Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №17 (июнь 2016) » Экологическое воспитание дошкольников

Н.Ю. Воронина, Л.Ю. Никишина. Методическая разработка совместной деятельности по теме: «Экологическое образование как средство нравственного воспитания в рамках проекта «Наши четвероногие друзья»


Автор: Воронина Нинель Юрьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, высшая квалификационная категория, стаж работы 24 года.

 


Автор: Никишина Лариса Юрьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагогический стаж 30 лет, высшая квалификационная категория.

 

 


«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!»
Юлия Перфильева

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, сознательного отношения человека к окружающей среде, формирование ответственности за судьбу природы родного края. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме «Человек и природа».
В наше время очень остро стоит проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью и неуважительным отношением ко всему живому.
Главной целью экологического воспитания дошкольников является формирование основ экологического сознания и экологической культуры. Уже на первом этапе образования, дошкольники получают знания о природе, её многообразии, о взаимосвязях и взаимозависимости всех ее компонентов. Усвоение основ экологических знаний у дошкольников происходит наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому в работу по экологическому воспитанию мы включаем решение следующих задач:
- воспитание гуманного отношения, формирование готовности проявлять заботу, способствовать выработке активной позиции защитника «братьев наших меньших»;
- расширение системы экологических знаний и представлений о мире животных, как об уникальных и неповторимых живых существах, их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей.
Выстраивая свою работу по теме «Домашние животные» в рамках проектной деятельности, был подобран литературный материал, музыкально-дидактические игры, проводились беседы «За что мы их любим?», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и другие. Совместно с родителями был организован конкурс детского художественного творчества «Мой любимый питомец», где были подобраны фотографии домашних питомцев, детей вместе с животными, всей семьи со своими любимцами. Проводились вечера развлечений в форме викторины «Угадай героя» по эпизодам знакомых мультфильмов, «О них слагают сказки… и не только» по сказочным произведениям. Подобран консультативный материал для родителей «Верные друзья ребенка».
Много новых и интересных фактов, дети узнали во время экскурсии в «Музее кошек», на выставках кошек и собак, о чем делились в группе со сверстниками.
В ходе работы с детьми по теме «Домашние животные» в рамках проектной деятельности был выявлен особый интерес к собакам.
Таким образом, возникла идея о создании игрового проекта «Наши четвероногие друзья» с использованием mimio-технологии, которая способствует реализации образовательных задач посредством игры, вследствие чего деятельность детей становится более интересной и увлекательной. В данный проект были включены игры и игровые упражнения, в которых ребенок является непосредственным активным участником. Преимущество данного проекта заключается в том, что материал может быть использован как целиком, так и отдельными страницами. Его можно включить в любой этап мероприятия, например, ознакомление с новым материалом о домашних животных посредством ссылок для выхода в сети – Интернет, повторение и закрепление пройденного материала и. т. д. Информация, представленная в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес (музыка, графика, движения, видео). Отдельные страницы проекта используются с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку, его возрастных и индивидуальных особенности.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, формирует не только наблюдательность, но и любознательность, тогда дети захотят узнать еще больше.
Используя в работе с детьми данный mimio-проект, можно отметить, что у детей повысился уровень знаний и представлений о домашних питомцах (собаках), появилась готовность проявлять заботу и внимание к своим четвероногим друзьям. Активизировался интерес и у родителей к заявленной теме.
Несмотря на то, что проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, отдельные его страницы можно использовать в работе с детьми помладше, решая более простые задачи, направленные на развитие познавательных способностей.
Своим опытом по использованию mimio – технологий в работе с дошкольниками, мы делились на мастер - классах разного уровня: уровень ДОО, районный, городской. Надеемся на то, что данный проект будет полезен и применен педагогами в совместной деятельности с детьми по нравственному и экологическому воспитанию.


Методические указания по работе с проектом«Наши четвероногие друзья»

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Авторы проекта: Воронина Нинель Юрьевна и Никишина Лариса Юрьевна,

воспитатели ГБДОУ детский сад №4 комбинированного вида Кронштадтского района, Санкт-Петербурга.

Размер: 12 страниц

Реализуемые образовательные области: Познавательное развитие (Расширение представлений о мире животных (собаки), формирование элементарных математических представлений); Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта: Расширять и систематизировать представления у старших дошкольников о мире животных (собаки).

Принципы работы: Данный проект основывается на принципах – возрастной и деятельностный.

Страница 1

Титульный лист

(иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу)

Страница 2 «Служебные собаки»

Цель: расширение представлений у старших дошкольников о пользе животного (собаки) для человека:

 - выполнение поставленной человеком задачи «служба»;

 - доставление человеку положительных эмоций

На этой странице разговор идёт о служебных собаках: пограничная собака, собака-санитар, собака поводырь, ездовая собака, охотничья, собака-спасатель и собака ассистент и т.д.

Гиперссылка: Каждая картинка имеет гиперссылку, перейдя по которой можно получить более полную информацию о данных служебных собаках.

Действие:

(иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу

Страница 3 «Подбери пару»

Цель: Закрепление знаний у старших дошкольников о назначении служебных собак.

Действие:

Ребёнку предлагается рассмотреть картинки в таблице и разместить в пустых клетках собак, которые будут составлять «пару» с данной картинкой. Все собаки спрятаны за заборчиком. Ребёнок стилусом вытаскивает собаку и находит ей «хозяина». Для усложнения можно попросить объяснить свой выбор.

Гиперссылка: иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу; иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу

Страница 4 «Накорми собаку»

Цель: Развитие познавательных способностей.

Действие: Игровая ситуация «Накорми собаку». Из предложенных лакомств ребёнок должен выбрать, то, что подходит собаке. Если ребёнок выбирает правильный ответ, то при нажатии на него раздастся сигнал и появится зелёная галочка, а если ответ неправильный, то сигнал и красный крестик.

Гиперссылка: иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу; иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу.

Страница 5 «Реши кроссворд»

Цель: Развитие познавательных способностей, закрепление знаний о названиях пород собак, подготовка к обучению грамоты, развитие мелкой моторики руки.

Действие: В пустых клетках надо вписать название пород собак. Если ребёнок справился с заданием, то в конце мы проверяем его ответы, открыв ширмочки, которые расположены под каждой собакой. Если это задание вызывает определённые трудности у ребёнка, то ширмочку можно открыть сразу.

Гиперссылка: иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу; иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу.

Страница 6 «Дорисуй и раскрась собаку»

Цель: развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики руки

Действие: Ребёнку предлагается обвести контур собаки по пунктирным линиям и в дальнейшем раскрасить собаку по образцу. Ребёнок может предложить свой вариант раскраски собаки. Чтобы задание выполнялось веселее, в левом верхнем углу нажимаем на колокольчик – звучит весёлая песенка.

Гиперссылка: иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу; иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу

Страница 7 «Собери и раскрась картинку»

Цель: Умение собирать целый предмет из частей по образцу и без него. Развитие пространственного мышления, развитие зрительного внимания.

Действие: Ребёнку предлагается из вырезанных частей сложить картинку, и в дальнейшем её раскрасить. Если ребёнок затрудняется подобрать те или иные детали на картинки, то в верхнем левом углу, потянув за бабочку вниз, появится образец, который поможет ребёнку справиться с заданием.

Гиперссылка: иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу; иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу.

Страница 8 Лабиринт «Помоги щенку добраться до косточки»

Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, развитие зрительного внимания.

Действие: При помощи стилуса ребёнок прокладывает маршрут пути следования собаки к косточке. Для детей, которые испытывают трудности, в верхнем правом углу, потянув за бабочку, мы показываем простой вариант лабиринта и таким образом даём возможность ребёнку справиться с заданием.

Гиперссылка: иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу; иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу.

Страница 9 «Рулетка»

Цель: Развитие умения правильно называть предмет, составить небольшой рассказ о нем.

Действие: Нажимая на волчок, который находится в нижнем левом углу, ребёнок запускает стрелку на барабане и когда стрелка останавливается, называет предмет, который изображён на данном секторе. Предметы в секторах можно менять по темам.

Гиперссылка: иконка собачки в правом нижнем углу – переход на новую страницу; иконка собачки в нижнем левом углу – возвращение на предыдущую страницу.

Ознакомиться с презентацией к данной работе можно по ссылке: https://yadi.sk/d/lAJq6kBjseZrW Презентация открывается с помощью программы электронной доски mimio/