СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Широкова. Светлана Борисовна, ГБОУ Детский сад № 13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, заместитель заведующего по УВР Высшая квалификационная категория, стаж работы 31 год. |
Автор: Гуляева Наталья Владимировна, ГБОУ Детский сад № 13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, первая квалификационная категория, стаж работы 4 года. |
Автор: Громова Надежда Григорьевна, ГБОУ Детский сад № 13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, первая квалификационная категория, стаж работы 11 лет. |
Мы имеем один экземпляр Вселенной и
не можем под ним экспериментировать.
В.Л.Гинзбург
Человек – разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Силы природы несоизмеримо больше по сравнению с силой людей, между тем слишком часто она страдает от неумелого, а иногда варварского вмешательства человека. Трудно бороться с природой, быть с ней на равных переделывать её. Но в силах людей сберечь её, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру. Природа – наш общий дом. Дом всего человечества. Природа – естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного города. Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от « Я – природа» до « Я и природа». Все, выше приведенные данные, позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта: формирование экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов)
Задачи проекта:
- создать экологически благоприятную среду на территории ГБДОУ для реализации приоритетного направления;
- формировать знания об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека;
- развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
- реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Кронштадта и родного края.
Новизна экологического проекта заключается в создании системы применения методов и приемов, направленных на формирования экологические культуры. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для детей технологии, можно обеспечить эту включенность. Участие в проекте позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта: один год.
Участники, партнеры проекта: сотрудники ГБДОУ, воспитанники и их родители, социальные партнеры.
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический (июнь – август)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (август-сентябрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экологических акций.
3 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологических акций.
4 этап – итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
- создание на территории ГБДОУ экологически благоприятной среды;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- совершенствование, экологической компетентности родителей по теме проекта;
Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
- создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу; интерактивных игр;
- познавательное чтение;
- “Уроки доброты”;
- конкурсы и викторины, КВН;
- продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- выпуск экологический газеты,
- день (неделя) “Волшебная экология души”;
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях.
Продукты проектной деятельности:
Электронные игры: «Что для чего», «Птичье меню», «Будь природе другом», «Безопасность на природе», «Звуки природы»;
Фотоальбомы: «Как мы птицам помогали», «Лето на природе»;
Игровые презентации: «С кем дружит ёлочка», «Как ёлочка растёт»;
Электронная книга «Защитим планету нашу»;
Экологический фильм «Заказник Западный Котлин».
План проведения экологических акций.
№ п/п
| Название акции
| Сроки проведения
| Участники
|
1 | «За чистый Кронштадт» | Сентябрь-октябрь
| Педагоги, дети, родители, сотрудники Музея истории Кронштадта |
2 | «Пернатые друзья» | Ноябрь
| Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки |
3 | «Ёлочка-краса» | Декабрь
| Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки |
4 | «Зверье мое» | Январь-февраль
| Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки |
5 | «Вода источник жизни на Земле» | Март-апрель
| Педагоги, дети, родители, сотрудники детского центра СПб. |
6 | «Сбережем планету нашу!» | Май-июнь
| Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки |
План - карта действий по реализации проекта для детей 5-7 лет.
АКЦИЯ «За чистый Кронштадт»
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Экологическая тревога: загрязнённый участок. | Экологическая тревога: загрязнённый участок. Трудовая деятельность на участке, беседы, наблюдения, чтение: И.Ревю «Чистота-красота», просмотр мультфильма: Смешарики «Уборка мусора», электронная игра «Что для чего» (инвентарь для уборки участка). | Трудовой десант Обработка кустарников, цветников, сбор опавших листьев».
|
2 | Экологические знаки
| Изготовление знака «Не сорите!» | Распределение знаков на территории города |
3 | Экологическая тропа
| Игра-путешествие «Собери и положи» (сбор и сортировка семян однолетних цветов). Экологические экскурсии в природу «Легенды о деревьях» совместно с сотрудниками Музея истории Кронштадта. | Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи. Приложение № 1. Творческий конкурс «Осенний букет» Приложение № 2. |
4 | Экологический субботник | Раскрашивание листовок «Все на субботник!», разработка агитационных материалов. Приложение № 3. | Сбор фото материалов для изготовления фотогазеты «Превратим наш город в сказку!» Приложение № 4. |
АКЦИЯ «Пернатые друзья»
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п
| Этапы акции
| Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй
|
1 | Экологическая тревога:
| Птицам нет еды Наблюдение: «Какие птицы прилетают на кормушку?», беседа. Чтение М.Пришвин «Лесной доктор»; Н.Сладков «Кусок хлеба», «Волшебная палочка». Электронная игра «Птичье меню». Разучивание стихов о птицах: А.Барто «Снигирь»; Г.Петухова «Зяблики»; Т.Гусакова «Зимние яблоки»; З.Александрова «Новая столовая». Досуг «Птичьи разговоры». | Подбор материала для создания интерактивной книги «Птичье меню». Предложить проверить истинность народных пословиц, о птицах. Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель. В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер. Вороны прячут клюв под крыло – к холодам. Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло. Синички с утра пищат – значит будет мороз.
|
2 | Экологические знаки | Изготовление знаков «Не пугайте птиц!», «Голодно зимой!» | Распределение знаков на территории города. |
3 | Экологическая тропа
| Раскладывание корма в кормушки. Дидактическая игра «Ищем птичьи следы». | Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе. Создание фотоальбома «Как мы птицам помогали». |
АКЦИЯ: «Ёлочка-краса»
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№ п/п
| Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Экологическая тревога | Беседа « Полезные свойства ели», «С кем дружит ель» (с просмотром Выпуск плакатов и развешивание плакатов в Вырубка елей к новогоднему празднику. электронных презентаций) Просмотр мультфильма «Ель». Разучивание стихов: «Лесная красавица» Т.Волгина, « В лесу стояла елочка» С.Михалков, И. Токмакова «Живи, ёлочка».
| Выпуск плакатов и развешивание плакатов в микрорайоне. Конкурс «Новогодняя елка» (своими руками из разного материала). Приложение № 5. |
2 | Экологические знаки | Аппликация с использование манной крупы «Зимняя сказка» Изготовление плакатов «Не рубите ели!». Приложение № 6. | Распределение знаков на территории города. |
3 | Экологическая тропа
| Цикл наблюдений за елью.
| Подбор материала для создание презентации «Как елочка растет». |
АКЦИЯ: «Зверье мое»
Цель: воспитывать чуткое отношение к животным, формировать представление о значении животных в жизни человека.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Экологическая тревога | Беспризорные животные. Чтение и обсуждение детской литературы о животных. Заучивание стихов о животных. КВН «В мире животных» совместно с сотрудниками детской библиотеки. Рисование «Соседи по планете». Работа с материалами фотопроекта «Если даже мама колючая – все равно она самая лучшая» (рассматривание, составление рассказов) | Сочинение экологических сказок о животных и изготовление книжек-самоделок. Приложение № 7 |
2 | Экологические знаки | Изготовление знаков «Не навреди! » | Сбор материалов для книжки-самоделки «Красная книга животных России» |
3 | Экологическая тропа | Дидактические игры по решению проблемных ситуаций, связанных с жизнью животных | Сбор корма для помощи бездомным животным Кронштадта в приют «Ковчег». |
АКЦИЯ: «Вода источник жизни на земле»
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле.
№ п/п
| Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 | Экологическая тревога. Вода в опасности. | Познавательное чтение: Л.Бойко «Серебряная капля»; Я Аким «Где живет вода?»; С.Маршак «Водопровод»; И.Бунин «Родник»; М.Пожаров «Колодец»; Н.Заболоцкий «На реке»; Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок». Исследовательская деятельность: веселые уроки в «Магической лаборатории» (свойства воды) организованная совместно с сотрудниками детского центра СПб. Приложение № 8. | Создание семейных лабораторий (зарисовки опытов, фото, карты – схемы). Приложение № 9.
|
2 | Экологические знаки | Изготовление знаков «Берегите воду!» | Размещение знаков в районе |
3 | Экологическая тропа | Исследовательская деятельность: Где сосульки длиннее? Почему сосульки плачут? Как убрать лужи? Посадка семян цветов, гороха, лука и т.д. Развлечение «Капелька воды». | Совместное участие в развлечении с детьми. |
АКЦИЯ: «Сбережём планету нашу»
Цель: формирование у детей и родителей гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
№ п/п |
|
|
|
1 | Экологическая тревога | Природа в опасности. Решение проблемных ситуаций «Не навреди природе» Интерактивные игры «Будь природе другом»; «Безопасность на природе»; «Звуки природы». Просмотр фильма «Заказник Западный Котлин». | Организация семейных походов в заказник «Западный Котлин». |
2 | Экологические знаки | Рисование по теме «Защитим нашу планету» для создания электронной книги | Изготовление знаков «Береги природу» и размещение знаков в районе. |
3 | Экологическая тропа | Трудовой десант «Мы за чистый Кронштадт». Высадка рассады цветущих растений. | Изготовление галстуков юного защитника природы Кронштадта |