Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №17 (июнь 2016) » Экологическое воспитание дошкольников

С.Б. Широкова, Н.В. Гуляева, Н.Г. Громова. Экологический проект «Юные экологи Кронштадта»


Автор: Широкова. Светлана Борисовна, ГБОУ Детский сад № 13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, заместитель заведующего по УВР Высшая квалификационная категория, стаж работы 31 год.


Автор: Гуляева Наталья Владимировна,  ГБОУ Детский сад № 13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, первая квалификационная категория, стаж работы 4 года.


Автор: Громова Надежда Григорьевна, ГБОУ Детский сад № 13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, первая квалификационная категория, стаж работы 11 лет.


Мы имеем один экземпляр Вселенной и

не можем под ним экспериментировать.

В.Л.Гинзбург

Человек – разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Силы природы несоизмеримо больше по сравнению с силой людей, между тем слишком часто она страдает от неумелого, а иногда варварского вмешательства человека. Трудно бороться с природой, быть с ней на равных переделывать её. Но в силах людей сберечь её, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру. Природа – наш общий дом. Дом всего человечества. Природа – естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного города. Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от « Я – природа» до « Я и природа». Все, выше приведенные данные, позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта: формирование экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов)

Задачи проекта:

 - создать экологически благоприятную среду на территории ГБДОУ для реализации приоритетного направления;

 - формировать знания об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека;

 - развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

 - организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

 - реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;

 - развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

 - развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

 - воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Кронштадта и родного края.

Новизна экологического проекта заключается в создании системы применения методов и приемов, направленных на формирования экологические культуры. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для детей технологии, можно обеспечить эту включенность. Участие в проекте позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта: один год.

Участники, партнеры проекта: сотрудники ГБДОУ, воспитанники и их родители, социальные партнеры.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (июнь – август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (август-сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта:

 - создание на территории ГБДОУ экологически благоприятной среды;

 - повышение уровня знаний по экологии у детей;

 -  совершенствование, экологической компетентности родителей по теме проекта;

Формы работы по реализации проекта:

 - наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

 - создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу; интерактивных игр;

 - познавательное чтение;

 - “Уроки доброты”;

 - конкурсы и викторины, КВН;

 - продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

 - лаборатория (опыты и эксперименты);

 - выпуск экологический газеты,

 - день (неделя) “Волшебная экология души”;

 - инсценировки и театрализации;

 - экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

 - эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях.

Продукты проектной деятельности:

Электронные игры: «Что для чего», «Птичье меню», «Будь природе другом», «Безопасность на природе», «Звуки природы»;

Фотоальбомы: «Как мы птицам помогали», «Лето на природе»;

Игровые презентации: «С кем дружит ёлочка», «Как ёлочка растёт»;

Электронная книга «Защитим планету нашу»;

Экологический фильм «Заказник Западный Котлин».

План проведения экологических акций.

№ п/п

 

Название акции

 

Сроки проведения

 

Участники

 

1

«За чистый Кронштадт»

Сентябрь-октябрь

 

Педагоги, дети, родители, сотрудники Музея истории Кронштадта

2

«Пернатые друзья»

Ноябрь

 

Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки

3

«Ёлочка-краса»

Декабрь

 

Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки

4

«Зверье мое»

Январь-февраль

 

Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки

5

«Вода источник жизни на Земле»

Март-апрель

 

Педагоги, дети, родители, сотрудники детского центра СПб.

6

«Сбережем планету нашу!»

Май-июнь

 

Педагоги, дети, родители, сотрудники детской библиотеки

План - карта действий по реализации проекта для детей 5-7 лет.

АКЦИЯ «За чистый Кронштадт»

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

№ п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Экологическая тревога: загрязнённый участок.

Экологическая тревога: загрязнённый участок.

Трудовая деятельность на участке, беседы, наблюдения, чтение: И.Ревю «Чистота-красота», просмотр мультфильма: Смешарики «Уборка мусора», электронная игра «Что для чего» (инвентарь для уборки участка).

Трудовой десант Обработка кустарников, цветников, сбор опавших листьев».

 

2

Экологические знаки

 

Изготовление знака «Не сорите!»

Распределение знаков на территории города

3

Экологическая тропа

 

Игра-путешествие «Собери и положи» (сбор и сортировка семян однолетних цветов).

Экологические экскурсии в природу «Легенды о деревьях» совместно с сотрудниками Музея истории Кронштадта.

Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи. Приложение № 1.

Творческий конкурс «Осенний букет» Приложение № 2.

4

Экологический субботник

Раскрашивание листовок «Все на субботник!», разработка агитационных материалов.

Приложение № 3.

Сбор фото материалов для изготовления фотогазеты «Превратим наш город в сказку!» Приложение № 4.

АКЦИЯ «Пернатые друзья»

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

п/п

 

Этапы акции

 

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

 

1

Экологическая тревога:

 

Птицам нет еды

Наблюдение: «Какие птицы прилетают на кормушку?», беседа. Чтение М.Пришвин «Лесной доктор»;

Н.Сладков «Кусок хлеба», «Волшебная палочка».

Электронная игра «Птичье меню». Разучивание стихов о птицах:

А.Барто «Снигирь»;

Г.Петухова «Зяблики»;

Т.Гусакова «Зимние яблоки»;

З.Александрова «Новая столовая».

Досуг «Птичьи разговоры».

Подбор материала для создания интерактивной книги «Птичье меню».

Предложить проверить истинность народных пословиц, о птицах.

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

 

2

Экологические знаки

Изготовление знаков «Не пугайте птиц!», «Голодно зимой!»

Распределение знаков на территории города.

3

Экологическая тропа

 

Раскладывание корма в кормушки. Дидактическая игра «Ищем птичьи следы».

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе. Создание фотоальбома «Как мы птицам помогали».

АКЦИЯ: «Ёлочка-краса»

Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

п/п

 

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Экологическая тревога

Беседа « Полезные свойства ели», «С кем дружит ель» (с просмотром

Выпуск плакатов и развешивание плакатов в

Вырубка елей к новогоднему празднику.

электронных презентаций)

Просмотр мультфильма «Ель».

Разучивание стихов: «Лесная красавица» Т.Волгина, « В лесу стояла елочка» С.Михалков, И. Токмакова «Живи, ёлочка».

 

Выпуск плакатов и развешивание плакатов в

микрорайоне.

Конкурс «Новогодняя елка» (своими руками из разного материала). Приложение № 5.

2

Экологические знаки

Аппликация с использование манной крупы «Зимняя сказка»

Изготовление плакатов «Не рубите ели!». Приложение № 6.

Распределение знаков на территории города.

3

Экологическая тропа

 

Цикл наблюдений за елью.

 

Подбор материала для создание презентации «Как елочка растет».

АКЦИЯ: «Зверье мое»

Цель: воспитывать чуткое отношение к животным, формировать представление о значении животных в жизни человека.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Экологическая тревога

Беспризорные животные. Чтение и обсуждение детской литературы о животных. Заучивание стихов о животных. КВН «В мире животных» совместно с сотрудниками детской библиотеки. Рисование «Соседи по планете». Работа с материалами фотопроекта «Если даже мама колючая – все равно она самая лучшая» (рассматривание, составление рассказов)

Сочинение экологических сказок о животных и изготовление книжек-самоделок.

Приложение № 7

2

Экологические знаки

Изготовление знаков «Не навреди! »

Сбор материалов для книжки-самоделки «Красная книга животных России»

3

Экологическая тропа

Дидактические игры по решению проблемных ситуаций, связанных с жизнью животных

Сбор корма для помощи бездомным животным Кронштадта в приют «Ковчег».

АКЦИЯ: «Вода источник жизни на земле»

Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле.

п/п

 

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Экологическая тревога. Вода в опасности.

Познавательное чтение: Л.Бойко «Серебряная капля»; Я Аким «Где живет вода?»; С.Маршак «Водопровод»;

И.Бунин «Родник»; М.Пожаров «Колодец»; Н.Заболоцкий «На реке»;

Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок». Исследовательская деятельность: веселые уроки в «Магической лаборатории» (свойства воды) организованная совместно с сотрудниками детского центра СПб. Приложение № 8.

Создание семейных лабораторий (зарисовки опытов, фото, карты – схемы). Приложение № 9.

 

2

Экологические знаки

Изготовление знаков «Берегите воду!»

Размещение знаков в районе

3

Экологическая тропа

Исследовательская деятельность: Где сосульки длиннее? Почему сосульки плачут? Как убрать лужи? Посадка семян цветов, гороха, лука и т.д. Развлечение «Капелька воды».

Совместное участие в развлечении с детьми.

АКЦИЯ: «Сбережём планету нашу»

Цель: формирование у детей и родителей гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

п/п

 

 

 

1

Экологическая тревога

Природа в опасности. Решение проблемных ситуаций «Не навреди природе»

Интерактивные игры «Будь природе другом»; «Безопасность на природе»; «Звуки природы». Просмотр фильма «Заказник Западный Котлин».

Организация семейных походов в заказник «Западный Котлин».

2

Экологические знаки

Рисование по теме «Защитим нашу планету» для создания электронной книги

Изготовление знаков «Береги природу» и размещение знаков в районе.

3

Экологическая тропа

Трудовой десант «Мы за чистый Кронштадт».

Высадка рассады цветущих растений.

Изготовление галстуков юного защитника природы Кронштадта

Дополнительные материалы.