СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Апарина Виктория Сергеевна, воспитатель БГДОУ №2 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 3 года, первая квалификационная категория. |
Автор: Гречуха Елена Валентиновна, старший воспитатель ГБДОУ № 2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 35 лет, высшая квалификационная категория. |
Автор: Мочерни Любовь Алексеевна, воспитатель БГДОУ №2 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 16 лет, первая квалификационная категория. |
Ознакомиться с презентацией к данной работе можно по ссылке: https://yadi.sk/i/XW4tB038sW6U6
Актуальность:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.
Задачи:
ритмично в соответствии с текстом.
Образовательные области:
Виды детской деятельности:
Методы и приёмы:
Наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.
Предварительная работа:
Оборудование:
Глобус, вырезанный из прозрачной пластмассы 3 фигуры капли разной степени загрязнения, ширма, поднос с пластиковой прозрачной посудой на каждый стол, чайник с водой, кусочки марли, фильтр, воронки, мультимедийная установка, ноутбук, экран, карандаши, фломастеры, мелки, листы бумаги, мяч.
Словарь: глобус, модель, суша, материки, круговорот воды в природе, пресная вода, лаборатория.
Ход занятия:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель: Ребята, что у меня в руках?
Ответы детей.
Воспитатель: Что такое глобус?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно это макет нашей земли в уменьшенном размере. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, на нашей земле много воды: рек, озёр, морей и океанов.
Слайд( №2 ,№ 3 ,№4 ,№ 5 ).
Воспитатель: Кому в природе нужна вода?
Ответы детей.
Слайд( №6 ).
Воспитатель: Послушайте, что за шум слышится?
Ответы детей.
Слайд ( №7 ).
Воспитатель: А дождь это что?
Ответы детей.
2. Театрализация «В гости капельки пришли»
Появляется капелька из-за ширмы.
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я с тучкой пришла к Вам в гости.
Появляется вторая капелька ( Каплюша – серого цвета).
Каплюша: Ой-ой-ой, здравствуйте!
Капелька: Здравствуй, Каплюша! Что с тобой произошло?
Каплюша: Не знаю. Но что-то плохо мне.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Каплюше плохо?
Ответы детей.
Капелька: Каплюша, а ты куда попала с тучки?
Каплюша: В эту речку.
Слайд ( № 8 ) .
Воспитатель: Что случилось с речкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто её загрязнил?
Ответы детей.
Капелька: Теперь, понятно, подружка почему, ты заболела!
Слышатся стоны из-за ширмы, появляется капелька Люша.
Капелька: Ой, ещё одна моя подружка пришла. Здравствуй!
Люша (грустно): Здравствуйте.
Капелька: Люша, ты чего такая грустная и не такая, как всегда?
Люша: Не знаю, наверное, я заболела.
Капелька: А ты после тучки куда попала?
Люша: В это озеро?
Слайд ( № 9 ).
Воспитатель: Ребята, что не так с этим озером?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, это вода грязная, так как некоторые заводы загрязняют воду, сбрасывают в неё плохие вещества и делают воду непригодной для питья и жизни живых организмов.
Слайды ( №10 ).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо» и расскажем капелькам, что плохо для воды.
Дети встают по кругу, воспитатель бросает ребёнку мяч. Он ловит и отвечает на вопрос: «Что плохо для воды?» или !Что хорошо для воды?»
Люша и Каплюша: Теперь мы знаем, почему заболели!
Капелька: А как же помочь моим подружкам выздороветь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, им нужна чистая вода. А у нас в водопроводном кране, какая вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ведь воду берут из залива. И, чтобы она к нам попала чистой, ученые изобрели фильтры, с помощью которых вода очищается. Мы с вами узнаем самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает к нам, в наши дома через водопровод, фильтрованная. Вода течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря.
3. Мини-лоборатория
Сейчас мы с вами станем исследователями в небольшой лаборатории по очистке воды.
Дети становятся вокруг столов. На столах приготовлены пластиковые одноразовые стаканчики. На два ребёнка – два стаканчика ( в одном налита грязная вода, другой пустой).
Воспитатель раздает марлевые тряпочки сложенные в несколько раз.
Воспитатель: Смотрите в стаканчике вода. Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: Наденем сверху пустого стаканчика марлю (показывает), это и будет наш фильтр. Один ребёнок придерживает, другой наливает потихоньку грязную воду в стаканчик с фильтром.
Дети следую инструкции, проводят опыт.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какая стала вода?
Ответы детей.
Воспитатель показывает фильтр «Барьер».
Воспитатель: Ребята, а это что?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду.
Дети выливают воду в фильтр.
Воспитатель: Какая стала вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как мы поможем капелькам?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно. Так и сделаем.
Воспитатель берёт фильтр, подходит к капелькам и укладывает в фильтр. Потом вынимает чистые капельки.
Капелька: Как, здорово! Спасибо! Мы теперь здоровые и весёлые. Хотите с нами поиграть?
Ответы детей.
Капельки: Вы будете маленькими капельками, как мы. Превращайтесь.
4. Подвижная игра «Тучка и капельки»
Ход игры:
Дети встают врассыпную (звучит шум дождя), ребята бегают врассыпную. Капельки объединились в ручеёк (дети бегут друг за другом). Ручеёк впал в озеро (ребята замкнули круг). Солнышко выглянуло (потянули руки вверх), капельки поднялись в небо и улетели на тучку (сели на свои места).
Капелька: Вот так мы путешествуем везде.
Каплюша: Спасибо, Вам, ребята за помощь! Мы полетели на тучку. До свидания!
Капельки исчезают.
Воспитатель: Ребята, человек сам загрязняет воду, которая так необходима для нашей жизни и всего живого. Так давайте, мы с вами нарисуем инструкции о том, как сберечь воду чистой. И повесим инструкции в саду, чтобы люди задумались о чистоте рек, Финского залива, озер, морей.
5. Рефлексия.
Детям задаются вопросы.
Воспитатель: Кто узнал, что-то новое для себя?
Ответы детей:
Воспитатель: Что вас особенно удивило?
Ответы детей:
Воспитатель: Что бы Вы еще хотели бы узнать и как?
Ответы детей: