его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться – он заметен на белом снегу.

Воспитатель: а зебра? А слон?...

Ответы детей: нет.

Воспитатель: дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно расколдовать. Давайте поможем им и найдем  где, чьи следы, кто чем питается, кто и где спрятался? (Электронная викторина)

Воспитатель: молодцы, все справились с этим заданием. Мы помогли царству животных, но зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его заколдовала. Нужно каждое бревнышко расколдовать.

Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и расколдуем бревнышки.

1. Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2)

2. Щука – это птица? (Нет).

3. Большая рыба с усами? (Сом).

4. Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка).

5. Самая маленькая бабочка, которая портит одежду в доме? (Моль).

6. Жилище муравьев? (Муравейник).

7. Лохматые любители меда? (Медведи).

8. Кто носит своих детенышей в сумке? (Кенгуру).

9. Мелкие летающие «кровососы» (Комары).

10. Объясните название «Красная книга»?

Воспитатель: Молодцы! Все бревнышки правильно расколдовали, потому что правильно ответили на все вопросы. Дети, но зайчик боится идти через мостик. Давайте узнаем, кого же он боится.

Воспитатель читает стихотворение:

Я боюсь. Я боюсь волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь жабы и лягушки.

Поглядите, как дрожат ушки на макушке.

Я боюсь, я боюсь муравья и мушки,

и ужа, и ежа, и чижа, и стрижа.

Воспитатель: каких животных испугался зайчик?

Ответы детей: волка, ежа.

Воспитатель: каких птиц?

Ответы детей: кукушки, стрижа, чижа.

Воспитатель: каких насекомых?

Ответы детей: жабу, лягушку, мушку, муравья, ужа.

Воспитатель: молодцы. Зайчик, беги, не бойся никого, мы прогнали всех, беги в царство животных, где мы помогали всем ее обитателям, Вот заканчивается наше путешествие в царство животных, давайте закроем глаза, вокруг себя повернись – и вот мы снова с вами в группе.

Приложение 2

Художественное творчество «Будь природе другом!»

(рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе)

Задачи: Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал для детей: альбомные листы, фломастеры

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синица и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу, но для этого сначала вспомним некоторые правила.

Воспитатель читает детям стихи:

Не шумите в лесу

У леса музыка своя, ее послушайте друзья!

Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать, и громко музыку включать!

Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята, отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться, и наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!

Не вырывайте кустарники с корнем

Если встретил землянику, куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви, а куст – оставь, побереги.

Не разоряйте муравейники

Муравьи – лесные санитары, так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!

После каждого стихотворения воспитатель уточняет у детей, что именно нельзя делать в лесу.

(Сели за столы) - Ребята, чтобы у всех получилось, давайте наши пальчики подготовим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:

Мы шли, шли, шли, черепашку нашли.

Наклонились, подняли – дальше пошли.

Воспитатель уточняет замысел 2 - 3 детей, обговаривает возможные способы изображения.

Основная часть:

Приступаем к работе. В процессе занятия воспитатель направляет детей, поощряет инициативу, задает наводящие вопросы.

Заключительная часть:

Ребята, какие вы молодцы! Вы очень постарались, у вас получились замечательные знаки для Незнайки, теперь он никогда не забудет, как правильно надо себя вести в лесу.

Приложение 3

Тема: «Зимний пейзаж»

Цель: Формировать у детей умения создавать картины зимней природы.

Задачи: Тренировать детей рисовать деревья на ближнем, среднем и дальнем плане.

Развивать умение передавать в рисунке строение деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Материалы и оборудование: репродукции картин о зиме, альбомные листы, гуашь, акварель, кисти, аудиозапись П.И. Чайковского « Времена года»

Ход занятия

1 занятие.

Создание фона-подмалевка для будущей композиции

1. Вводная беседа.

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму?

Ответы детей.

Воспитатель: - Почему?

Ответы детей: (зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, можно играть в снежки, строить снежную крепость, лепить снеговика).

По ходу высказываний детей воспитатель может выставить на мольберт сюжетные рисунки о детских забавах

Воспитатель: - Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт - словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Композиторы рассказывают о зиме звуками. Вот послушайте. Это о зиме (звучит аудиозапись П. Чайковского «Времена года»).

Воспитатель: - А как могут рассказать о красоте зимы художники? Перед вами несколько пейзажей. Найдите пейзаж с изображением зимы.

 - Как ты узнал, что это зимний пейзаж?

Ответ ребенка.

2. Постановка задачи.

Воспитатель: - А вы хотите нарисовать зимний пейзаж?

Ответ детей.

 3. Руководство выполнением задания

Воспитатель: - Мы уже знаем, что рисование любого пейзажа начинается с линии горизонта: вверху – небо, внизу – земля. Какой краской лучше нарисовать небо? Почему?

Дети: - Акварелью, потому что небо легкое, прозрачное.

Воспитатель: - А какой краской будем рисовать землю, укрытую снегом? Почему?

Дети: - Гуашью, потому что снег плотный, лежит на земле как пуховое одеяло.

Воспитатель: - Какого цвета небо?

Ответы детей

Воспитатель: - Давайте посмотрим, как художники изображают небо в своих картинах.

Воспитатель: - Небо, освещенное лучами восходящего солнца, может приобрести желтоватый оттенок, в ясные морозные дни бывает ярко-голубым, а иногда даже изумрудно-зеленым. В хмурый денек становится серым, а когда падает снег, небо бывает светлым, почти белым. Сильные морозы и заходящее солнце окрашивают небо в розовато-сиреневые оттенки. А ночью? Ночью небо темное, черное, темно-синее. Зимой на небе можно увидеть необычное явление – это северное сияние осветило небосвод своими огнями. Цвет неба постоянно меняется. Небо прямо-таки разноцветное! (Педагог сопровождает свой рассказ демонстрацией репродукций картин)

Воспитатель: - Небо бывает разного цвета. Давайте подумаем, отчего это зависит.

Дети: - От погоды, от времени суток…

Воспитатель: - Подумайте, каким будет зимнее небо на вашем рисунке: ясное, пасмурное с тяжелыми тучами или освещенное солнечными лучами. Подумайте, какие краски заиграют на нем.

Воспитатель: - Хочу вам напомнить, как лучше рисовать небо. Кто помнит, как мы рисовали небо акварельными красками в технике «по-сырому»?

Ответы детей.

Воспитатель: - Работа в данной технике требует быстроты и собранности, важно сразу продумать, какими красками будешь рисовать.

4. Самостоятельная работа детей

• Добавляют воду в акварель тех цветов, которую будут использовать в рисунке.

• Толстой кистью смачивают чистой водой только верхнюю часть листа до линии горизонта.

• Движениями кисти слева направо создают изображение «неба» (акварели на кисть надо брать немного, чтобы цвет получался легким, прозрачным).

 5. Руководство выполнением задания

Воспитатель: - Небо мы нарисовали. А что будем рисовать теперь?

Дети: - Землю, укрытую снегом.

Воспитатель: - Снежные сугробы нарисуем гуашью. А какого цвета снег?

Дети: - Белый.

Воспитатель: - А теперь посмотрите на зимние пейзажи. Да, снег белый, но может приобретать разные оттенки. На этой картине – желтоватый, здесь – голубоватый, а тут – чуть розовый. Как вы думаете, от чего зависит оттенок снега в зимнем пейзаже?

Дети: - От цвета неба.

Воспитатель: - Для рисования сугробов белой краске можно придать оттенок, добавив в неё капельку яркой краски. Старайтесь использовать те цвета, которые вы использовали при рисовании неба.

 6. Самостоятельная работа детей.

• На палитре дети придают белой краске легкий оттенок

• Дугами и волнистыми линиями изображают снег.

7. Итог занятия.

Воспитатель: - Сегодня мы нарисовали зимнее небо и землю, укрытую снегом. А что нового вы узнали?

Дети: ответы детей

Воспитатель: - Как вы думаете, наш рисунок уже можно назвать пейзажем? Что можно еще нарисовать на нашей зимней картинке.

Дети: - Не хватает изображений деревьев, кустов…

Воспитатель: - На следующем занятии мы закончим наш пейзаж.

Рисунки надо просушить, разгладить и подготовить к следующему занятию.

2 занятие

  1. Вступительная беседа

Воспитатель: - На прошлом занятии мы начали рисовать зимний пейзаж. Фон у нас уже готов. И хоть для зимы характерны холодные тона, многие из вас добавили в фон немного теплых оттенков, потому что в морозный солнечный денек в природе все искриться и переливается разноцветными огоньками.

 2. Постановка задачи.

Воспитатель: - А что же мы будем рисовать сегодня?

Дети: - Деревья, кусты, падающие снежинки, следы животных на снегу…

Нарисуем зимний лес:

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю тихо ложатся.

3. Руководство выполнение задания

Воспитатель: - Ваша задача – продумать, какие деревья будут расти у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты, которые находятся близко к нам, поэтому изображать их надо выше и больше, потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше. Деревья в вашем лесу могут быть разными: сосны, ели, березы, осины. Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики. На елке и сосне не забудьте изобразить зеленые иголки жесткой полусухой кистью.

4. Самостоятельная работа детей

5. Физминутка

Воспитатель: - Деревья зимой должны быть укрыты снегом. Давайте устроим снегопад.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками и покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги

Не завязнуть в снеге чтобы, поднимаем выше ноги.

И вот так идем, идем, и к себе приходим в дом.

 6. Руководство выполнением задания.

Воспитатель: - Падающие снежинки можно изобразить концом тонкой кисти, но есть и еще один очень интересный способ – способ «набрызгов». На зубную щетку наносим гуашь. Направив щетку на лист бумаги, резко проводим по ней карандашом (или палочкой) по направлению к себе. Веточки деревьев и кустарников можно сверху покрыть «снегом» с помощью кисточки.

 7. Самостоятельная работа детей

 8. Итог занятия

Воспитатель: - Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, то вы нарисовали:

Чародейкою-Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

 

 Дополнительные материалы