Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №17 (июнь 2016) » Экологическое воспитание дошкольников

В.С. Апарина, Е.В. Гречуха, Л.А. Мочернип. Методическая разработка совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что б здоровье сохранить, воду надо чистой пить».


Автор: Апарина Виктория Сергеевна, воспитатель БГДОУ №2 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 3 года, первая квалификационная категория.


Автор: Гречуха Елена Валентиновна, старший воспитатель ГБДОУ № 2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 35 лет, высшая квалификационная категория.


Автор:  Мочерни Любовь Алексеевна, воспитатель БГДОУ №2 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 16 лет, первая квалификационная категория.


Ознакомиться с презентацией к данной работе можно по ссылке: https://yadi.sk/i/XW4tB038sW6U6 

Актуальность:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

Задачи:

  • Познавательное развитие: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха).
  • Речевое развитие: развивать речь детей, формировать умение поддерживать беседу о воде, высказывать свою точку зрения. Формировать у детей умение слушать и читать стихи о воде, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении стихов, отгадывать и загадывать загадки.
  • Социально – коммуникативное развитие: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту, формировать умение активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
  • Физическое развитие: упражнять детей в выполнении движений чётко и

ритмично в соответствии с текстом.

  • Художественно – эстетическое развитие: формировать умение слушать музыку.

Образовательные области:

  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно - эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Виды детской деятельности:

  • Игровой.
  • Коммуникативный.
  • Познавательно – исследовательский.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора.
  • Двигательный.
  • Музыкальный.
  • Изобразительный.

Методы и приёмы:

Наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о значении воды;
  • чтение художественной литературы ( Н. Николаенко «Дождик - душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки»);
  • проведение отдельных экспериментов с водой;
  • познавательная игра «Где какая вода бывает»;
  • просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;
  • рисование «Путешествие к Финскому заливу»;
  • аппликация «Аквариум»;
  • наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Глобус, вырезанный из прозрачной пластмассы 3 фигуры капли разной степени загрязнения, ширма, поднос с пластиковой прозрачной посудой на каждый стол, чайник с водой, кусочки марли, фильтр, воронки,  мультимедийная установка, ноутбук, экран, карандаши, фломастеры, мелки, листы бумаги, мяч.

Словарь: глобус, модель, суша, материки, круговорот воды в природе, пресная вода, лаборатория.

Ход занятия:

  1. Звучит тихая музыка. Дети заходят в зал. Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках?

Ответы детей.

Воспитатель: Что такое глобус?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно это макет нашей земли в уменьшенном размере. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, на нашей земле много воды: рек, озёр, морей и океанов.

Слайд( №2 ,№ 3 ,№4 ,№ 5 ).

Воспитатель: Кому в природе нужна вода?

Ответы детей.

Слайд( №6 ).

Воспитатель: Послушайте, что за шум слышится?

Ответы детей.

Слайд ( №7 ).

Воспитатель: А дождь это что?

Ответы детей.

2.                  Театрализация «В гости капельки пришли»

Появляется капелька из-за ширмы.

Капелька: Здравствуйте, ребята! Я с тучкой пришла к Вам в гости.

Появляется вторая капелька ( Каплюша – серого цвета).

Каплюша: Ой-ой-ой, здравствуйте!

Капелька: Здравствуй, Каплюша! Что с тобой произошло?

Каплюша: Не знаю. Но что-то плохо мне.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Каплюше плохо?

Ответы детей.

Капелька: Каплюша, а ты куда попала с тучки?

Каплюша: В эту речку.

Слайд ( № 8 ) .

Воспитатель: Что случилось с речкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто её загрязнил?

Ответы детей.

Капелька: Теперь, понятно, подружка почему, ты заболела!

Слышатся стоны из-за ширмы, появляется капелька Люша.

Капелька: Ой, ещё одна моя подружка пришла. Здравствуй!

Люша (грустно): Здравствуйте.

Капелька: Люша, ты чего такая грустная и не такая, как всегда?

Люша: Не знаю, наверное,  я заболела.

Капелька: А ты после тучки куда попала?

Люша: В это озеро?

Слайд ( № 9 ).

Воспитатель: Ребята, что не так с этим озером?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, это вода грязная, так как некоторые заводы загрязняют воду, сбрасывают в неё плохие вещества и делают воду непригодной для питья и жизни живых организмов.

Слайды ( №10 ).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо» и расскажем капелькам, что плохо для воды.

Дети встают по кругу, воспитатель бросает ребёнку мяч. Он ловит и отвечает на вопрос: «Что плохо для воды?» или !Что хорошо для воды?»

Люша и Каплюша: Теперь мы знаем, почему заболели!

Капелька: А как же помочь моим подружкам выздороветь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, им нужна чистая вода. А у нас в водопроводном кране, какая вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Ведь  воду берут из залива. И, чтобы она к нам попала чистой, ученые изобрели  фильтры, с помощью которых вода  очищается.  Мы с вами узнаем самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает к нам, в наши дома через водопровод, фильтрованная. Вода течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря.

3.                  Мини-лоборатория

Сейчас мы с вами станем исследователями в небольшой лаборатории по очистке воды.

Дети становятся вокруг столов. На столах приготовлены пластиковые одноразовые стаканчики. На два ребёнка – два стаканчика ( в одном налита грязная вода, другой пустой).

Воспитатель раздает марлевые тряпочки сложенные в несколько раз.

Воспитатель: Смотрите в стаканчике вода. Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: Наденем сверху пустого стаканчика марлю (показывает), это и будет наш фильтр. Один ребёнок придерживает, другой наливает потихоньку грязную воду в стаканчик с фильтром.

Дети следую инструкции, проводят опыт.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая стала вода?

Ответы детей.

Воспитатель показывает фильтр «Барьер».

Воспитатель: Ребята, а это что?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду.

Дети выливают воду в фильтр.

Воспитатель: Какая стала вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как мы поможем капелькам?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно. Так и сделаем.

Воспитатель берёт фильтр, подходит к капелькам и укладывает в фильтр. Потом вынимает чистые капельки.

Капелька: Как, здорово! Спасибо! Мы теперь здоровые и весёлые. Хотите с нами поиграть?

Ответы детей.

Капельки: Вы будете маленькими капельками, как мы. Превращайтесь.

4.                  Подвижная игра «Тучка и капельки»

Ход игры:

Дети встают врассыпную (звучит шум дождя), ребята бегают врассыпную. Капельки объединились в ручеёк (дети бегут друг за другом). Ручеёк впал в озеро (ребята замкнули круг). Солнышко выглянуло (потянули руки вверх), капельки поднялись в небо и улетели на тучку (сели на свои места).

Капелька: Вот так мы путешествуем везде.

Каплюша: Спасибо, Вам, ребята за помощь! Мы полетели на тучку. До свидания!

Капельки исчезают.

Воспитатель: Ребята, человек сам загрязняет воду, которая так необходима для нашей жизни и всего живого. Так давайте, мы с вами нарисуем инструкции о том, как сберечь воду чистой. И повесим инструкции в саду, чтобы люди задумались о чистоте рек, Финского залива, озер, морей.

5.                  Рефлексия.

Детям задаются вопросы.

Воспитатель: Кто узнал, что-то новое для себя?

Ответы детей:

Воспитатель: Что вас особенно удивило?

Ответы детей:

Воспитатель: Что бы Вы еще хотели бы узнать и как?

Ответы детей: