Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №17 (июнь 2016) » Экологическое воспитание дошкольников

А.Н. Саянина, О.А. Апполонова. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «По страницам Красной Книги» (с использованием ИКТ, ТРИЗ)


Автор: Саянина Анна Николаевна, ГБОУ детский сад №1 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель, высшая квалификационная категория, стаж работы 25 лет.

 


 

Автор: Апполонова Ольга Александровна, ГБОУ детский сад №1 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, первая квалификационная категория, стаж работы 2 года.

 


Актуальность:

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В современных условиях к числу важнейших следует отнести экологические ценности – природу, жизнь и здоровье человека. Так человек связан с природой во всех видах своей деятельности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства ребенок характеризуется природной наблюдательностью, любознательностью, активностью, живым воображением и заинтересованным познанием окружающего мира.

Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие благоприятно воздействует на детей, вызывает у них восторг, радость и удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.

Цель: Познакомить детей с Красной книгой Санкт-Петербурга и Ленинградской области и охраняемыми животными, растениями, птицами и рыбами.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с красной книгой Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • Сформировать представления о целях создания Красной книги, рассказать какие объекты заносят в книгу;
  • Пополнить словарный запас словами браконьер, заповедник, редкий вид;
  • Закреплять бережное отношение к природе родного края, беречь и охранять ее;
  • Формировать умение отгадывать загадки;
  • Поддерживать самостоятельность воспитанников – умение отвечать на вопросы, делать выводы, обобщать, выдвигать свои гипотезы, предлагать выход из новой ситуации.

Развивающие:

  • Активизировать познавательный интерес у дошкольников;
  • Развивать внимание, мышление, память, воображение ;
  • Развивать познавательный интерес к растениям нашей области и природе;
  • Сформировать представление об угрозе, которую представляет собой неразумное воздействие на природу человека;
  • Упражнять в умении концентрировать внимание;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Развивать познавательные процессы: восприятие, слуховое и зрительное внимание, мышление;
  • Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать навыки рисования;
  • Развивать коммуникативные навыки или речевую активность - умение пользоваться речью-объяснением, речью-доказательством и диалогической речью.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитывать у детей экологическую грамотность;
  • Воспитывать доброе, милосердное и ответственное отношение к природе;
  • Совершенствовать навыки сотрудничества детей и эмоционально-положительного настроя в группе;
  •  Воспитывать любовь к природе и заботу о ней.

Оборудование и материалы: интерактивное игровое пособие для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «По следам Красной книги», экран, ноутбук, Красная книга СПб и ЛО, замок с ключиком, семена бархатцев, листики фиалки для посадки, стаканчики с землей, заготовки для оригами, план группы, заготовка для плаката «Береги природу»

Предварительная работа:

Чтение книг о животных В. Бианки, Е.Чарушина, Скребицкого

Просмотр видеоматериалов, фото, аудио материалов.

Просмотр мультфильма «КОАПП». 

Ход деятельности:

Слайд 2– «по следам Красной книги»

Воспитатель обращает внимание детей на интересный, необычный предмет в группе. Искренне удивлена, подходит видит, что это книга. Поднимает и   показывает детям. Фото1

Воспитатель: Дети, здесь книга. Какая-то она необычная, а как вы думаете почему она красная?  Где вы встречаетесь с красным цветом на улице?

Дети: на светофоре.

Воспитатель: Что показывает красный свет светофора?

Дети: Это сигнал опасности, предупреждения.

Воспитатель: Правильно, красный свет светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». Вот и эта книга Красная и предупреждает об опасности, но о какой?

Слайд 3– красная книга природы

Воспитатель: Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности, вымерли или стали редкими. Она призывает изучать природу.

К началу нашего века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению природы. И в 1948 году в небольшом городке Фонтебло во Франции на международной конференции, был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Этот союз составил мировой список, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения и редкие виды. На составление первого списка ушло много лет (14 лет). Учёные решили назвать этот список Красной книгой. Для удобства в книге сделали страницы у книги цветные.

Слайд 4 –книги разного уровня

Воспитатель: красные книги бывают разного уровня – всемирная книга, книга России, красная книга СПб и т.д.

Слайд 5 – листы красной книги

Воспитатель: Листы в красной книге условно разделены на цвета. На черных листах помещены сведения о вымерших видах; на красных –под угрозой вымирания; на желтых – сведения животных, нуждающихся в сохранении;  на зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

Воспитатель: давайте откроем книгу и посмотрим, кто же там есть? Хотите?

Обращает внимание детей, что книга то закрыта на замок. Ребята, а как вы думаете, как нам надо поступить, чтобы открыть книгу?

Дети: нам надо найти ключ, чтобы открыть замок.

Воспитатель  обращает внимание детей, что под книгой лежит карта и инструкция: «Ребята, отправляйтесь в путешествие по карте, выполняйте все задания и получите ключ и тогда сможете открыть её. Фото2

Слайд 6 – карта с гиперссылками (1.2.3.4.5)

Дети рассматривают карту, видят на ней 5 пунктов – «растения»,  «животные», «птицы», «водоемы-рыбы» и пункт «физминутка». Воспитатель предлагает детям выбрать любой понравившийся пункт и в зависимости от выбранной детьми темы, выполняются задания.

Пункт 1 карты «Растения»

Слайд 7- На экране появляется заставка с травами

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать то, что изображено на картинке?

Дети: Это растения.

Воспитатель: А какие вы знаете растения, которые растут в нашей местности, в Санкт-Петербурге и области?

Дети называют известные растения.

Воспитатель: Растения тоже занесены в красную книгу.

Рассказ про березу, фиалку.

Слайд  8- демонстрация растений, о которых идет рассказ

Воспитатель: я вам сейчас расскажу о растении, которое вы все знаете, о березе. Оказывается, есть такой вид березы, который занесен в Красную книгу, называется этот вид «береза приземистая». Этот вид березы очень похож на нашу обычную, известную всем березку. Которая, даже у нас во дворе растет. Давайте ее рассмотрим и увидим, чем же она отличается от березы обычной.

Дети рассматривают, описывают, находят различия.

Рассказ воспитателя: Берёза низкая или Берёза приземистая

Листопадное растение семейства Берёзовые. Произрастает на болотах и заболоченных лугах в северных районах Европейской части России. Кустарник высотой 1—1,5 метра с прямыми ветвями. Цветёт одновременно с появлением листьев в апреле - мае. Плод - маленький широкоэллиптический орешек с двумя придатками. Берёза приземистая занесена в Красные книги многих областей России как вероятно исчезнувший вид.

Воспитатель: а есть еще цветок, который тоже находится на грани исчезновения. Называется он «фиалка селькирка», давайте рассмотрим и его.

Фиалка селькирка

Многолетнее бесстебельное травянистое растение высотой 8-20 см. Корневище тонкое. Прикорневые листья многочисленные, яйцевидной формы, собраны в розетку. Цветки длиной 1,2-2,2 см, бледно-фиолетового цвета, расположены на слабоопушенных цветоножках. Цветет в апреле — начале мая, плоды созревают в июне.  Обитает в сырых хвойных и смешанных лесах, в заболоченных елово-сосновых и елово-березовых сообществах. В России встречается на севере европейской части. Вид занесен в ряд Красных книг субъектов Российской Федерации.

Воспитатель: вот видите, с какими растениями мы познакомились, они очень редкие, занесены в красную книгу. А подскажите мне, как мы можем помочь природе сохранить растения от исчезновения?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы, растения, занесенные в Красную книгу, берегут, стараются размножить вид.

Воспитатель: ребята, я  вам предлагаю  попробовать помочь защитникам природы и решить очень сложную экологическую задачу. Попробуем?

Дети выслушивают задание, обсуждают ситуацию, предлагают и аргументируют свои варианты решения:

(технология ТРИЗ) «ВЫРУБИ ЕЛКУ!»

Слайд 9 – елки

Проблема, где достать елку к Новому году, актуальна не только у нас. И, к сожалению, некоторые достают елку, просто вырубая ее в лесу у шоссе. Убытки огромны. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса?

Необходимо нарушить вредное действие - вырубку елок.

Решения: Можно изготовить искусственные елки. Можно опрыскать елки в лесу неприятным ароматом, тогда их не будут вырубать.

Воспитатель: Чтобы у нас было много цветов, предлагаю вам посадить цветы. Я приготовила для вас стаканчики с землей. Вы можете выбрать посадить вам фиалку или бархатцы. Фиалку вы заберете домой, а бархатцы останутся в группе, а когда станет тепло, мы высадим в клумбы на улицу.

Воспитатель раздает детям пооперационные карты по посадке растений. Дети выбирают, какой цветок хотят посадить, проходят к столам и производят посадку семечка или рассадку фиалки черенком. Воспитатель помогает. Фото3

Слайд 10 – фиалка и бархатцы

Пункт 2 карты «Водоемы - рыбы»

Звучит журчание воды.

Слайд 11– пустой экран со звуком

Слайд 12 -  появляется анимация лесной ручей

Воспитатель: Ребята, а что такое вы услышали?

Дети: Это шум воды.

Воспитатель: А где бывает вода?

Дети: в реках, озерах, морях.

Воспитатель: правильно. А кто же живет в реках, морях, озерах?

Дети: рыбы, водные животные.

Воспитатель:  ну расскажите, каких рыб и животных водоемов вы знаете из нашего края?

Ответы детей.

Воспитатель: А я вам расскажу, какие из этих животных занесены в Красную книгу и почему. Фото 4

Слайд 13

Рассказ про сома и кумжа.

Сом обыкновенный

Крупная пресноводная бесчешуйчатая рыба семейства сомовых. Длина тела до 5 м, вес до 400 кг. Окрас в большинстве случаев бурый с оттенками коричнево-зелёного, брюхо белое. Существует заблуждение, что сом питается только падалью и подпорченными продуктами. На самом деле это не совсем так. Основной пищей сома являются мелкие ракообразные, мальки и водные насекомые. В более зрелом возрасте, в зависимости от кормовой базы, предпочитает в рационе живую рыбу. Также известны случаи нападения на водоплавающих птиц и мелких домашних животных. Активный ночной хищник. Днем предпочитает отлеживаться на ямах, в корягах. Перед ледоставом собирается на ямах в небольшие группы от 5 до 10 особей. Зимой не питается и практически неактивен.

Кумжа

Проходная, озёрная или ручьевая рыба из семейства лососёвых. Очень экологически пластичная рыба. Она входит в реки Европы от Пиренейского полуострова на юге, до Печоры на севере. Встречается в Балтийском море. В море кумжа живёт от одного года до четырёх лет. Объектами питания служат сельдь, корюшка, колюшка. Ценная промысловая рыба. Ручьевая и озерная формы, как и проходная кумжа, — объекты искусственного разведения.

Воспитатель: К сожалению, водные растения и некоторые виды рыб занесены в красную книгу. А как вы думаете почему?

Дети: вылавливают много рыбы, загрязняют берега озер и рек.

Слайд 14 – грязный, замусоренный берег

Воспитатель: Правильно. Но еще на берегах рек, морей, озер люди строят заводы, фабрики и если на них нет хороших очистных сооружений, также происходит очень серьезное загрязнение воды.

Но и простой рыбак может навредить природе. Оказывается, рыбку можно ловить не всегда, есть такое время, когда рыба мечет икру, размножается и обычно, в это время рыбалка на многие виды рыб запрещена. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Людей, которые вылавливают рыбу в такой сезон, когда она размножается, называют браконьеры.

Слайд 15 – браконьеры

Браконьеры — это такие люди, которые охотятся на животных, птиц, рыб и уничтожают растения, занесенные в Красную книгу. К браконьерам так же относят людей, которые ловят любую рыбу запрещенными видами ловли. Браконьеров наказывают: выписывают большие штрафы или могут посадить в тюрьму.

Воспитатель: ребята, я  вам предлагаю  попробовать помочь защитникам природы и решить очень сложную экологическую задачу. Попробуем?

Дети выслушивают задание, обсуждают ситуацию, предлагают и аргументируют свои варианты решения:

(технология ТРИЗ) «КИСЛОРОД ДЛЯ РЫБ»

Слайд 16- озеро

Рыба в мелких прудах может зимой погибнуть от недостатка кислорода. Предложите решения проблемы. Одно из решений - делать проруби, но они постоянно замерзают. Как быть?

Противоречие: Сквозь лед должен проходить воздух, так как он нужен рыбам, но воздух не может проходить через лед.

Подсказка: лед сам пропускает воздух в воду. Используйте предмет, через который проходит воздух.

Решение:  В лед вмораживаются капилляры - пучки обычной соломы. По ним кислород попадает в воду.

Воспитатель: Вы конечно молодцы, здорово придумали. На нашем плакате есть озеро и в него надо посадить много рыбок. Предлагаю вам сделать оригами рыбок и приклеить на плакат. Фото5

Дети выбирают, какую рыбку хотят сделать, выбирают цвет, фактуру бумаги,  делают и приклеивают рыбок.

Пункт карты физминутка  

Слайд 17 –звериная зарядка

Воспитатель: мы с вами прошли уже половину пути и нам пора отдохнуть. Проведем "Звериную зарядку"! Фото 10

Движения выполняются по тексту. Дети стоят врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз – присядка, (Приседают.)

Два – прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)

Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)

А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)

Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)

Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)

А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)

Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)

Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)

То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)

А кому зарядки мало —

Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)

Пункт 3 карты «Птицы»

Звучит пение птиц.

Слайд 18– пустой экран со звуком

Воспитатель: Ребята, а что такое вы услышали?

Дети: Это пение птиц.

Слайд  19- поющие птицы

Воспитатель: правильно. К сожалению птицы, тоже занесены в красную книгу, так как появились и у них редкие виды. Редкие виды это те птицы, которые уже не встречаются в дикой природе, их только специально разводят. В нашем краю в Красной книге сова, дятел, лебедь. Ребята, а подумайте, что могло случиться. Что птицы попали в красную книгу?

Ответы детей.

Слайд 20

Болотная сова — птица отряда совообразных с короткими ушными пучками перьев, состоящими лишь из 3—4 перьев. Сверху ржавчинного цвета с тёмными и беловатыми продольными пятнами, снизу — светлее с простыми тёмно-коричневыми стержневыми пятнами. Длина — 36 см. Распространена повсеместно, за исключением жаркого пояса. Гнездится в низменных влажных местах, обыкновенно по окраинам болот. Гнездом служит углубление в почве, выстланное иногда мхом. Кладка — в апреле (для средней России) — состоит из 3—6 белых шарообразных яиц. Пищей болотной сове служат мелкие грызуны, болотные и водяные птицы, насекомые и даже рыба.

Белоспинный дятел — лесная птица семейства дятловых, наиболее крупный вид из рода. Имеет внешнее сходство с большим пёстрым дятлом, отличаясь от него белой нижней частью спины и белыми внутренними маховыми. Распространён в лесной зоне Евразии. Населяет зрелые лиственные и смешанные леса с большим количеством больных и погибших деревьев, особое предпочтение отдаёт старым березникам. Скрытная и малозаметная птица, однако присутствия человека не избегает. Живёт оседло. Иногда осенью и зимой совершает недальние кочёвки, однако весной обычно возвращается в тот же район, что и в предыдущий год. Тем не менее, ежегодно долбит новое дупло для гнезда. Размножается раньше других дятлов, к концу мая уже появляются птенцы.

Воспитатель: Все эти птицы нам очень знакомы, но знали ли вы, что их надо охранять? А вы знаете, что на острове, на котором мы живем, есть природный заказник? Расскажите.

Ответы детей. Воспитатель помогает и уточняет информацию о заказнике.

Слайд 21  

 В Кронштадте есть природный заказник «Западный Котлин». Фото 6

Сотрудники дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга смогли «стереть» следы пребывания военных и туристов, убрать многочисленные пейнтбольные площадки и частично восстановить флору и организовали небольшую экологическую тропу. Главное богатство заказника – пернатые. Ученые отметили около сотни видов птиц, которые или растят здесь птенцов, или останавливаются отдохнуть во время миграций.

 Осенью и весной в прибрежных камышах останавливаются на отдых перелетные водоплавающие птицы, летящие к Белому морю.

Здесь можно встретить редких уже для нашего региона лебедя-кликуна, серую утку, галстучника, крохаль, полярную крачку. Ученые отметили около сотни видов птиц, которые растят здесь птенцов. Мелководный берег возле этих кронштадтских фортов - одно из немногих мест, где могут остановиться на отдых перелетные птицы. Таких спокойных мест уже немного осталось в окрестностях Санкт-Петербурга, поэтому очень важно их сохранить по возможности нетронутыми, не тревожить птиц.

Воспитатель: ребята, я  снова вам предлагаю  попробовать помочь защитникам природы и решить экологическую задачу. Попробуем?

Дети выслушивают задание, обсуждают ситуацию, предлагают и аргументируют свои варианты решения:

(технология ТРИЗ) «ПТИЦЫ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ»

Слайд 22 – птицы на фоне самолета

В болотах и маленьких озерах вблизи аэродромов часто селятся прилетающие из теплых стран лебеди и сооружают гнезда. Но птицы мешают полетам. Столкновение самолета при взлете или при посадке с лебедем, весящим от 10 до 22 кг, угрожает гибелью и птице, и машине, и пилоту  и всем пассажирами. При  этом засыпать озера невозможно, а залить пленкой бензина - нельзя по экологическим соображениям. Как быть? Как быть в сходной ситуации с другими породами птиц?

Подсказка: Птицы сами не показываются на взлетно-посадочной полосе. Возможно использование:

  • а) "копии" птиц;
  • б) пища для отвлечения от аэропорта;
  • в) "страшный" сигнал.
  • Задача имеет много решений - вот некоторые из них:
  • а) Лебеди, после того, как выберут себе место для поселения, не допускают к нему других. Когда же они видят, что любимый район занят их родственниками, то никогда не останавливаются близко около них. Поэтому делаются бутафорские лебеди и располагаются возле аэродрома;
  • б) Устраивают "столовую для птиц" - свалку пищевых отходов, отвлекающую их от аэродрома;
  • в) Периодическая трансляция записанных на магнитофон птичьих "сигналов бедствия";
  • г) Изображение на фзеляже самолетов хорошо знакомого птицам увеличенного глаза хищной птицы. Фото 8

Воспитатель: Теперь я вам предлагаю посадить на наш плакат птиц. Можно сделать оригами сову, аппликацию или нарисовать. Фото7

Дети выбирают материалы, выбирают форму работы – оригами или модульная аппликация, делают птиц и приклеивают на плакат.

Пункт 4 карты «Животные»

Звучат звуки леса.

Слайд 23– пустой со звуком

Воспитатель: Ребята, а что такое вы услышали?

Дети: Это звуки леса.

Слайд 24 - лес

Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили. Кто живет в лесу?

Дети: животные.

Воспитатель: Правильно. Мы поговорили о птицах, растениях и остались у нас животные, которые занесены в Красную Книгу.

Давайте, вспомним, какие животные живут в нашей местности.

Ответы детей.

Слайд 25

Рассказ - Европейская косуля или  дикая коза 

Европейская косуля или дикая коза 

Некрупный изящный олень со сравнительно коротким туловищем, задняя часть которого несколько толще и выше передней. Рога у самцов сравнительно небольшие 15—30 см длиной. Рога сбрасываются ежегодно в октябре—декабре, сначала старыми самцами, затем — молодыми. Новые рога начинают отрастать после примерно месячной задержки. Самки безрогие. Европейская косуля населяет смешанные и лиственные леса разнообразного типа и лесостепь. В чисто хвойном лесу встречается лишь при наличии лиственного подлеска. Рацион косули включает порядка 900 видов растений; предпочтение отдаётся легко перевариваемой растительной пище, богатой питательными веществами и водой. На косуль охотится большинство крупных и средних хищников. Основные их враги — волки, рыси и лисицы. Хищничество особенно усиливается в многоснежные зимы, когда передвижение косуль затруднено. Значительный ущерб поголовью косули наносят также бродячие собаки. Некоторый ущерб причиняет бурый медведь; новорождённых косулят истребляют барсуки, енотовидные собаки, куницы, лесные коты, беркуты, филины, а также кабаны.  В настоящее время по классификации  европейская косуля относится к видам минимального риска. Благодаря охранным мероприятиям последних десятилетий вид стал широко распространён и обычен на большей части своего проживания.

Балтийская кольчатая нерпа

вид настоящих тюленей, наиболее часто встречающийся в Арктике. Помимо Северного Ледовитого океана, этот близкий родственник обыкновенного тюленя обитает в Балтийском море, а также в озёрах Ладожском и Сайма. Живёт в холодных регионах Балтийского моря. Кольчатая нерпа названа так по светлым кольцам с тёмным обрамлением, составляющим рисунок её шерсти. Длина взрослых животных от 1,1 до 1,5 м.  В Финском заливе осталось около 200 особей. Самые многочисленные лежки находятся на острове Хангелода.  Считается исчезающим видом. Занесён в Красную книгу природы Санкт-Петербурга. Молодым балтийским кольчатым нерпам, найденным на берегу Финского залива, оказывается помощь в Центре реабилитации ластоногих, который находится в Репино.

Воспитатель: Что делают люди для того чтобы помочь животным и растения?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А еще создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Заповедник — это то место где природа живет по своим законам, а человек не вмешивается, и иногда приходит туда как гость. В нашей стране заповедников много (около 155).

В Ленинградской области тоже есть заповедник – Нижнесвирский.

Заказники создаются с целью сохранения или восстановления нескольких компонентов природы. В нашей области их большое количество:

  • Лисинский
  • Линдуловская роща (Выборгский район)
  • Чистый мох (Киришский район, в 4 км юго-восточнее г. Кириши)
  • Белый камень (вблизи посёлка Оридеш из болота выступает седой гранит)
  • Выборгский (несколько десятков берёзовых островов)

Любители природы оберегают вымирающие виды от браконьеров, от болезней, от голода и плохих условий природы. Браконьеры охотятся на любых животных в запрещенный для этого период времени. Если животные заболели, то их стараются вылечить. Зимой животных, занесенных в Красную книгу, подкармливают. Летом спасают от жажды.

Воспитатель: ребята, я  снова вам предлагаю  попробовать помочь защитникам природы и решить экологическую задачу. Попробуем?

Дети выслушивают задание, обсуждают ситуацию, предлагают и аргументируют свои варианты решения:

(технология ТРИЗ) «БРАКОНЬЕРЫ И НЕРПЫ». Фото 9

Слайд 26 – нерпы

Активистов движения "Зеленый мир" встревожило уменьшение поголовья нерп из-за уничтожения детенышей нерп - бельков. Браконьеры убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной. Попытки "зеленых" бороться с охотниками силой не привели к успеху - силы не равны, да и Закон не на их стороне... А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? Как сделать бессмысленной для охотников добычу бельков?

Противоречие: Шкурка белька должна быть испорченной, чтобы она потеряла ценность для браконьеров, но шкурка имеет ценные для браконьеров качества.

Подсказка: Используйте посредник - краску.

Решение: Активисты высаживались в местах обитания нерпы до промыслового сезона и "портили" шкурки бельков несмывающейся краской.

Воспитатель: Давайте с вами закончим наш плакат и сделаем животных в технике оригами, аппликация или рисуем и приклеиваем на плакат.

Воспитатель: вот наш плакат готов. Давайте посмотрим на него и вспомним правила поведения на природе.

Дети: Ходить по тропинкам, не ломать ветки деревьев, не кричать и не включать громко музыку, не оставлять не затушенных костров, не рвать цветы.

Воспитатель: В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей молодую рыбу и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. Так же в лесу не нужно залезать в птичьи гнезда, не ловить насекомых, не разорять муравейники. Что вы можете сделать для охраны природы?

Дети: Посадить дерево, подкормить птиц, почистить родник, убирать мусор.

А вы помните, что мы прошли всю карту и выполнили все задания. (вспоминают, какие выполняли здания, что понравилось, что получилось) Теперь посмотрим на экран, и мы должны получить ключик, чтобы открыть нашу красную книгу.

Слайд 27– анимация появился ключ

Воспитатель: (достает «с экрана» ключик) давайте откроем нашу красную книгу. Посмотрите тут есть животные, птицы, рыбы и растения о которых мы сегодня говорили. Но есть и много других, о которых мы прочитаем в следующий раз и дополним страницы. А сейчас, я хочу предложить Вам посмотреть видео на песню Юрия Антонова «Не рвите цветы».

https://www.youtube.com/watch?v=avIqtF_K9Ek

« Предыдущая статья